Урок по русскому языку «Употребление имён существительных в речи»


Урок по УМК «Школа 2100»
учительницы начальных классовЛарченко Ольги Валентиновны
Тема: «Употребление имён существительных в речи»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний УМК "Школа 2100".
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное"
Задачи урока:
Образовательные – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.
Развивающие – развивать познавательный интерес, орфографическую интуицию, зоркость, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;Воспитательные- содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения в общественном транспорте.
Методы: проблемный, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: презентация урока с музыкальным сопровождением, учебник «Русский язык. 3 класс» Р. Н. Бунеев, карточки для парной работы, индивидуальные тесты, проектор, экран, компьютер.Ход урока
I. Организационный момент, эмоциональный настрой и мотивация
. Каким вы хотите увидеть сегодняшний урок? ( Ответы детей)
Я старалась, готовилась к этому уроку, но мне нужна будет ваша помощь. Ребята, вы готовы мне помочь? Тогда повторяйте за мной:
Мы будем стараться и выполним все сложные задания,
II. Актуализация знаний.
1. Рассказ учителя. В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.
А отправимся мы с вами на сказочном поезде. (Слайд) Хоть он и сказочный нам нужно соблюдать правила безопасности и правила поведения в поезде. Какие они?
(Ответы детей) А чтобы сесть в поезд нам нужно приобрести билеты. А билет не надо покупать, он достанется тому, кто выполнил домашнее задание правильно, написал аккуратно и красиво.
2. Проверка домашнего задания. Откройте тетради. Что было задано?
( Задание 3 –стр 56)- Взаимопроверка. Выполнение заданий к тексту.
Итак, все приобрели билеты. У вас на партах кружки самооценки. Зелёный кружок - мне было всё понятно, я справился с заданием, я доволен
Жёлтый кружок - я испытывал некоторые трудности, сомневался, но все же справился с заданием
Красный кружок – мне было трудно, я ничего не понял, не смог выполнить это задание.
Внимание! На станциях вас будут проверять, поэтому не теряйте билеты! Двери закрываются, будьте осторожны! Поезд отправляется (Слайд, гудок поезда)
III. Формулирование проблемы
1.Первая остановка «Словарные слова» (Слайд) Вас встречает контролер с заданием. Контролер приготовил для нас словарные слова. Внимательно посмотрите на слайд ( Лопата, ракета, огурец, малина, берёза, велосипед, стол , машина, хорошо, синица. .Итак, на какие вопросы отвечают эти слова? Среди них было одно лишнее слово? ( стол – не словарное слово) Кто догадался? А что вы можете сказать о словах на вопросы кто? и что?(Это имена существительные)
В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в самом большом районе живёт очень важный житель. Это - имя существительное. Ребята, вы в первый раз слышите это слово? ( Нет)
Итак, сформулируйте тему и основные задачи урока, что мы должны делать на сегодняшнем уроке? (Повторить про имена сущ, работать со словами, текстами, находить в них существительные, определять их роль в речи.) - А почему он такой важный? (Он обозначает предметы - это люди, животные, вещи, предметы, явления природы, состояния и чувства людей.)Мы с вами сформулировали тему урока, составили план.
2. Минута чистописания. Письмо словарных слов
Откройте тетради, напишите дату. Классная работа.
( Развитие орфографической зоркости и интуиции: слова комментируются с наглядностью Слайд . Вспомните словарное слово, которое мы с вами записали, оно обозначает транспорт-Велосипед
Позавидуйте, друзья, новый велик у меня. Я скажу вам по секрету:
Нам в квартире мало места по широкому проспекту
Ехать очень интересно
(Самооценка: кружок )- С заданиями контролёра вы справились. Отправляемся дальше.
IV. Развитие умений. Физкультминутка ( Слайд)
Имя существительное, очень удивительное,
на вопросы кто? и что? отвечать оно должно
Игра « Кто? Что?»
. Если слово отвечает на вопрос кто?, т. е. одуш., - хлопают девочки, а если неодуш.- что?- мальчики будут хлопать в ладоши. Будьте внимательны!( лес, кровать, ежонок, барабан, белка, баран, лист, утюг, мышеловка, лилия, Лилия)
Нарицательное или собственное? Внимание! Мы приближаемся к следующей остановке. Называется она "Разбор слов по составу" (Слайд)
1. Работа по учебнику. Задание 3 - стр 58
Чтение текста, учащиеся работают на доске, пишут, разбирают по составу только существительные в начальной форме. т. е. на вопросы кто? что?
Собака, лисица, кошка, человек, охота. (Самооценка: нарисуйте кружок)
2.Следующее задание Работа в парах (по листочкам) (Слайд )1. Отметь только имена существительные знаком +
бег бежать беготня беговой пробежка бегун
лес, лесной, лесник, лесовод
2. Отметь, к какому слову относятся эти признаки
Имя существительное, неодушевленное, женского рода, единственного числа
А) море цветок водичка немножко
Б) ветер, хорошо, земля, солнце
3.Напишите слово, от которого образованы эти существительные.
Коток, котик, котёнок__________________________
Проверка ( Слайд ) (Самооценка: нарисуйте кружок)- Займите свои места. Поезд отправляется домой.
Пока поезд едет, давайте поиграем в игру «Кто я?»
В школе я
В магазине я
На улице я кто?
В транспорте я
Дома я
-А в будущем кем бы вы хотели увидеть себя?
(Слайд -Выборочное письмо) Чтобы ехать было веселее поиграем в игру « Найди имя существительное» выпишите имена существительные
В лес стояла высокая берёза. Под берёзой рос большой гриб. Витя заметил гриб. (Проверка)
Вот мы и дома. Внимание! Конечная остановка.
V.Домашнее задание. 1) Упр 4 – стр 59;
2) Желающим можно составить небольшой рассказ или сказку об имени существительном.
VI. Итог урока. Рефлексия. Давайте подведем итог нашего урока.
Какое настроение у вас после нашего урока? Покажите кружок самооценки.
– Что в нашей работе показалось вам трудным? А что интересным? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытывали затруднения? Сосчитаем кружочки самооценки. Оценки за урок.
Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы ещё будем его изучать и узнаем много нового и интересного.