Конспект Единого (общешкольный) классного часа «Сталинградская битва», посвященный 70-летию Сталинградской битвы


ЕДИНЫЙ (общешкольный) классный час «Сталинградская битва»,
посвященный 70-летию Сталинградской битвы
Продолжительность: 45 мин.Участники: Класс: 1-9, классные руководителиТехнологии: презентация, музыка (голос Левитана «Об объявлении войны», песня «Вставай, страна огромная»), видео- хроника Сталинградской битвы Конспект классного часа.Цели и задачи:1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.Подготовка к классному часу:мультимедийная презентацияУченица-(Рычкова Полина)- чтец, подбирает стихи о войне, мужестве, героизме.Семиклассники (музыкальные оформители) – песни о войне.
Доклад учеников 7 класса о героях Сталинградской битвы
Методика использования ИКТ:   использование мультимедийной презентации, использование ресурсов сети Интернет (видео- хроника Сталинградской битвы), совмещение видео-, аудио- и текстового материала (комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения).
Оформление:
Актовый зал: 2 ноутбука, мультимедийный проектор, экран, стулья для участников, трибуна, окна заклеены малярным скотчем крест на крест (для создания атмосферы военного времени)
Ход классного часа.Учитель— 2 февраля- необычный день. Может кто–нибудь из вас знает почему? (ответы детей) — Сегодня 02 февраля 2013 года. 70 лет тому назад закончилась Сталинградская битва. ( 1 слайд) — И классный час у нас тоже необычный. Вы присутствуете на часе мужества. — Кто из вас догадался почему так назван час?— Cегодня мы с вами совершим экскурсию назад, в историю города Волгограда.— Как назывался раньше город? (Царицын, Сталинград, Волгограда)— Итак, город Сталинград. Обычный город. Теперь говорят довоенный Сталинград. В городе жили мирные жители. 
Посмотрите на экран. (2 слайд)
Включить ГОЛОС ЛЕВИТАНА
Ученица: Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский
Вечная слава тех,
Кем фашизм покоривший Европу,
Был остановлен здесь
В суровые годы битвы…
Они здесь стояли насмерть!
И были средь них солдаты
Мальчишки в серых шинелях
Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки
Немного старше, чем ты.
Учитель —(4 слайд) 23 августа 1942 года немецкие самолёты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолётовылетов. Несмотря на противодействие советской авиации, и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолётов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. 23 августа 1942 года самая скорбная дата в истории этого города. — Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытие. (5 слайд)— В тяжелых условиях люди самоотверженно сражались с фашизмом.
ВКЛЮЧИТЬ (муз. клип «Священная война»)
После музыки Ученица Скорбь…Я как-то на кургане видел гостью:Сняв с головы темнеющий платок,С бугра взяла она земли две горстиИ завязала землю в узелок…И с болью той привычной, постоянной,Став сразу ниже ростом и слабей,Еще минуту тихо постоялаУ памятника Матери, себе
Учитель — (слайд 6) По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории.
Учитель — (слайд7) Противник превосходил советские войска
в людях в 1,7 раза,
в артиллерии и танках в 1,3 раза,
в самолетах – более, чем в 2 раза.
Учитель — (слайд 8) Не хватало оружия, боеприпасов, танков, самолетов, не хватало людей – а это главное, – и все-таки непобедимая армия, покорившая всю Европу, всю зиму протопталась у его стен и сдалась.
(слайд 9) Ученица:
Держись, Сталинград!Мы тебе на подмогуСкоро придем.Держись, Сталинград!Пусть к Волге дорогаСтанет для фрицев последним путем!
Держись, Сталинград! Если даже не можешь, - Все же держись и стой! Держись, Сталинград! День, тобою, что прожит, Равен эпохе самой!
(слайд 10) Держись, Сталинград! Путь за Волгу - могила. Родина-Мать проклянет! Держись, Сталинград! Твоей стойкости сила Ключ от победы кует!
Держись, Сталинград!
Учитель — (слайд 11) Гарнизон Павлова-Вечером 27 сентября 1942 г. Павлов получил боевое задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании. С тремя бойцами (Черноголовом, Глущенко и Александровым) ему удалось выбить немцев из здания и полностью захватить его. Вскоре группа получила подкрепление, боепитание, телефонную линию. Вместе со взводом лейтенанта Афанасьева численность защитников дошла до 24 человек. Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело маневрируя силами небольшого «гарнизона», Павлов избегал больших потерь и в течение почти двух месяцев не давал врагу пробиться к Волге.
Учитель — (слайд 12) Героизм был в буднях, в тяжелом солдатском труде, в умении не терять веру и самообладание в самые тяжелые минуты.
— Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Всем вам известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва.Сталинградская битва — одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство.
Учитель — (слайд 13) Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству.
Учитель — (слайд 14) Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу
Ученица: Все горит: дома, заводы, земля, метал плавится… - А люди? - Люди стоят насмерть!
(слайд 15) Из письма мальчика, жившего в Сталинграде «Сашенька! Ты спрашиваешь, как там наша школа. Ничего живём. Десятиклассники учатся в 3-ю смену. Кончаем уроки в одиннадцать ночи. А днём работаем на заводе по 12 часов. Делаем снаряды для «катюш». Так спать охота! Иногда даже на станках, на стружках засыпаем!»
Учитель — (слайд 16) Во время Сталинградского сражения набережная Волги играла огромную роль. За 200 дней Сталинградской битвы моряки совершили 35400 рейсов через реку, эвакуируя мирных жителей и снабжая защитников города всем необходимым.
Учитель — (слайд 17) Было Разрушенно в дни Сталинградской битвы здание Музея обороны Царицына
Ученица Помнишь, как в бой за Царицын, Шел за отрядом отрядПодвиг бойцов повторилсяВ битве за наш Сталинград.
От рожденья земля не видала Ни осады ни битвы такой,Содрогалась земля и краснели поля Все пылало над Волгой рекой.
За каждый дом… но не было домов –Обугленные, страшные остаткиЗа каждый метр –  но к Волге от холмовС тягучим воем наползали танкиИ оставались метры дот воды  и Волга холодела от беды.
«Стоять на смерть, ни шагу назад!» –Такой был девиз у наших солдатИ жизни своей не жалели ониВрага изгоняя с родимой земли. 
Учитель — (слайд 18) Сталинградская битва явила примеры массового героизма, в которых ярко проявились лучшие качества воинов-патриотов — от солдата до маршала — Михаила Паникахи, Якова Павлова, Василия Ефремова, Василия Зайцева, Михаила Баранова, Петра Болото, Николая Сердюкова, Алексея Хользунова, Николая Заболотного, Ивана Людникова, Александра Родимцева, Тимофея Хрюкина, Василия Чуйкова, Михаила Шумилова, Андрея Еременко, Александра Василевского, Константина Рокоссовского, Георгия Жукова…Учитель — (слайд 19) На площади Скорби находится могила Дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командарма 62-й Армии В.И. Чуйкова.
Доклад учеников 7 класса о героях Сталинградской битвы
-(слайд 20) Ученица: На Мамаевом кургане тишина.На Мамаевом кургане тишина,За Мамаевым курганом тишина,В том кургане похоронена война,В мирный берег тихо плещется волна.
ВКЛЮЧИТЬ ВИДЕО «Сталинградская битва»
Ученица: Из Стихотворения Валентина Леднева «Вечный огонь». Их теперь не обнять, Не пожать им ладонь.Но восстал из землиНегасимый огонь –Скорбный огонь,Гордый огонь,Светлый огоньЭто павших сердцаОтдают до концаСвое яркое пламя живущим.
Учитель —. - Военные действия уничтожили почти весь жилой фонд города – 42 000 зданий. Многие иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград искренне полагали, что он не подлежит восстановлению.
— Город был практически пуст. В шести городских районах, в которых до войны проживало около полумиллиона человек, на 2 февраля 1943 года насчитывалось полторы тысячи жителей. Люди жили в подвалах, землянках, развалинах домов.
— Благодаря жителям город был восстановлен.
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель- Что нового и полезного вы узнали на часе мужества?
Ответы детей-…
Оцените наш час мужества показом пальцев по пятибалльной системе.
Ответы детей-…
Используемые интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/ (Социальная сеть работников образования «Наша сеть»)
http://www.stalingrad.ws (Сталинградская битва, 1942-1943 гг.).
Используемая литература:
Чернова, М. Сталинградская битва: документальные свидетельства / М. Чернова // История. – 2012. – № 4. – С. 20-23.
Сталинградская битва : Хроника, факты, люди : В 2-х кн. / В. А. Жилин, В. А. Греджев, О. В. Саксонов и др., Кн.1. – М. : ОЛМА-пресс, 2002. – 911 с.