Внеклассное мероприятие на тему Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»


Внеклассное мероприятие « Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»

Цели: обобщить и углубить знания по проблемам взаимодействия общества и природы на современном этапе; сформировать у учащихся представление о сущности и причинах возникновения экологических проблем; вызвать чувство сопричастности в решении проблем охраны природы; формировать умения выступать перед аудиторией, защищать общество и природу.
Оборудование: физическая и политическая карты мира, выставка книг на тему «Природа и человек.», мультимедийная презентация.
Ведущий 1 ( на фоне слайдов 1-3) :
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени Природа!
У неё для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты
Поля, леса, луга , моря и реки.
Видеофрагмент.
Ведущий 2: (слайд 5) «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача»  слова известного русского советского биолога, селекционера Ивана Владимировича Мичурина стали своеобразным девизом на несколько десятилетий в ХХ веке. Но и это ещё не всё. Наша страна произнесла фразу века: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!” Какая красивая была наша мечта и как уродливо исказили ее. Человек загнал себя в пороховую бочку, обрек все живое на гибель. Вопросы загрязнения и охраны окружающей среды на сегодняшний момент стоят очень остро, поэтому сегодня мы хотим поговорить о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах общества.
Ведущий 3: На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.
Чтобы прокормиться, одеться человек интенсивно использует земельные ресурсы. Пашни и плантации занимают примерно 1,5млн.га. В результате многих случаев обработки земли почва разрушается, часто ведет к развитию эрозии, заболачиванию, засолению, в засушливых районах – к опустыниванию. (слайды 6-11)
Ведущий 4: Одна из проблем – эрозия почв. Эрозия лишила плодородия низины Гватемалы, когда-то питавшие процветающую культуру майя, а некогда плодородные земли Северной Африки, на которых выращивали пшеницу и которые были житницей Римской империи, теперь представляют собой по большей частью пустыню. За последние 100 лет подверглись эрозии 480млн. га земли. Первое место по развитию эрозии занимает Китай, больших размеров достигает эрозия в странах Средиземноморья, в Индии, Пакистане, Австралии. Немало земель в настоящее время теряет человек в результате процесса опустынивания. Оно охватило уже более 900 млн.га и угрожает еще 3 млрд. га. Раздвигают свои границы Сахара, Атакама, Намиб, и др. Процесс протекает со скоростью 7 км/час или 6,9 млн. га /год. Немало земель в настоящее время теряет человек в результате процесса опустынивания. Оно охватило уже более 900 млн.га и угрожает еще 3 млрд. га. Раздвигают свои границы Сахара, Атакама, Намиб, и др. Процесс протекает со скоростью 7 км/час или 6,9 млн. га /год.
Ведущий 1: Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100млрд. тонн руд, горючих полезных ископаемых, строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению

рельефа Земли, образованию котловин, пустот в верхних слоях земной коры. Так, откачка воды из-под города Мехико привела к оседанию грунта на 8 метров. Локальные прогибания земной поверхности известны в Силезском бассейне Польши; в Великобритании, в Германии, в США, Японии и т.д. Наиболее значительное воздействие на земную поверхность оказывает горное производство, особенно при открытом способе разработки. При этом способе добычи выпадает из оборота огромные площади плодородных земель. Подсчитано, что при добыче 1 млн. тн железной руды нарушается 640га земель, марганцевой – до 600га. В районе КМА под карьеры отведены 25000 плодородных земель, а в отвалы здесь ежегодно поступает 70-80 млн. м3 горных пород.
Ведущий 2: Минеральные удобрения – неминуемое следствие интенсивного ведения земледелия. В настоящее время их мировое производство равно 200220 млн т/г, около 3540 кг/г. на человека. В почве, при их внесении, происходят такие изменения, которые приводят к потере плодородия, к накоплению тяжелых металлов, повышению радиоактивного фона. Пестициды – группа веществ, которые используются для уничтожения или уменьшения численности нежелательных для человека организмов. Гербициды – вещества, используемые для уничтожения растений. Только около 1 % вносимых в среду ядов имеет непосредственный контакт с организмами, против которых они применяются. Экологическая вредность пестицидов зависит от их ядовитости, продолжительности жизни. В экологическом отношении особую тревогу вызывает ежегодное увеличение объемов применения пестицидов. Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. Прямое отравление поражает более 3-х млн. человек и уносит около 100000 тыс. жизней ежегодно. Ученые установили, что пестициды, используемые в нашем с/х хозяйстве, подавляет иммунную систему, приводит к заболеванию, которое назвали химическим СПИДом.
 Ведущий 3: Основными мерами охраны почв от загрязнения минеральными удобрениями, пестицидами и сопутствующими соединениями является внесение научно обоснованных доз, их оптимальные формы и сроки внесения, применения малотоксичных и неустойчивых соединений. А лучше это перейти к органическому земледелию. Органическое земледелие новое (хорошо забытое старое) выращивание продукции, прежде всего, зерновых, овощей и фруктов высокой экологической чистоты без применения минеральных удобрений, химических средств защиты от сорняков и вредителей, то есть вполне естественным путем. В Европе органическое земледелие считается сейчас одним из приоритетных направлений в сельском хозяйстве.

Будь милосерден, человек!
У всех людей – одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелётам диких птиц.
А мы бездумно сыпем яды
И дом свой травим не скупясь.
А нам беречь планету надо,
Для тех, кто будет после нас.

Ведущий 4: Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления

огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию, и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить.
Ведущий 1: ( на фоне слайдов 12-16) Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 200 млн. тонн сернистого газа, 700 млн. тонн окиси углерода, 150 млн. тонн окислов азота, 200 млн. тонн твердых частиц, что составляет в сумме более 1 млрд. тонн вредных веществ. Источниками загрязнений являются:
а/ - продукты сгорания автотранспорта и воздушного флота. В выхлопных газах автомобилей содержится не менее 200 вредных для здоровья компонентов, а реактивный лайнер за час полета сжигает от 6 до 10 тонн кислорода;
б/- промышленные выбросы и коммунально-бытовые отбросы . в результате сжигания минерального топлива каждый год в атмосферу попадает 20 млрд. тонн углерода, сернистого газа – это главный источник кислотных дождей, которые губительно действуют на все живое;
в/ - в результате ядерных взрывов, аварий на АЭС в атмосферу попадают радиоактивные элементы.
Ведущий 2: Миллионы тонн диоксидов серы и азота, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислоты. Мировой рекорд принадлежит шотландскому городку Питлохри, где 10 апреля 1974 г выпал дождь, похожий на столовый уксус. В 80-х годах в реках и озерах Скандинавии стали гибнуть лосось и форель. В США, Канаде, Западной Европе из-за кислотных дождей стали сохнуть леса. В ФРГ количество пострадавших лесов достигло 50%. Кислота разрушает сооружения из мрамора и известняка. Исторические памятники Греции, Рима, простояв тысячелетия, за последние годы разрушаются прямо на глазах.

Видеофрагмент.
Ведущий 3: Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 %, скорость уничтожения экваториальных лесов за последние 50 лет составляет 20 га в сутки. По вине человека многие виды растений и животных стали редкими или исчезли совсем. С 1600 г. на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. В настоящее время насчитывается 2 млн. видов. Под угрозой исчезновения находится 1000 видов животных. Исчезнувшие виды восстановить уже невозможно.
Ведущий 4: слайды 18, 19.
Ведущий 1: Вода - неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 т. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500л воды на человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.
Ведущий 2: Основными источниками загрязнения являются: (на фоне слайдов 20-25)
бытовые и промышленные отходы;
минеральные удобрения и пестициды, смываемые с полей;
продукты гниения древесины при молевом сплаве леса;
отходы от горюче-смазочных материалов, применяемых в автомобильном транспорте, авиации, морском и речном флоте;
нефть, покрывающая ј часть Мирового океана вследствие потерь при ее подводной добыче, перевозке и авариях судов.
отходы животноводства. Один свинокомплекс на 108 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов дает загрязнение, равное отходам крупного города с населением 500 тыс. жителей.

Видеофрагмент.


Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна, На крутой разгневанной волне. Стали люди сильным, как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У Земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает этот век. На земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли человек?
Ведущий 3: «Самый страшный зверь на Земле» – так гласит надпись на клетке при входе в один из западногерманских зоопарков. Когда заинтригованный посетитель заглядывает внутрь темной клетки, он видит самого себя – за решеткой установлено зеркало. Безосновательна ли эта надпись? К сожалению, нет!
Ведущий 4: (слайды 27- 29) Человечество стремится взять от Природы гораздо больше, чем Природа может дать без ущерба для себя. Окружающая нас Природа не только величественна, но и удивительно хрупка и ранима. Для того чтобы понять масштабы наступления Общества на Природу, можно провести следующее сопоставление. Биосфера нашей планеты существует около 4 млрд лет, она начала формироваться с момента образования планеты Земля. Современный человек существует на Земле 100 тыс. лет. Если принять продолжительность жизни одного поколения людей за 60 лет, то всю историю нашей цивилизации можно вместить в 800 поколений: 600 из них носили звериные шкуры, 100 владели письменностью, 4 использовали силу пара, 2 электричество. И только наше поколение поставило себе на службу авиацию и космонавтику, радио и телевидение, атомную энергию, мощную индустрию. Это значит, что Общество одним скачком вышло из равновесия с биосферой, частью которой оно является, и его деятельность стала угрозой существованию биосферы. За исторически короткий срок наступления индустриальной эры, начавшейся 300 лет назад, развитие Общества приняло подлинно взрывной характер. Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние Природы, а, следовательно, за здоровье и благополучие нынешнего и грядущего поколений.
Ведущий 1: Во избежание катастрофы требуется:
1.Повсеместное строительство очистных сооружений на промышленных предприятиях.
Использование наиболее безвредных видов топлива и разработка новых.
Переход к безотходным технологиям.
Рациональное размещение предприятий черной и цветной металлургии, целлюлозно- бумажной промышленности.
Переход к биологическому земледелию.
Рациональное использование природных богатств.
Принятие срочных мер по предотвращению исчезновения многих видов флоры и фауны.

Слайды 30-42

«Как яблоко на блюде
У нас Земля одна
Не торопитесь люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна
Одной судьбы родня
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди
Как собственный приказ
Не то Земли не будет
И каждого из нас».
Ведущий 2: Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия. Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке








Веркеенко Татьяна Евгеньевна
Учитель географии МБОУ Погарская СОШ №1

13PAGE 15


13PAGE 14115




15