Внеклссное занятие по темеЗемля — наш дом, природа — наша мать. Об этом человек не должен забывать.


Тема: «Земля – наш дом, природа – наша мать. Об этом человек не должен забывать».
Цель: Привлечь внимание к проблеме охраны природы.Задачи:- Познакомить обучающихся с рассказом Ивана Рябых «Дивный сон».
- Развивать навыки осознанного чтения посредством анализа поступков героя рассказа, умение ориентироваться в тексте, устную речь учащихся посредством работы над содержанием, корригировать недостатки развития навыков самостоятельной работы.
- Воспитывать у учеников понимание ценности окружающего мира, чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: текст рассказа, презентация, карточки со словами и картинками для словарной работы, рисованные правила друзей природы, детские рисунки.
Ход:
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Постарайтесь показать себя с лучшей стороны: будьте активны. Желая ответить, поднимайте руку, внимательно и с уважением выслушивайте своих товарищей.
- Добрый день, уважаемые взрослые! Мы рады вас видеть.
- Ребята, чему посвящены все мероприятия в школе на этой неделе? (Защите природы)
- Что такое природа?
- За что мы любим природу?
- Почему нужно охранять природу?
- На нашем занятии мы тоже будем говорить об отношении человека к природе.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы собрались на внеклассное занятие, тема которого:
«Земля – наш дом, природа – наша мать,
Об этом человек не должен забывать!»
Слайд № 1
- Попробуем понять эти слова.
- Мы живём на одной планете под названием Земля. Поэтому Земля – наш дом. Вопросы отношения человека к природе важны для каждого из нас. Ведь все мы не что иное, как маленькая часть самой природы. А, значит, беречь её – это беречь самого себя. Понятно же, что любому человеку нужно дышать, пить, есть, одеваться, где – то жить. Всё это нам дарит природа. Природа с любовью заботится о том, чтобы у нас было всё самое необходимое. Кто также заботится о своих детях? Конечно, мама. Поэтому природа – наша мать. От нас лишь требуется научиться быть благодарными ей, т. е научиться сохранять и любить природу. Вот о чём не должен забывать ни один человек.
- Задумайтесь… А всегда ли мы помним об этом? Бережно ли, с любовью относимся мы к природе? Поговорим об этом на сегодняшнем занятии.
- Поможет нам в этом рассказ «Дивный сон» (Слайд № 2).
Мы узнаем, почему он так называется, будем учиться работать с текстом, предугадывать дальнейшие действия, поэтому, будем работать с каждой частью рассказа постепенно, будем высказывать своё мнение к происходящему и делать выводы.
- Вам было дано задание: прочитать первую часть рассказа самостоятельно.
- Вспомните, кто написал этот рассказ? (Иван Рябых)
- Это совсем ещё юный автор. Ему всего 16 лет. Он будущий учитель.
III. Работа по теме.
1. Словарная работа.
- Рассказ называется «Дивный сон».
- Как вы понимаете, что значит «дивный сон»? (появляется карточка на доске)
- Каким словом можно заменить слово «дивный»? (ВОЛШЕБНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ)
- В рассказе вам встретится такое словосочетание: деревья искалечены.
- Как вы его понимаете? (Карточка со словом и картинкой) (Например, дерево со сломанными ветками)
2. Знакомство с рассказом.
2.1. Работа с первой частью рассказа
а) Беседа по содержанию.
- Итак, вы познакомились с первой частью рассказа самостоятельно.
- Скажите, о ком он?
- В какое время года происходит действие? (Весной)
- О чём договорился Вася с друзьями? (Он договорился встретиться на школьной площадке, чтобы поиграть).

б) Выборочное чтение.
- Найдите и зачитайте ответ словами из текста. («После обеда они договорились встретиться на школьной площадке,….»)
- В кого играли дети? (В рыцарей)
- Что им было нужно для игры? (Мечи)
- Из чего они решили их сделать? (Из веток деревьев)
- Где они брали эти ветки? (Отламывали с деревьев)
- Что происходило с деревьями? (Казалось, что деревья плакали.)
- Почему? (Потому что они были искалечены)
в) Работа с каточками «правила друзей природы».
- Какие правила друзей природы нарушили ребята?
Выберите нужный знак из тех, что лежат у вас в конвертах и объясните его, рассуждая так: Слайд № 3
- Этот знак говорит о том, что ребята нарушили правило: нельзя... (ломать ветви деревьев.)
- Почему нельзя ломать ветки деревьев? (Деревья погибнут)
- Да, правильно. Известно, что при поломке ветвей грибы – паразиты проникают в древесину, и дерево погибает. Слайд № 4
- Какое ещё правило друзей природы нарушили дети? Найдите и покажите знак. Слайд № 5
- Докажите, что дети нарушили это правило словами из текста.
- Почему нельзя бросать мусор в природе?
- Помните, что бумага разлагается от 2 – х до 10 лет. Слайд № 6.
- А вы всегда соблюдаете правила друзей природы?
- Итак, из первой части мы поняли, что рассказ о мальчике Васе, который договорился встретиться со своими друзьями, чтобы поиграть в «рыцарей». Во время игры дети делали себе мечи и копья из веток деревьев, безжалостно ломая их. А, наигравшись, по дороге домой мальчишки, не задумываясь, побросали своё оружие и даже обёртки от конфет на землю.
- Специально ли дети хотели навредить природе или просто не задумались о своих поступках?
- Понятно ли из первой части, почему рассказ называется «Дивный сон»?
2.2 Чтение учителем 2 – части рассказа в сопровождении слайдов и музыки.
- Узнаем это из второй части рассказа. В сопровождении слайдов и музыки я буду читать, а вы отдохните, представьте себя на месте Васи и потом скажите:
- Где вы оказались?
а) Первичное усвоение содержания 2 –части рассказа.
- Где же вы оказались? (В незнакомом лесу)
б) Повторное чтение второй части детьми «про себя».
- Прочитайте ещё раз вторую часть рассказа «про себя» и скажите:
- Какое чувство испытал Вася, попав в незнакомый лес?
в) Беседа по содержанию 2 – й части.
- Какое же чувство испытал Вася, попав в незнакомый лес?
- Почему? (Его окружали страшные деревья)
г) Выборочное чтение.
- Подтвердите словами из текста. («Васе стало страшно: где он и как здесь оказался…»)
- Похож ли лес из сна на сказочный?
- Почему? (Деревья ходят. Они обступали Васю со всех сторон, протягивая к нему свои чёрные искалеченные ветви. Вася разговаривает с деревьями, как с живыми.)
д) Повторное чтение второй части детьми по абзацам.
- Давайте ещё раз прочитаем эту часть рассказа по абзацам. А после прочтения скажите:
- Почему Васильку стало стыдно?
е) Беседа по содержанию.
Ответ на проблемный вопрос.
- Почему же Васильку стало стыдно? (Он вспомнил, как поступил с деревьями во время игры)
- Как он поступил с деревьями? (Вася их калечил.)
ж) Выборочное чтение.
- Какое обещание даёт мальчик деревьям?
- Найдите и зачитайте этот эпизод. («Простите меня, я никогда в жизни больше не нанесу вред не только вам, но и всему живому на земле…»)
- Как вы думаете, изменится ли отношение Васи к природе после дивного сна?
2.3. Чтение учителем 3 – части рассказа.
- Послушайте третью часть рассказа и ответьте на этот вопрос.
а) Беседа по содержанию 3 – й части.
- Изменилось ли отношение Васи к природе после дивного сна?
б) Повторное чтение третьей части детьми «про себя».
- Прочитайте третью часть рассказа «про себя» и скажите:
- Чем занимался Вася весь следующий день?
в) Беседа по содержанию 3 – й части.
- Чем же занимался Вася весь следующий день?
- На тему отношения человека к природе мы на классном часе нарисовали рисунки.
С помощью рисунка ответьте на вопрос:
- Что Вася решил предложить друзьям сделать на школьном дворе? (Посадить несколько деревьев)
- Почему ты выбрал этот рисунок? (Потому что здесь нарисован мальчик с девочкой, которые сажают дерево. Вася тоже хотел предложить своим друзьям посадить деревья).
г) Чтение 3 – й части цепочкой.
- Давайте прочитаем третью часть «по цепочке», потом скажите:
- Кем стал Вася для природы после того, как ему приснился дивный сон?
д) Беседа по содержанию.
- Кем стал Вася для природы после того, как ему приснился дивный сон?
е) Выборочное чтение.
- Докажите это словами из текста.
- Что помогло изменить отношение мальчика к природе? (Ему приснился удивительный сон.)
- Почему же рассказ называется «Дивный сон»? (Потому что сон помог Васе понять, как нужно относиться к природе).
- Как же нужно относиться к природе?
- Нанесли ли своей игрой дети вред природе? (Да. Они ломали ветки, побросали мусор).
- Исправил ли Вася свои ошибки? (Да. Утром он убирал во дворе, окапывал землю вокруг деревьев, подбеливал деревья в саду и больше никогда не причинял вреда природе.)
- Понял ли Вася, что Земля – наш дом, природа - наша мать и что об этом нельзя забывать?
- Вот и автор спрашивает нас всех: не сделали ли мы чего плохого для природы?
И призывает нас стараться быстрее исправиться, если чем – то успели навредить ей.
IV. Итог.
- С каким же рассказом мы работали сегодня?
- Кто его написал?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Стал ли Вася настоящим другом природы?
- Вот тому подтверждение: Слайд № 12
Природа подаёт свою руку Васе. Стремитесь и вы быть настоящими друзьями природе. Любите и защищайте её, и она щедро вознаградит вас за это своей красотой и своими дарами.
Долг каждого из нас – охранять родную природу: от нас зависит, будут ли расти деревья в парке, будут ли жить лесные зверюшки, петь весёлые песни птицы, да и будем ли существовать мы сами. Помните об этом всегда. Слайд № 13
Пусть Земля родная нашаГод от года будет краше.Мы не гости на планете,Помните об этом, дети.Научитесь мир беречь!Счастья вам!
До новых встреч!