Конспект урока по теме Устаревшие слова, 2 класс, УМК Начальная школа XXI века

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов д. Стулово Слободского района Кировской области











Урок развития речи. 2 класс.
Тема: «Устаревшие слова»








Подготовила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Лялина Марина Викторовна










д.Стулово
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.
Ребята, начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь и поприветствуйте их. Проверьте порядок на столе. Вспомним девиз нашего класса.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться,
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Спасибо, присаживайтесь.
2.Актуализация знаний.  Повторение полученных знаний по теме «Лексика»
Для вас, мои друзья, я нашла замечательное высказывание русского поэта Александра Александровича Шибаева. Прочитайте, пожалуйста.

Слайд.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном  море – море слов-
Купаться ежечасно.            А.Шибаев.

-Как вы думаете, какому разделу русского языка будет посвящен наш урок. (Лексика). Я приглашаю вас в эту удивительную страну.
-Что изучает лексика? (Слово и его значение).
-Русский язык очень богат. Чего там только нет: и синонимы, и антонимы, и многозначные слова.
-Давайте прочитаем текст
Слайд
  Мартовский  свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу,  уже не казался таким мрачным.
-Кто нашел в тексте синонимы? (Ребята поднимают руки.)
-Давайте поможем тем, кто пока ещё не смог найти и вспомним, что это такое? (Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.)
-Назовите синонимы в тексте (засверкала, засияла, заблестела.)
- Как называются противоположные по смыслу слова? (антонимы).
- Попробуйте найти в тексте многозначное слово? (Ребята, это слово «свет». Докажите, что оно многозначное. Слово «свет».)
- Докажите, что оно многозначное. (Это может быть свет солнца, свет лампы, Вселенная).
3. Формулирование темы и целей урока.
- А есть ли в тексте слова, которые вам были не понятны. (Не понятно слово «ларь»).
-А где мы сможем найти его значение? (Толковый словарь Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова, толковый словарь в конце учебника.)
- Попробуйте найти значение слова «ларь» в толковом словаре нашего учебника.
Чтение статьи в словаре учебника.
Ларь  (устаревшее) – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. Мучной ларь.
- В ларях  хранили муку, зерно, овощи.
Слайд (изображение ларя)
- Какую ещё информацию о слове вы узнали из словарной статьи? (узнали, что слово устаревшее.)
- Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. Тема урока «Устаревшие слова». (Слайд)
- Сформулируйте цели урока. (Слайд)
Цели:
Выяснить, какие слова называются устаревшими.
Узнать,  почему слова становятся устаревшими.
Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.

4.Первичное усвоение.
- Назовите корень слова «устаревший». Попытайтесь по корню определить значение слова «устаревший». (Значит старый)
Чтение в учебнике
-Давайте проверим наши предположения в учебнике. (Открываем учебники на с.86, тайны языка. Прочитайте про себя.)
- Какие слова называются «устаревшими»? (Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими.)
- Почему эти слова мы не используем в своей речи?
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Назовите устаревшие слова. Попробуйте объяснить значения слов.
Слайд.
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушачке. 

Слайд.  Кибитка, облучок, ямщик
 - Глядя на кибитку, попробуйте объяснить, что такое «Кибитка». (Дети говорят.) Да, кибитка - это крытая повозка.
(Появилась картинка облучка.) А вот это облучок. Какая это часть кибитки? (Передняя часть.) Совершенно верно, это передняя часть кибитки, там, где сидит ямщик. А кто же такой ямщик? (картинка ямщик) Ямщик – тот, кто управляет повозкой.
Слайд.  Ямщик, тулуп, кушак.
Посмотрите, во что он одет. (В шубу.) Меховая шуба в старину называлась тулупом. Посмотрите, каким широким матерчатым поясом подвязан тулуп. Каким устаревшим словом называется этот пояс? (Кушак.)
- Теперь нам стало всё понятно. Давайте прочитаем стихотворение ещё раз.
Слайд.
-Как вы думаете, почему эти слова называют устаревшими? (Исчезли предметы, которые они обозначали.)
-Но не всегда бывает так. Предмет остается, а вот название у него изменяется.
Слайд.
-Знаете ли вы, как раньше называли лоб, глаза, щеки, губы? (Дети называют.)
Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Записываем слова в два столбика. Первый столбик – устаревшее, второй – современное название. Запись в тетради:
Чело - лоб
Очи - глаза
Ланиты - щёки
Уста – губы
Слайд.
Проверьте себя.
- Как вы думаете, где чаще всего встречаются устаревшие слова? (В былинах, сказках, произведениях, которые были написаны давно.)
-Если слова устаревшие и вышли из обихода, зачем мы их сегодня изучаем? (Изучаем, чтобы понимать тексты, которые читаем.)
Физкультминутка.
Один куплет песни «Учат в школе». Даже в современных песнях встречаются устаревшие слова. Слово «пёрышко» В старину писали перьями.
5. Первичное закрепление.
Работа с учебником.
Продолжаем работать дальше. Открываем учебники с.87 упр. 3.
Задание (читает учитель). Прочитайте отрывок из русской народной сказки «Колобок». (Читает вслух один ученик.)
Встретились ли в тексте устаревшие слова?
Узнайте в толковом словарике, что означают слова «сусек» и «завалинка».
Поиск значения слов «сусек» и «завалинка» в толковом словаре учебника. Озвучивание значения этих слов.
Сусек – место в амбаре, где хранится зерно. Все ли вам ребята понятно. Что такое амбар? Амбар (в словаре учебника) – строение для хранения зерна и муки. В амбаре хранят мешки с мукой.
Завалинка – земляная насыпь вдоль стен избы. Слайд.
Встретились ли вам ещё какие-нибудь непонятные слова. Найдите значение этих слов дома. ( Возможные непонятные слова «короб», «горсть», «замесить.»)
6. Парная работа.
- Сейчас мы будем работать парами. У вас на партах лежат карточки с заданиями. На выполнение задания я даю вам 4 минуты.
Задание для первых двух пар.
I. Прочитайте слова. В каждой строчке подчеркните устаревшее слово и напишите его значение.
1.Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.
2. Пальто, плащ, шуба, кафтан,
Кафтан - старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Лапоть - в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу. Лыко - луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.

Задание для вторых двух пар:
I. Прочитайте слова. В каждой строчке подчеркните устаревшее слово и напишите его значение.
1. Стол, утюг, коромысло, кастрюля.
2. Сантиметр, метр, дециметр, аршин.
Коромысло - предмет для ношения двух вёдер на плече, толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах.
Аршин – мера длины, равная 71 см.
Задание для третьих двух пар:
Прочитайте слова. Соедините стрелочками слова правого и левого столбиков: современное слово – устаревший синоним. Запишите слова парами.
Войско - рать
Говорить – молвить
Молодой – младой
Врач - лекарь

Задание для четвертых двух пар:
1.Пользуясь рисунком и толковым словарем, запишите значения слов выя, перст, шуйца, десница.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание для пятых двух пар :
Переведите на современный язык предложение, заменяя устаревшие слова современными синонимами. (В случае затруднения воспользуйтесь словарем.)
Купец Иван Петрович пришёл к брадобрею и увидел в зерцале свое отражение.

Задание для шестых двух пар:
Прочитайте отрывок.
На крыльце стоит его старуха,
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Впишите пропущенные устаревшие слова.
1). Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины - ...
2). Женская тёплая кофта без рукавов -
3). Сшитая из плотной узорчатой шёлковой ткани, вытканная золотыми нитями - .
4).Верхняя часть головы -
6.Проверка выполненной парной работы.
Ребята, у которых на карточках зеленые кружки, развернитесь. У той пары точно такое же задание. Сравните ваши ответы. Выберите одного, кто представит вашу работу.
Слушаем 1 группу Слушаем 6 группу.
(Дать словесную оценку работы каждой группы).
7.Домашнее задание на выбор:
- упр. 1 с.86
-выписать из толкового словаря 3 устаревших слова с лексическими значениями.
- найти и прочитать русскую народную сказку «Кривая уточка». Найти и выписать устаревшие слова с лексическими значениями.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Дополните эти фразы.
Слайд.
Мне было интересно
Мне было трудно
Меня удивило
Мне захотелось
Самооценка деятельности:
Я был активен на уроке, доволен своей работой на уроке – красный квадрат.
Урок многому научил, но я мог бы работать лучше – синий треугольник.
Не все получилось так, как я хотел – зеленый прямоугольник.
Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Слайд.








13PAGE 15


13PAGE 14815




Старинные названия частей тела15