Конспек занятия Я магу контролировать свое поведение (6 класс)


Тема: «Я могу контролировать свое поведение»
Цель: обучение воспитанников осознавать адекватность поведения.Задачи.1. Способствовать развитию положительной модели поведения.2. Обучать уровню психологической грамотности, расширяя их представление о себе.3. Развивать навыки общения, получение обратной связи.
I Вступительная беседа
- Самоконтроль поведения - возможность человека отвечать за свое поведение в достаточно широком круге ситуаций. Если человек смог изменить свое поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это ситуативное изменение собственного поведения. Если человек изменил свое поведение в целом, принципиально, это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, говорится о самоконтроле поведения. Если человек может контролировать не только свое поведение, но и свое состояние, свои эмоции, говорят, что этот человек умеет владеть собой.
- Важно, когда человек может контролировать свое поведение. И сегодня мы будем этому учиться
II Основная часть
- На занятии мы рассмотрим несколько вопросов о правилах поведения.
Что такое социальные нормы поведения? Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от  характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, традициями, ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его. 
Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения. 
Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил. 
Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы. 
Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми  существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то,  что они считают нужным сказать.  Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача,  расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и  попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли  учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников  выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д. 
Через игру подросток входит в мир взрослых, где главную роль выполняют  запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции,  одним словом — социальные нормы. В обществе существует множество видов социальных норм. Обычаи и традиции Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения   людей в повседневной жизни. Привычки — это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Образ жизни создается нашими привычками. Привычки  возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Таковы привычки чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь и т. д.  Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки: громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти. Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры — это внешние формы поведения человека. Они основаны на привычках и получают положительную или  отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают людей воспитанных от  невоспитанных. Хорошим манерам необходимо учить. Опрятно одеваться,  внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом - все это  повседневные манеры воспитанного человека. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе — этикет. Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Советуем запомнить Социальные нормы - это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение. Большое значение в жизни общества имеют обычаи. Обычай — это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи присущи широким массам людей.  Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, как ценности. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые  рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они  превращаются в традиции. Традиция — все то, что унаследовано от  предшественников. 
Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан,  подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.
Обычаи и традиции сопровождаются обрядами. Обряд — это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды  сопровождают важные моменты человеческой  жизни. Они могут быть связаны с  рождением человека, крещением, свадьбой, помолвкой. Обряды сопровождают  вступление человека в новую сферу деятельности: воинская присяга,  посвящение в студенты. Со смертью человека связаны такие обряды, как погребение, отпевание, поминки. Нравы и законы Нравы — особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы  действий. Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» происходит «нравственность» — этические нормы, духовные принципы, которые  определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis в переводе означает «нравственный». Нравы — это обычаи, имеющие моральное  значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты  нравственной оценке. Во всех обществах считается   безнравственным оскорблять старших, обижать слабого, унижать инвалида,  нецензурно выражаться. Особой формой нравов является табу.  Табу — это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.  В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу на кладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.
Нравственность опирается на систему ценностей. 
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей  представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм,   гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы — правила  поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.
Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы поведения. Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека,  государственную тайну, человеческие права и человеческое  достоинство, собственность. 
III Итог
- Человеческое общество не может существовать без определенных правил  и  норм. Нормы  поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, религия, право регулируют жизнь и взаимоотношения  людей, сплачивают общество и  поддерживают общественный  порядок. 
- Ребята, а как вы думаете, что мешает человеку контролировать свое поведение?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИКОНТРОЛИРОВАТЬ  СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ
При оценке способности контролировать свое поведение необходимо учитывать следующие параметры:1) Способность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своего социального положения, состояния здоровья, психических и личностных качеств и свойств.2) Самооценка собственных поступков, действий, намерений и мотивов другого человека с пониманием их смысла и значений.3) Способность правильно вести себя в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами, соблюдать установленный общественный порядок, соблюдать личную чистоплотность, порядок во внешнем виде и другое.4) Способность к ситуативному поведению, адекватности разработки и выбора типовых планов, синтеза действующего плана достижения цели, межличностным взаимоотношениям, выполнению ролевых функций.5) Возможность менять свое поведение при изменении условий или неэффективности поведения (пластичность, критичность и изменчивость).6) Способность осознания личной безопасности (понимания внешней опасности, распознавание объектов, могущих принести вред и другое).7) Полноценность использования орудий, знаковых систем в управлении собственным поведением.