Статья Формирование гражданственности и патриотизма и активной гражданской позиции на уроках истории и обществознания»


Тема: «Формирование гражданственности и патриотизма и активной гражданской позиции на уроках истории и обществознания».
«…учителя должны знать, кого им нужно воспитывать или выучить,
знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности».
Ключевский Василий Осипович (1841-1911)
Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Непростая внешнеполитическая ситуация и подъём национального самосознания обусловили социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Необходимость формирования подлинного гражданского общества обозначила ряд вопросов, в числе которых наиболее важные – воспитание гражданственности, патриотизма в условиях обновленной России.
Возникла потребность в разработке Федеральной Целевой Программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. В ней патриотизм понимается как "одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами". "Патриот" - это человек: которому не безразличны судьба своего народа и страны; который неравнодушен к событиям, происходящим в стране; использует свои силы и способности на ее благо; интересуется ее историей, знает и уважает ее культуру, традиции; честно исполняет свой долг перед Отечеством.
Понятие "патриотизм" является нравственной категорией и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать, исходя из новых условий и нужд современного общества.
В настоящее время, как и раньше, важной частью системы гражданско-патриотического воспитания являются предметы история и обществознание. Они в большей степени, чем раньше несут основную воспитательную нагрузку, так как за период постсоветского развития России были утрачены такие важные элементы воспитательного механизма, как средства массовой информации, детско-юношеские общественные организации.
В настоящий момент среди учёных, педагогов и методистов не существует единой точки зрения по вопросу о главной цели исторического образования. Есть авторы, которые отрицают такую цель исторического образования, как воспитание патриотизма. Так в методических рекомендациях к рабочим тетрадям по истории, составленных Троицким Ю.Л. мы читаем, что "ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, ни подчеркивание самобытности и непохожести национального пути нашей Родины не составляют воспитательной задачи предмета истории". А.Ю. Головатенко в статье "Учебники истории сегодня и завтра", высказывал мысль, что изучение родной истории не должно в принципе формировать личностные качества, так как "любовь к Родине – это не результат педагогических акций, здесь нужны более тонкие механизмы" (Головатенко А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра: Обзор проблем и контуры решений // История. 1997. № 7. 37. Историческое образование: тенденции и перспективы: Итоги международной конференции // Преподавание истории в школе).
Но такие позиции игнорируют очень важный момент о том, что системообразующим началом в любой образовательной организации является учебное занятие, и воплотить какую-либо воспитательную цель нельзя без привлечения бесспорного воспитательного потенциала истории и обществознания. Лишая учебное занятие по истории или обществознанию его главной воспитательной цели – воспитание гражданина и патриота Отечества, мы, во-первых, теряем возможность целенаправленно и регулярно воздействовать на личность ребенка, то есть лишаемся целостности воспитательного механизма, во-вторых, превращаем изучение истории в способ приобретения знаний, умений и навыков, неизвестно для чего предназначенных. Думается, что было бы непростительной ошибкой лишать историческое и обществоведческое образование его главной роли – быть средством воспитания патриотизма и гражданственности, основой для сохранения социальной памяти человечества, исторической и культурной преемственности, связи времен и поколений, приобщения молодежи к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям.
Ведущие ценности личности – гражданственность и патриотизм определяют сущность и содержание воспитательного и образовательного компонентов гуманитарного пространства истории, обществознания. Гуманитаризация, т. е. обращенность к человеку, к его правам и интересам, стала одной из основных тенденций развития современного общества и образования. Гуманитаризация современного урока утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая многообразие – как один из важнейших источников развития и возможности «произвольного» толкования мира и себя в этом мире. На первый взгляд может показаться, что эти тенденции вступают в противоречие с применяемыми формами организации обучения, основной из которых является урок.
Ведь, как известно, основатель классно-урочной системы Я.А. Коменский писал, что «...развитие способностей есть не что иное, как уклонение или недостаток естественной гармонии... Против недостатков ума человеческого т. е. различия в способностях» (Коменский, Я. А. Великая дидактика. – М, 1939. – С. 132-133.). Гегель, будучи директором гимназии, писал: «...мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь... по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкли от своей оригинальности». (Хрестоматия по истории педагогики. – Т. II. Ч. I.М,1940.,С. 122). Выход из этого противоречия на современном этапе модернизации образования дает гуманитарная стратегия обучения, которая предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого в педагогическом процессе, признание педагогом права ребенка самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы. Здесь педагогическая деятельность мыслится как содеятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии ребенка и самого педагога. Педагогическая деятельность приобретает не только формирующий, но совместно развивающий характер. Наша цель – воспитание подрастающего поколения как людей высоконравственных, горячо любящих свою Родину, способных нести ответственность за действия и поступки. Каковы же пути гуманитаризации современного урока истории? Остановимся лишь на некоторых из них.
1. Диалогический характер обучения. Обучение как совместная деятельность представляет собой взаимодействие учителя и учащегося, т. е. согласованную активность в совместной деятельности. Как и всякому взаимодействию, обучению обязательно присущи обмен информацией, выработка единой стратегии деятельности, восприятие и понимание другого человека. Реализовать данную задачу возможно применяя такие технологии активного обучения, как: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления, и др. Обоюдный характер позитивных изменений – сущностная характеристика обучения как педагогического взаимодействия.
2. Профессионально-личностное самоопределение. Современный подросток находится в ситуации противоречивых обстоятельств, стоит перед дилеммой выбора целей: благородных, но трудно достижимых, либо сомнительных, но легко достижимых. На этот выбор как раз в значительной мере влияет школа, и в частности, историческо-обществоведческое образование. Оно дает ребенку знания, умения, навыки, под влиянием которых формируются важнейшие компетентности, выражающие отношение к обществу, демократический климат в социуме, желание и готовность осуществлять социально полезные действия. То есть формирование гражданственности с ее установкой: от того, что делаю «Я» зависит жизнь моих близких, друзей, и общества в целом – это и есть гражданская позиция, гражданское самоопределение.
3. Гуманитарный стиль педагогической деятельности. Что может стать нравственной ценностью для молодежи в период, когда нет обязательных догм, гегемонии социальных групп или иного насилия? Конечно же общечеловеческие ценности – доброта, дружелюбие, веротерпимость, толерантность, и в первую очередь – гражданственность и патриотизм. Образцом в данном случае становится сам учитель, ведь научить ребенка быть патриотом, может только патриот.
4. Компетентностный подход в гражданском образовании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
В результате формирования таких компетентностей и складываются цели и ценности патриотического воспитания, такие как понятия «Родина», «Отечество», в гражданском же – «Государство», «Общество». Результатом гражданского образования становится сформированное гражданское сознание. В его основе лежат ценностно ориентированные знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обуславливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах нашего государства; о понимании того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства. Так, например, на занятиях по обществознанию можно попросить обучающихся самостоятельно сформулировать понятие «гражданин», продолжив фразу «Гражданин – это человек…». При этом задача преподавателя помочь и направить рассуждения И их результатом нашей содеятельности стала следующая формула:
Современная концепция обществознания включает необходимый набор знаний, без которых невозможна деятельность типичных социальных ролей в современном обществе. И вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосознание если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.
Патриотическое сознание формируется знаниями об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, передающих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение менталитета, «дух нации», «тайны души»; понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.
Безусловно, историческое образование - это не трансляция суммы знаний: знания являются только платформой, на которой формируются чувства (аффективная сфера), активная гражданская позиция (деятельностный компонент учебного процесса, в ходе которого моделируются и разрешаются конкретные жизненные задачи, требующие применения соответствующих знаний и умений) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент) формирующейся личности. Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно. Широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Исходя из позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Одним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, том уголке малой Родины, где живет ребенок; его доме, городе. Возможностей создания ситуаций для такой нравственно-патриотической деятельности в системе исторического образования много. В основе патриотического образования лежит прежде всего воспитание чувств. Источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за своих близких, семью, коллектив; за совместный успех и достижения других членов коллектива, одноклассников, горожан, россиян.
Формирование активной гражданской позиции обучающихся на уроках истории и обществознания.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И  как показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры). Становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию), и побуждение к нравственному поведению (послушанию, служению Отечеству).
Достучаться до сердца и души современного подростка становится все сложнее. Ещё К. Д. Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла?
На занятиях по истории России а, особенно по обществознанию, можно применять самые различные формы работы с детьми. Например, уместны занятия в форме диспута, с дискуссиями и спорами по важным и сложным для понимания обучающихся обществоведческим темам, таким как: «Сущность понятия цивилизация и культура» «Общественная значимость образования», «Современные подходы к пониманию права», «Слагаемые успеха в бизнесе», «Свобода в деятельности человека», «Межэтнические отношения», «Социальные ценности» и многих других. Педагог, умело создающий на уроках проблемные ситуации, и обучающий воспитанников с помощью методов эвристического познания находить их разрешение, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина.
Так, на занятиях истории России по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Подростки часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради какой-то идеи. А зачем жёнам декабристов было терпеть лишения, отправляться в глушь, на каторгу, к мужьям, оставив очень комфортные условия жизни в столичных городах. Но при умелой подаче материала эта тема может стать одним из ярких примеров нравственного подвига настоящих патриотов России.
Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться лишь сухими фактами из их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения обучающихся об интересных фактах характеризующих характер исторических личностей, их мировозрение.
Как, например, на занятии посвящённом войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать лермонтовское «Бородино»? Можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы, на зимние квартиры? Не смеют что - ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Не надо бояться брать себе в помощники поэтов и писателей, великих и не очень. И тогда занятия по истории станут образными, а значит, и более запоминающимися и воспитывающими.
В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразие кино, видео и мультимедийной продукции. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка, стихи.
Важным аспектом в процессе гражданско-патриотического воспитания остаётся изучение исторических документов. Их подробный анализ позволяет обучающимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
Выделяется ряд методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории и обществознания
1) методы убеждения – направлены на рациональную сферу отношения Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и сознательное отношение к ней учащихся, воспринимающих информацию исторического характера. Процесс убеждения предполагает изменение сознания ученика, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в достижении понимания и переживания. Основное назначение методов убеждения - убеждать учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого. Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их применения.
Существуют 4 группы методов убеждения:
а) информационные, когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Наука побеждать» А. В.Суворова);
б) поисковые, когда обучающиеся включаются в поиск ответов на поставленные проблемы, например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории; деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II, Сталина, Горбачева и т.д.;
в) дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем, например, по какому пути могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция и т.д.;
г) взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы: доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.
2) методы организации деятельности учащихся – призваны воздействовать на поведенческую деятельностную сферу формирующихся гражданско-патриотических компетенций. Их цель сформировать у обучающихся определенные навыки и умения, формы поведения от простейших действий до сознательных актов. В их основе лежит педагогическое требование – перевод воспитания от внешнего воздействия к внутреннему и превращение механизма воспитания в самовоспитание на основе установленных в обществе морально-нравственных норм и понятий. По форме они могут быть:
а) прямыми (предписания, инструкции, памятки);
б) косвенными (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка);
в) приучение – организация выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут осуществляться в форме следования определенным правилам культуры поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета. Очень кстати будут примеры из истории социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев.
г) упражнения в форме многократных повторений направленных на закрепление, упрочение и совершенствование социально-ценных, личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
д) создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик становится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения;
3) возрастно-оценочные методы – сущность которых сводится одобрению и осуждению, поощрению и наказанию. Их назначение, корректировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Как повысить нравственную значимость занятия по истории и обществознанию? С нашей точки зрения, не смотря на сложность поставленной задачи, на уроке её можно решить практически, действуя в 3-х направлениях:
1) через самого педагога;
2) через сам предмет;
3) через форму подачи материала.
Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей. Если по каким-то причинам сделать этого нельзя, то любое из выбранных направлений может стать источником нравственного воспитания. В широком смысле педагог должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие по истории и обществознанию стало уроком нравственности, а в узком смысле, задача преподавателя сводится к попытке пробудить в обучающихся желание нравственного самоусовершенствования.
Сложность данной задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно, в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но эффективность нравственного воспитания столь велика, что это необходимо делать на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, так как никто не знает, когда и при каких обстоятельствах ученик проявит свои нравственные задатки.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность преподавателя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у педагога и учащихся не совпадают?
Стержневой мыслью В. О. Ключевского, связанной с воспитанием, как главным видом педагогической деятельности является формула: «Любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь». Вторая часть этой формулы касается в основном возрастно-оценочных методов. Каждое занятие должно восприниматься как встреча добрых друзей – педагога и его воспитанников. Если учащиеся любят своего наставника, то главное, что происходит на любом занятии – это сама встреча с ним, а содержание любой беседы и любого занятия становится источником нравственного воспитания.
Самое эффективное воспитание – есть воспитание своим примером. Обучающиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться – все это в тонкостях подмечается воспитанниками. Поэтому педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Нужно уметь привносить себя в класс. Ошибка многих преподавателей заключается в том, что, входя в класс, они становятся, как бы другими людьми, изображая того, кем в действительности не являются. А обучающиеся должны видеть в своем наставнике живого человека. Важно, чтобы слова педагога не расходились с его делами или тем, чему он учит.
Задача преподавателя истории и обществознания – дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках, как компас указывающий дорогу собственному опыту жизни, проводником по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.
В сущности, деятельность преподавателя сводится к исполнению простого известного правила: не навреди и помоги. Чтобы не навредить и помочь, необходимо знать психологию возраста учеников, которых обучает педагог.
Для того, чтобы успешно справляться с задачами гражданско-патриотического воспитания личности, необходима определенная система. Учитывая разнообразие в подходах и методике историко-обществоведческого направления и изучение исторических событий, можно рекомендовать ряд памяток-рекомендаций для обучающихся, с помощью которых можно упорядочить их деятельность на занятиях, придать изучению предмета системные элементы и одновременно дать алгоритм для поиска решения воспитательных задач.
Памятка № 1. Заповеди истории.
1. Помни, что история дана в наставление, пойми смысл истории, чтобы понять смысл своей жизни.
2. Помни, что прошлое дано для понимания настоящего, настоящее не совпадает с прошлым, но прошлое может повториться.
3. Стремись постичь правду истории разумом и сердцем.
4. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется не история, а её оценка.
5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.
6. Не искажай историю в своих целях.
7. Помни, что в истории нет ничего случайного, ненужного, забытое - это тоже история.
8. Стремись к познанию мировой истории, она – часть истории твоей страны.
9. Стремись к познанию отечественной истории, она часть твоей истории.
10. Почитай свою родословную, там твои корни.
Памятка «Заповеди истории» помогает учащимся понять как правильно ориентироваться среди исторического материала, что вооружает их умением извлекать уроки из прошлого, обрабатывать исторические факты, исходя из собственной системы ценностей, не стать заложником чужого мнения, включая в работу свой разум и свое сердце, что в последствии повлияет на формирование собственной позиции.
Использование данной памятки применимо к любому содержанию учебников истории и обществознания, к любым сообщениям исторического характера, к любым точкам зрения, встречающимся в исторической литературе. Эту памятку целесообразно зафиксировать с обучающимися на первых занятиях в начале учебного года. Если ученики научатся ею пользоваться, то они получат возможность разобраться в хаосе исторической информации и проводить самостоятельную работу по добыванию и оцениванию разного рода исторических знаний.
Памятка № 2. Мораль истории.
История – это компас во времени.
Кто поймет время, тот поймет себя самого.
История может воспитывать только правдой.
История позволяет увидеть издалека то, что скоро окажется вблизи.
Нельзя знать все, мудрость – это знание не многого, но самого главного. Великое счастье – знать, откуда ты и куда ты идешь.
Цель истории – воскресить, сохранить, дать увидеть, услышать и понять наше материальное и духовное наследие.
Разным народам в разные исторические времена поручено раскрыть разные стороны истины.
История не учит, у неё учатся.
История должна служить самой высокой науке - умению жить на земле любя, созидая и помня.
Нельзя подать в суд на свое прошлое, надо отвечать за свое настоящее.
Исторический дар это не только великое наследие, но и великая ответственность.
Опыт прошлых поколений помогает отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного.
История существует для понимания своего настоящего и создания будущего.
Памятка «Мораль истории» помогает понять нравственную составляющую в истории для всех изучаемых событий и явлений. Она показывает ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей, религий, культуры и т.д., который является связующим звеном между поколениями. Памятка побуждает обучающихся искать ответы на нравственные вопросы, связанные с их жизнью, используя положительный и отрицательный опыт прошлых веков. Она поможет обучающимся бережно относится ко всему изучаемому материалу и поможет выявить каждому учащемуся тот набор ценностей из опыта истории, которые он возьмет с собой, как в свое настоящее, так и в будущее. Это сделает их «соучастниками» событий, которые они изучают, пытаясь понять, почему история развивалась так, а не иначе.
Памятка № 3. Мысли об истории.
Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить её по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю. (Плутарх)
История есть священная книга народов, зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. (Н. М. Карамзин)
История не упрекнет вас злом, которое и до нас существовало, она накажет нас за собственные злодеяния. (Н. М. Карамзин)
История есть ключ к пониманию народов. (П. Я. Чаадаев)
История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. (М. Ю. Лермонтов)
У наемного историка два зеркала: одно увеличительное – для своих, другое – уменьшительное – для нас. Но потомство разобьет вдребезги оба и выставит свое, в котором мы не будем называться пигмеями. (А. В. Суворов)
Изучение истории превращает юношу в мудреца, не наделяя его морщинами и сединой, доставляет ему жизненный опыт до того, как он столкнется со всеми слабостями и немощами преклонных лет. (Фуллер)
Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признавать себя случайностями, незнающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего, мы живем, как и к чему, мы должны стремиться. (В. О. Ключевский)
Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь, без зачатков положительного нельзя пускать поколения в путь. (Ф. М. Достоевский)
Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе - история и опыт. История абсолютно необходима, чтобы подготовить нас к усвоению опыта и сопровождать нас, пока мы приобретаем его. (Болингброк)
История это не знания, которые следовали одно за другим. Она проникновение в душевный мир других людей, взгляд на ситуацию, в которой они находились их глазами и решение для себя вопроса, правилен ли был способ, с помощью которого они хотели справится с этой ситуацией. (Коллингвуд)
Сейчас люди живут не только в своем пункте, но и во всей стране и не своим веком только, но и всеми столетиями своей истории. (Д. С. Лихачев)
История проходит через дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а самостоянье человека превращает его в историческую личность.
(Ю. М. Лотман)
Памятка «Мысли об истории» систематизирует исторические высказывания, произнесенные в разные эпохи. Приведенные выше фразы свидетельствуют о нравственном смысле предмета и раскрывают разные грани этого смысла. Такую памятку можно использовать постепенно по мере изучения содержательной части исторического наследия и применять его либо в качестве эпиграфов к уроку или как аргумент в пользу воспитательной цели урока.
Так мнение М. Ю. Лермонтова может быть использовано для изучения любой исторической личности, а фраза Ф. М. Достоевского может быть применена, для побуждения извлекать из истории положительный опыт. Афоризм А. В. Суворова прекрасно работает на уроках, где обучающиеся встречаются с откровенной фальсификацией истории. Мысль Ю. М. Лотмана можно использовать на занятиях, в которых затрагивается частная жизнь людей. Мнение Д. С. Лихачева будет не лишним при обсуждении вопроса об ответственности перед историей за свою жизнь, а чтобы побудить учащихся к разрешению вопроса о необходимости самостоятельного поиска смысла жизни, лучше всего обсудить фразу В. О. Ключевского, которая побуждает ещё лучше представлять связь времени и связь поколений ушедших и современных.
Данная памятка помогает преподавателю истории выйти на разрешение воспитательных задач нравственного характера, затрагивая опыт всех цивилизаций от древних до современных и подойти к решению этой проблемы с разных сторон.
Памятка № 4. Мысли о русской истории.
1. Истинный защитник России - это история. (Ф. И. Тютчев)
2. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю наших предков, которую дал нам Бог. (А. С. Пушкин)
3. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает Отечество. (Н. М. Карамзин)
4. Русская история имеет значение всемирной исповеди. Она может читаться как житие святых. (H.С.Аксаков)
5. Спросим человека, с кем он знаком, и мы узнаем человека, спросим народ об его истории, и мы узнаем народ... Русский народ – более чем народ. Это народ, собирающий вокруг себя народы. (С. М. Соловьев)
6. Гражданин не состоится в человеке, который оторван от корневой системы своего народа. (Л. М. Леонов)
7. Для меня история священна и неделима. (Б. А. Рыбаков)
8. Давайте мысленно уберем из мира русскую музыку, и мир оглохнет, уберем русскую литературу - мир онемеет, уберем русскую живопись - мир потускнеет, уберем русскую философию. (Неизвестный автор)
Памятка включает в себя ряд высказываний о роли русской истории во всемирной истории. Она усиливает потребность в поиске нравственного потенциала русской истории. Фраза Ф. Тютчева говорит о том, что все лучшее, что создано в России хранится в её истории и в любой момент этот нравственный дух встанет на её защиту. Как нам представляется, изучение российской истории должно быть приоритетным направлением в гуманитарном образовании России. Знакомство с патриотическими ценностями должно находиться в основании воспитания подрастающего поколения. Только освоение таковых сделает понятными общечеловеческие ценности.
Один философ высказал такую мысль о том, что Россия вырастила поколение людей на своей земле, думающих о ней на языке других цивилизаций. Отсюда и начинается не понимание собственных истоков и пренебрежение ими. Хорошо иметь славную историю Отчества, но оставаться не способным её понимать, значит обречь себя на отрыв от него. Подобная мысль принадлежит перу Гёте: «Кто был хорошим гражданином своей эпохи, тот имеет наибольшее основание быть современником всех эпох будущего».
Русский философ И. Ильин пишет о том, что « …истинное величие всегда почвенно … истинный гений всегда национален». Вывод очевиден: от патриотических ценностей к общечеловеческим ценностям, а не наоборот.
Деятельность учителя также должна быть связана с умелой организацией и подбором материала с нравственным содержанием. Вот только небольшой перечень исторических произведений с нравственным уклоном:
Повесть временных лет (о месте истории Руси в мировой истории): Повесть временных лет (о выборе веры Владимиром - князем);
«Поучение Владимира Мономаха детям» (наставления сыновьям);
«Домострой» (сборник нравственных наставлений и правил для организации семьи и дома);
«Юности честное зерцало» (дворянский этикет);
«Наука побеждать» Суворова (стратегия и тактика победы на войне) и мн. др.
Расширение диапазона исторических знаний нацеливает учеников на один результат пробудить любовь к Отечественной истории, что расширяет кругозор обучающихся, углубляет их знания, помогает понять смысл поступков разного типа личностей в истории. Обращение к историко-литературным произведениям духовно-нравственного содержания ориентирует учащихся на осмысление своих запросов, потребностей и ценностей на фоне исторических персонажей, их положительного или отрицательного опыта, стимулирует к личному выбору ценностных ориентиров.
Оценка исторического деятеля может происходить через проблемный подход. Так, например, в теме занятия, как по истории, так и обществознанию, может стоять вопрос, содержащий два противоположных мнения о человеке, а задача обучающихся заключатся в том, чтобы прийти к конкретному мнению. Такого рода темы могут звучать следующим образом:
Иван IV: великий государственный деятель России или злодей на русском троне,
Петр I: великий реформатор или губитель русских традиций;
Смерть Сталина: трагедия для советского народа или избавление от грядущих несчастий.
Человек должен осознать смысл своей жизни и понять смысл истории человечества.
Истина - это то, что является главной ценностью в жизни и считается одновременно предметом поиска. Ради неё можно жить и умирать.
Цель - это идеальный результат, предмет устремлений человека. Средства – это то, при помощи чего человек идет к своей цели. Человек должен решить для себя: оправдывает ли цель средства, которые он использует на пути к ней.
У добра и зла разные клинки. Побудители к добру и злу тоже разные: люди, книги, события, болезни, мысли о смерти, обстоятельства, идеи и т.д. Главное выявить, что для человека явилось толчком в сторону добра или зла.
Испытание – проверка на прочность выбранных ценностей, сопряженное с определенными трудностями, проверяющими на прочность выбранные ценности и их действия.
Закон вечности сводится к тому, чтобы определить, что из деяний человека переживет самого человека, а что сотрется временем.
Можно дать нравственную характеристику историческим личностям на основе детального анализа их жизни. Подобного рода задания помогут учащимся увидеть разный тип величия в истории человечества: физическое, профессиональное, творческое и нравственное. Они поймут, что некоторым личностям, например, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Федору Ушакову и другим удалось соединить в себе несколько типов величия, а такие люди, как Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Александр Македонский стремились к силовому имперскому величию.
Преподаватель может использовать разные типы вопросов и заданий, ориентированных на нравственный поиск. Первый тип вопросов соединяет в себе новую информацию и нравственное осмысление. Вот как они выглядят, например:
Что означает надпись на чаше, сделанной печенегами из черепа Святослава: «Чужое ища - свое потерял»?
Что символизирует надпись на древнем колоколе «Зову живых – оплакиваю мертвых»?
Почему Андрей Рублев не подписывал свои произведения автографами, в то время как сейчас все художники пытаются узаконить свое авторское право?
Как совместить гений и злодейство? Можно ли Гитлера назвать великим человеком?
В чем смысл надписи на могиле Гапона: «Ты жил только для себя и потому нет тропинки к твоей могиле»?
Второй тип вопросов подразумевает демонстрацию своей нравственной позиции и начинается со слов «Согласны ли вы». Например:
Согласны ли вы с утверждением Л. Гумилева, что на Руси не было монголо-татарского ига? Согласны ли вы с целями и методами опричнины Ивана IV? Согласны ли вы с содержание петровских реформ?
Третий тип вопросов ставит на повестку дня решения проблем, которые поставила история перед людьми в ту или иную эпоху и как эти проблемы решили бы ученики, находясь, они в тех условиях. Например:
Приняли бы вы участие в декабристском восстании и на чьей стороне в 1825 г.?
Чтобы вы сделали, если бы вас заставили участвовать в разрушении храмов в 30-е годы XX века в России?
Как бы прошел ваш день, если бы вы готовились к Бородинскому сражению 25 августа 1812 г., будучи простым солдатом?
Таким образом, «научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней». Воспитание гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности носит сложный и комплесный характер и дает преподавателю много возможностей в этом направлении. Этот процес происходит постепенно и обучающиеся находятся в постоянном поиске. Однако основан он на нравственном фундаменте заложенном предыдущими поколениями. Поэтому, изучая историю и обществознание, обучающиеся включаются в процесс осмысления и формирования различных ценностей. И преподаватель может продиагностировать первоначальное отношение к изучаемому факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере углубления учебного материала.
Важно не только научить добывать новые дополнительные знания, но и обратить внимание на характер деятельности обучающихся в процессе поиска этих знаний. Для педагога важно не то как изменилось мнение учащегося в сравнении с его первоначальным суждением, а то каким образом он достиг того или иного результата. Таким образом, процесс важнее ожидаемого результата. А для этого необходим индивидуальный подход в процессе работы.
Определение гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития обучающегося. Обучение – только один из компонентов личностного развития. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.