Статья на тему: «Формирование принципов патриотизма и активной гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности».


Лукьянова В.В., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Формирование принципов патриотизма и активной гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности».
«Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это-сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Л.Н. Толстой.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма ,активной гражданской позиции и толерантности, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма, гражданственности и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
В ФГОС определены личностные характеристики выпускника, гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества.
- осознающий себя личностью, социально-активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Понятие патриотизма и гражданственности включает в себя:
-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
-уважительное отношение к языку своего народа;
-заботу об интересах Родины;
-осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Согласно требованиям ФГОС, школа, определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью опоры на теоретические знания, невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Гражданско-патриотическое воспитание невозможно без организации деятельности. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально -ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы обратить на это особое внимание, призвать педагогов задуматься над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда учащийся переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для него второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
Учитывая вышеизложенное, администрация школы и педагогический коллектив определили основные формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности. Хотелось бы поделиться нашими наработками.
Формы работы.
Учебная деятельность Внеучебная деятельность Музейная деятельность Внеурочная деятельность КТД
Уроки истории и обществознания Проекты, экскурсии,
конференции, тематические недели Музейные уроки, встречи с интересными людьми Дополнительное образование (кружки, спортивные секции, патриотические клубы) Конкурсы, митинги, литературно-драматические композиции, брейн-ринги
Целью нашей деятельности является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
При планировании работы школы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах. Например: уже много лет наша школа традиционно участвует в районной игре «Память», посвященной истории ленинградской Блокады .Хочется также привести пример организации такой формы организации внеурочной деятельности, как военно-патриотический морской клуб «Орел.» Клуб позволяет не только знакомить учащихся с историей русской армии и военно-морского флота ,но и проводить экскурсии, встречи с интересными людьми, выставки, брейн-ринги, работать над научными проектами. Клуб проводит концерты к праздничным датам, организует спортивные мероприятия, вахты памяти. Практически любая форма деятельности по гражданско-патриотической направленности возможна на базе патриотического клуба.
Завершая наш сегодняшний разговор хотелось бы отметить, что мы живем в непростое время. Поднимает голову фашизм. Растет напряженность в отношениях с США. В этих условиях возрастает роль школы в воспитании у молодежи патриотизма и гражданственности, устойчивого неприятия националистических, фашистских и экстремистских взглядов.
Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Значит, будет будущее у нас всех, у нашей страны, у всех честных людей на Земле.
Список использованной литературы:
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг». Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955
5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.