Статья Воспитание активной гражданской позиции студентов в условиях современного социума


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова»
СТАТЬЯ
«Воспитание активной гражданской позиции студентов в условиях современного социума»
Подготовил: Е.А. Литвинцева – куратор гр. ИС-13
Черемхово, 2017г.
Главной составляющей реализации стандартов нового поколения является урок. При проведении урока любого типа педагогом ставятся цели, задачи. Одной из главных целей является воспитательная.
На любой стадии образования воспитание в конечном итоге сводится к формированию гражданина, человека, чьи качества должны быть направлены на служение обществу и Отечеству, в котором он проживает и проявляет себя как деятельное существо. Основным направление в воспитании студентов должно быть гражданско – патриотическое.
Во все времена на этот вопрос обращалось самое пристальное внимание. Становление гражданина всегда волновало умы прогрессивно мыслящих деятелей и педагогов России: М.В. Ломоносова, А.Н.Радищева, Г.И.Пестеля, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, H.A. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, В.С.Соловьева, В.В.Зеньковского, С.Л.Франка, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева и др. Послеоктябрьский период развития теории и практики гражданского воспитания ознаменовался новыми достижениями в духе идеологии коллективизма и социалистических ценностей. Огромное значение имели социально-педагогические опыты A.C. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые по глубине поставленных задач и достижений не потеряли ещё современного смысла. Общетеоретические положения, имеющие значение для гражданского воспитания, разрабатывались в 70 - 80-х гг. в трудах В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, А.В.Мудрика, Э.И.Моносзона и др. Новый поворот в исследовании проблем воспитания начался в 90-х гг., когда внимание научной общественности привлекли идеи демократизации и гуманизации общества.Задачей процесса гражданско – патриотического воспитания является консолидация общества, укрепление государства. Формирование гражданина,
знающего свои права и исполняющего свои конституционные обязанности, являющегося неотъемлемой частью гражданского общества. Особое внимание педагоги должны уделять воспитанию личности с активной гражданской позицией, которая способна пользоваться своими правами , быть инициативной и самостоятельной. Такой гражданин свободного демократического государства не побоится брать на себя ответственность и принимать решения, не отмахнется от
участия выборах, определяющих жизнь всего общества и каждого гражданина нашей страны.
Современные и классические педагогические технологии как нельзя лучше способствуют реализации данного направления. Практически в каждой части структуры урока имеется возможность, а иногда и необходимость вводить такую воспитательную цель, как воспитание активной гражданской позиции. Реализация цели должно происходить системно, от урока к уроку, от модуля к модулю и, конечно же, активно просматриваться при прохождении практики любого вида.
Для воспитания студента гражданином своей страны не имеет значение название и содержание преподаваемой учебной дисциплины (модуля). Главное – сознательность педагога, правильное построение урока, пополнение его содержимого.
Изучение Конституции РФ позволяет студентам узнать о комплексе прав и свобод человека и гражданина РФ, о системе органов власти, их полномочиях и устройстве. Только право может защитить человека, помочь ему в решении проблем социального, политического и экономического характера. Важную роль в этом процессе играет воспитание нравственности, гуманности, толерантности –важнейших характеристик свободного человека гражданского общества. Педагоги, работающие в различных учебных заведения среднего профессионального образования могут использовать специфику учебного заведения, готовящего специалиста той или иной направленности. Учащаяся молодежь, студенчество –это будущая интеллектуальная, культурная и творческая элита нашей страны, и от того какую личность мы, педагоги сформируем, зависит будущее всей страны. Особое значение при решении задач гражданско-патриотического воспитания имеют внеаудиторные воспитательные мероприятия, приуроченные к знаменательным датам нашей истории. В нашем учебном заведении, готовящем профессионалов в области культуры и искусства, предоставляется масса возможностей участия студентов и педагогов в мероприятиях, которые проводятся в рамках колледжа, города и области. Важное место в нашей работе играет празднование годовщины Победы в Великой отечественной войне, студенты колледжа ежегодно участвую в параде Победы, участвуют в возложении цветов к мемориалам павших воинов, производят уборку территории.
Такой комплексный подход дает возможность воспитывать уважение к культуре своей страны, формирует уважительное отношение к прошлому своей страны, что немаловажно при воспитании гражданина свободного государства.