Раннее обучение иностранным языкам в школе

Раннее обучение иностранным языкам в школе
Тугарина Г.И., учитель английского языка
Майкаинской СОШ№ 2 Баянаульского района
Обоснование необходимости раннего изучения иностранного языка достаточно конкретно представлено в Инструктивно-методическом письме МОН РК об организации изучения иностранного языка во втором классе. Прежде всего, это современные интеграционные процессы и активизация взаимодействия стран в условиях открытого взаимосвязанного мира, что «выдвигает иностранные языки в образовательные приоритеты, в обязательную составляющую модели современного специалиста, в действенный инструмент подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в новых условиях международного сотрудничества».
Концепция развития системы образования в Республике Казахстан также выдвигает в качестве одной из приоритетных задач раннее изучение иностранного языка. Для реализации данной задачи с начала 2004-2005 учебного года был организован эксперимент по раннему изучению английского языка со второго класса по УМК издательства Макмиллан.
Наша школа (Майкаинская СОШ №2) участвует в этом эксперименте с первых дней. Исходя из опыта своей работы, мы сформулировали ряд методических рекомендаций, которые могут быть полезны при введении курса иностранного языка в начальной школе.
Для эффективной организации процесса обучения детей младшего школьного возраста учителю нужно знать их психофизиологические особенности. Зачастую результативность работы опытных учителей (основной и средней школы) снижается именно несоответствием используемых учителями методов и приемов обучения младших школьников возрастным особенностям детей. На какие же особенности младших школьников необходимо обратить внимание?
Во-первых, необходимо учитывать объем внимания, который значительно уже, чем у взрослого. А это значит, что ребенку нужно предъявлять оптимальное количество объектов. Устойчивость внимания также невелика. Помимо того, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у маленьких школьников – явление естественное, устойчивость внимания может быть снижена рядом причин. Одна из наиболее встречающихся причин рассеянности – утомление, которое вызывается трудной, неинтересной и однообразной работой. Для предотвращения монотонности и утомления младших школьников необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке. Утомление может быть вызвано отсутствием у ребенка режима дня и полноценного сна. Поэтому необходима работа с родителями по профилактике утомления детей.
Во-вторых, очень важно знать особенности памяти младших школьников. Изучение деятельности памяти маленьких детей показало, что дети легко запоминают далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства.
В-третьих, при целенаправленном наблюдении за детьми обнаруживается то, что американский психолог Г. Гарднер назвал множественностью интеллекта. Он выделил следующие типы интеллекта: вербально-лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, межличностный, натуралистический. В соответствии с типом интеллекта дети по-разному воспринимают и усваивают учебный материал. Следовательно, должны использоваться различные способы подачи информации для оптимизации учебного процесса.
Важно учитывать и особенности физического развития маленьких детей. Они не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать детям такие задания, которые позволяли бы им двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Обучение в начальной школе Казахстана - развивающее обучение, и соблюдение общих принципов развивающего обучение является непременным условием успешности учебного процесса. Одним из принципов развивающего обучения является осознание детьми способов деятельности. Наиболее часто используемый в обучении прием мышления, которому нужно обучать детей с первого класса, - сравнение. Это основа ассоциативного мышления, которое позволяет ребенку быстрее овладевать знаниями.
Дети раннего школьного возраста любознательны, пытливы, им свойственно неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях, жажда исследования. В начальном звене эта потребность удовлетворяется через игровую деятельность, которая является ведущей для учащихся начальной школы. Игра – это естественное состояние младших школьников. Необходимо, чтобы на уроках младших школьников окружал привычный мир игрушек – набор животных, мебели, кухонной игрушечной посуды, одежды. С помощью различных игровых приемов вводится, закрепляется, обрабатывается языковой, лексический материал.
Поскольку учебник основное средство в руках ученика, и он с ним работает и в классе, и дома, то ему необходимо знать уже с первого урока структуру учебника, как им пользоваться. Важно познакомить учащихся с условными обозначениями, приведенными в начале учебника. Для формирования у детей представления об учебнике предлагается учителю на первом уроке провести так называемое «путешествие по учебнику».
На первом году обучения детей английскому языку идет овладение артикуляционной базой и интонационным оформлением речи. Поэтому на данном этапе очень важную роль играет аудирование с использованием визуальных опор. Через эту работу не только формируется понимание, речь на слух, но и произношение детей, так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации.
На первом году обучения детей иностранному языку особое внимание следует уделять слушанию и говорению. Только тогда, когда ребенок научился произносить и воспринимать звуки на слух, его можно начинать учить читать и писать.
На раннем этапе, когда закладываются основы умения читать, чрезвычайно велика роль чтения вслух. Чтение вслух позволяет учителю контролировать процесс становления умения читать и формировать у ученика основы самоконтроля и коррекции собственной деятельности.
Дополнительным ресурсом в повышении эффективности обучения английскому языку является учет общего уровня языкового развития ребенка. Несмотря на расхождение взглядов на использование родного языка при обучении иностранному языку, его влияние несомненно. Поэтому обучение второму языку будет идти более успешно при грамотном учете и использовании особенностей родного и иностранного языков. Ряд грамматических и речевых явлений английского языка имеют аналогию в родном языке. Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть успешно перенесены на иностранный язык. Умелое использование аналогий (или, напротив, контрастов) звукового состава английского и родного языков способствует более быстрому формированию навыков произношения.
Часть времени следует отводить на объяснение и проверку домашнего задания. Сложность домашнего задания должна определяться тем, что ученик будет выполнять его самостоятельно (без помощи родителя), а выполнение всего домашнего задания не должно превышать 10-15 минут.
Для обеспечения успешности обучения иностранному языку на раннем этапе, конечно, необходимо знание и учет ряда других факторов, влияющих на учебный процесс; но важнейшим фактором являются основные потребности учащихся 1 класса:
 (потребность в движении;
 (потребность в общении;
 (потребность ощущать безопасность;
 (потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
 (потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
 (потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
В заключение хочется подчеркнуть, что основой отношений учитель - ученик, родитель – учитель должно быть доверие, и стоящие перед предметом «иностранный язык» задачи должен решать методически грамотный учитель, придерживающийся современного подхода к обучению иностранному языку.
п. Майкаин

15