Конспект урока по теме Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи


Конспект урока русского языка, данного во 2 «В» классе 5 декабря 2014 года Иньшиной Т.Н.
Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи.
Цели и задачи урока:
Познакомить детей со словами – междометиями, к которым нельзя задать вопрос, определить их роль в речи.
Организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения междометия как особой части речи.
Актуализировать у детей представление об эмоциях.
Способствовать открытому проявлению эмоций социально – приемлемыми способами.
Способствовать закреплению у детей навыков использования междометий в своей речи для выражения чувств.
Создать условия для воспитания культуры общения в паре, со сверстниками.
Задачи для учащихся:
Учиться ставить с помощью учителя учебные задачи.
Самостоятельно формулировать выводы.
Научиться находить в тексте слова, выражающие различные чувства, характеризовать их в речи; выяснить, что к данным словам нельзя задать вопрос.
Содействовать формированию УУД:
Личностные результаты.
Развиваем умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций текстов.
Представлять информацию в виде схемы.
Выявлять сущность, особенности объектов
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться на развороте учебника.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Предметные результаты.
Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
Показ видео «Вальс цветов». (дети делятся чувствами, переживаниями, говорят о том, что наши знания пополняются с каждым днём, как распускаются бутончики этих цветов и т.д.)
Презентация. (читают девиз урока)
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому) - Как вы понимаете эти слова?
- Вспомните, по какому плану мы работаем на уроке «открытия новых знаний». Сверим ваши высказывания по эталону.
- Итак, в путь! Нас ожидают новые открытия!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- С чего вы начнёте работать?
- С повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового.
Люблю различные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны не всегда
И их значенья так туманны.
- Как называются все слова в русском языке? (Части речи.)
- С какими частями речи вы познакомились на прошлых уроках? (Имя сущ., имя прил., глагол. Говорили о том, что обозначают эти части речи, на какие вопросы отвечают, роль в речи).Слова с доски: стол, весёлый, ах, лежит, большой, ох, лист нужно распределить на группы по частям речи. Дети делят слова и задают к ним вопросы. В результате спора возникает проблема: Куда отнести «ох» и «ах»?
3.Постановка учебной задачи.
- Почему возникло затруднение?
- Не знаем к какой части речи отнести эти слова. (Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают, зачем нужны в речи ).
- Чтобы справиться с этой проблемой, нужно много сил и энергии. Давайте отдохнём.
Представьте себе, что вы попали в изумительную страну «Трямляндию». Жители этой страны любят общаться без слов, с помощью мимики, жестов. Попробуем? Я буду читать стихотворение, а вы будете изображать.
Трям! Все жители проснулись, потянулись, улыбнулись.
Побежали быстро в ванну зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно, приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули, уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша, съели кашу. Хороша!
Промакнули рот салфеткой, отмахнули муху веткой.
Вымыли свою посуду, чисто вытерли повсюду.
А потом пошли гулять, чтоб скорее всё узнать!
(Е.Алябьева)
- На каком этапе мы сейчас находимся?
- Выяснили, что мы не знаем, будем находить способ как справиться с трудностью.
- Какую цель поставите?
- Узнать, что это за особые слова, на какие вопросы они отвечают, что обозначают, какова их роль в речи. А может быть это и не слова?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как же обстоят дела на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом 2 брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами. (Просмотр отрывка из мультфильма «Ах и Ох». - Как вы думаете Ох и Ах это слова? Какие есть мнения?
- Как звали братьев?
- Что обозначают Ах и Ох?
- Это имена.
- А вот в предложениях (на доске):
Ах, какое утро!
Ох, встал я рано. «ах» и «ох» тоже имена? (Нет).
- Но всё таки вы сказали, что это тоже слова, значит они должны что-то обозначать?!
- И что же они обозначают?
- Интересная возникает ситуация: в одних предложениях Ох и Ах - имена, а в других вроде бы ничего не обозначают.
- Давайте исследуем эти слова. Что вы можете узнать о новых словах?
План исследования.
Что обозначают (или выражают) эти слова.
На какие вопросы отвечают.
Как называются.
Роль в речи.
Исследование 1.(Что обозначают или выражают эти слова?)
У вас на партах на двоих лежит одно стихотворение Тетивкина. Давайте вместе со мной прочитаем это стихотворение. Вы будете читать только восклицательные предложения, состоящие из одного слова.
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
Если б кто-нибудь помог.
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух! Эх! Ах! Ох!
Ух … не вызвали!!!
- О чём это стихотворение?
- Какие слова помогают почувствовать переживания ученика? (Ах,Эх, Ох…)
- Какое чувство испытал мальчик? (Страх) (появляется пиктограмма страх).
- Я буду показывать вам пиктограммы, а вы определите, какое настроение на них изображено. (радость, грусть, удивление, гнев)
Физминутка.
Дима шёл, шёл,шёл, земляничку нашёл.
Ах, какая ягодка! (вторую строчку произносят радостно, с удивлением, грустно и т.д.)
Ученица рассказывает отрывок из стихотворения Ана Бжехвы «На горизонтских островах», дети говорят какое чувство вызвало у них это стихотворение. (удивление, показывают нужную карточку-пиктограмму)
- Вернёмся к стихотворению, которое мы читали по ролям. Какие знаки стоят в конце предложений? (!) Что это значит? (Предложение произносится с особым чувством.)
- Что же обозначают или выражают эти слова?
(появляется карточка-вывод на доске)
Исследование 2. (На какие вопросы они отвечают?)
- Вернёмся к началу урока. Какую работу мы выполняли с этими словами? (Задавали вопросы к словам, чтобы определить часть речи.)
- И что же? (Слова Ох! и Ах! не смогли отнести ни к одной известной части речи, так как не смогли поставить вопрос к ним.)
- Сделайте вывод.
- Откройте учебник на стр.79, прочитайте. Совпал ли ваш вывод с выводом в учебнике?
(появляется карточка-вывод на доске)
Исследование 3. (Зачем нужны эти слова или какова их роль в речи?)
- Проведём лингвистический эксперимент. Но сначала составим предложения по схемам. Работать будем в парах.
1 ряд: Ой, ………..!
Ах! …………… ……………. ………….!
2 ряд: Ох, ………….!
Ха-ха! ……………. …………….. ………….!
3 ряд: Эх, ………..!
Ух! ………… …………….. …………….!
( с каждого ряда выходят по 2 человека и озвучивают свои предложения)
- Какие чувства вы выразили в этих предложениях?
- Лингвистический эксперимент продолжается. Сейчас прочитайте ваши предложения без первых слов.
- Ваши мысли, выводы?
(появляется карточка-вывод на доске: Эти слова делают речь эмоциональней, богаче, ярче, то есть украшают нашу речь.)Исследование 4.
- Самый главный секрет. Как же называются эти слова? Вы уже добыли некоторые знания об этой части речи, подумайте вместе и запишите на листочке название для этих слов. (дать большой лист каждой паре, пусть фломастером запишут) По звонку колокольчика желающие (по одному от пары) представляют свои названия. (версии обсуждаются)
- Как же выбрать верное название? (у взрослых, в словаре, в интернете, выбирают, что сегодня попытаются найти в интернете. Из выводов на доске составляем определение, ученик набирает вывод, на экран выходит список статей и везде появляется крупно выделенное слово междометие, дети догадываются, что это и есть название новых слов).Физминутка.
- Если слышите междометие – договорите его и хлопайте в ладоши.
Мне, - сказало Междометье, - интересно жить на свете.
Тот, кого охватит страх, произносит слово…(все говорят: Ах!)У кого тяжёлый вздох, произносит слово…(Ох!)
Кто встречается с бедой произносит слово…(Ой!)
Кто отстанет от друзей, произносит слово …(Эй!)
У кого захватит дух, произносит слово …(Ух!)
Интересно жить на свете, если знаешь междометья!
Включение в систему знаний.
Работа в парах (можно в группах).
Даю лист заданий, выбирают себе уровень сложности.
1 уровень.
На этой строчке спрятались междометия. Найдите их и подчеркните.
ЭХОПЕТУХДОМОЙФУНТ
2 уровень.
Найдите в тексте междометия и подчеркните их.
Тут Федорины коты расфуфырили хвосты.
Побежали во всю прыть, чтоб посуду воротить.
«Эй вы, глупые тарелки, что вы скачете, как белки!?»
А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой, ой-ой-ой! Воротитеся домой…»
(К.Чуковский «Федорино горе».)
3 уровень.
Замените выражения, которые написаны, на междометия.
Ты испугался. (………) Ты устал. (………..)
Команда «Нельзя!» для собаки. (……….)
- Сверьте ваши работы с эталоном.
6. Рефлексия деятельности.
- Чему вы учились на уроке? Где встретились с трудностью? Как с ней справились?
- У вас на парте лежит одна шкала самооценки на двоих. Если вы считаете, что вам удалось сегодня договариваться, сотрудничать, результатом своей работы довольны, то на шкале самооценки напишите вверху – Ах!
- У кого были ошибки, но с работой справились, посередине напишите – Ох!
- Кто результатом своей работы не доволен, на шкалк внизу напишите – Увы!
Ах! Как трудно жить на свете, не усвоив междометий!
7.Домашнее задание.
- Выпишите из учебника Литературного чтения 5 предложений с междометиями.