Конспект урока по русскому языку на тему Слова,которые выражают различные чувства,и их роль в речи


УМК «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.
Класс:2
Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ).
Метод урока: деятельностный.
Оборудование:
учебник «Русский язык» – 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
опорные схемы к уроку: «ромашка» с частями речи
мультфильм «Ох и Ах»
«Маленькая дверь в большой мир». Авт. Р.Н. Бунеев, книга для чтения 1 часть, 2 кл.
Интерактивная доска, компьютер.
Учитель: Сундукова А.Т., учитель начальных классов МКОУ «Прогимназия 70», высшая квалификационная категория

Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

Цель и задачи: познакомить детей со словами – междометиями, к которым нельзя задать вопрос, определить их роль в речи;
развитие умения устанавливать отличительные признаки нового класса слов;
актуализировать у детей представление об эмоциях;
понаблюдать и научиться, правильно, выделять на письме междометия;
способствовать закреплению у детей навыков использования междометий в своей речи для выражения чувств;
воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,


1. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности.

1.Вступительная беседа
Звучит музыка «Облака » идет видео (имитация полета на облаках)
Внимание! Приземляйтесь! Понравилось вам, ребята, кататься на облаках? Что вы чувствовали при этом? (Радость!)
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) (Комментированная запись числа.) – Какую запись должны сделать дальше? Напишите слова «Классная работа». Словарная работа: Родина, Россия, Москва, народ, язык (национально-региональный компонент) - Что надо сделать со словарными словами?
Поставить в словах ударение, подчеркните буквы, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.
Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями)
-Ребята, задача нашего сегодняшнего урока - открытие новых знаний. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, поговорим о наших чувствах. Я уверена они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Вы готовы к сотрудничеству? Пожелали друг другу удачи.
Девиз урока. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Какие мы делаем шаги при открытии новых знаний? (понять «Что я не знаю?», «Сам найду способ») Смайлик очень доволен.


Чтобы не упустить ничего важного нужно спланировать свою деятельность на уроке.
Составим план
Повторение
Пробное действие
Выясним, что мы не знаем
Найдем способ справиться с затруднением
Потренируемся.
Оценим свой труд
- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);


- внутренняя позиция школьника (Л);


- учебно-познавательная мотивация
(Л);









- планирование учебного сотрудничества (К)

-умение слушать и понимать речь других (К).
-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).(Р)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.

-С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового)
Цель: активизировать знания детей об изученных частях речи и связи слов в предложении. – Чтобы продолжить работу предлагаю вспомнить теоретический материал с какими группами слов мы с вами знакомы и дополнить «ромашку» частями речи, которые мы изучили. ( На доске расположена ромашка; при названии каждой группы лепесток переворачивается, на нем показаны группы; один лепесток остаётся не перевёрнутым.)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Создание проблемной ситуации – Что можно составить из слов – частей речи? (Предложения) – Как называется центр предложения?
Грамматическая основа – подлежащее + сказуемое

– Как умеем связывать слова в предложении? (По вопросам) – Составьте предложения из рассыпанных слов. Запись на доске (на карточках):
ужалила


большая


малыша


ах


оса






После обсуждения предложение записывается с комментированием в тетрадь: Ах, большая оса ужалила малыша. Обозначьте грамматическую основу в предложении и обозначьте графически связь слов в предложении. Напишите вопросы, которые задавали к словам мы смогли задать вопросы, а какая часть речи у нас вызвало затруднение) У кого нет результата?(слово «ах») Что теперь вы будете делать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.(П)
-Представлять информацию в виде таблицы. (П)
 -Выявлять сущность, особенности объектов. (П)
-На основе анализа объектов делать выводы. (П)
 -Обобщать и классифицировать по признакам. (П)
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р).


3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить?
- Почему вы не смогли выполнить задание до конца? (Мы не знаем, какой вопрос задать оставшемуся слову, и к какой части речи относится) Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем)
Молодцы, вы смогли определить своё затруднение? Порадуйтесь. Ура!
Цель: зафиксировать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями детей и несостоятельностью ответа на вопрос.
– Какой вопрос нужно задать к слову ах? – Предлагаю провести исследовательскую работу по группам.
1 группа ––> исследуют как имя существительное. 2 группа ––> исследуют как имя прилагательное. 3 группа ––> исследуют как глагол. Вывод! Ни на какой из вопросов слово ах не отвечает, значит это новая группа слов, т.е. новая часть речи. Цель: показать роль междометий в предложении. - Поздравляю Вас! Вы сегодня на уроке сделали маленькое лингвистическое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос. А какую же работу они выполняют в речи? – Представьте, что этим малышом оказались бы вы. Какое чувство вы бы испытывали после укуса осы? ( Ой! Больно ). - Как, вы думаете? Что это за маленькое слово (ах?) И почему мы не можем задать вопрос?

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р)
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р)
- Развиваем умение слушать и понимать других.(К)
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)
- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)
- постановка и формулирование проблемы (П);


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Определите тему урока.
Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
-Какую цель мы поставили на уроке? Определим цели нашего урока. ( На доске карточки- слова) Выяснить: Научиться:
Что можно использовать для открытия нового знания? (Учебник, справочник, эталоны с предыдущих уроков.)
Посмотрите на ромашку, мы должны открыть ещё один лепесток и узнать к какой части речи относятся новые слова.
- Эти слова называются «междометия». С латинского это название переводится как «брошенное между». (открываю последний лепесток ромашки, на котором записано название новой части речи) - Сегодня на уроке мы выясним с какой целью в нашей речи употребляются междометия.
а) просмотр мультфильма - А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент сказки и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства - Внимательно послушайте отрывок из сказки про двух братьев. - Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства? (ах, ох) - Какие чувства выражает каждое из этих слов? ( просмотр фрагмента) как звали героев мультфильма? - назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства. (дети называют ОХ, АХ, УХ) – ..
На доске: появляются картинки, с изображением ОХ и АХ - какие чувства выразили эти слова?
АХ ОХ
· Радость восторг неуверенность (в жизни такого человека (пессимист - оптимист)) для чего служат междометия ( для выражения различных чувств) В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства, отношение к происходящему, выразить свои эмоции. (варианты междометий записаны на доске.) ОЙ – страх АХ – восторг ХА-ХА – насмешка, злорадство. ОХ – усталость
ЭХ – радость, ликование УХ – радость, удивление. Именно эти слова помогают выражать наши чувства и эмоции Вывод: эти слова выражают разные чувства (слова – чувства). Работа с учебником. Теперь обратимся к учебнику (стр.66, упр.103) и понаблюдаем, как на письме выделяется междометие. Запишите одно из предложений по выбору в тетрадь. Вывод: междометия пишутся в начале предложения с большой буквы. После них ставятся « , » или « ! » составление предложений по схемам. Особенности записи междометий в предложении.
-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).

- построение речевых высказываний (П);
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- постановка и формулирование проблемы (П);

5. Реализация построенного проекта.






Физминутка






















Физминутка





Работа по учебнику стр.78
Упр. 106 – развивается умение наблюдать за оттенками чувства, которые выражают междометия. Ученики заменяют междометия, читают предложения с разной интонацией, выражением. Сравнить с автором
Лингвистический эксперимент (одно и тоже междометие выражает разные чувства) -лица; текст




«Друзья»
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Р)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)



установка на здоровый образ жизни

Физминутка
«Друзья»

- установка на здоровый образ жизни (Л);


6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Особенности записи междометий в предложении. Составьте предложения по схемам ( междометия выставляю перед составлением предложений) (Ах!) _____ _____ _____! (Ох,) ______ _____ _____! (Ой,) ______ _____! (Эй,) ______ _____ _____! -Какие слова помогли вам правильно составить предложение. - Какое чувство выражает каждое предложение? - Какие знаки препинания ставятся в предложениях после междометий? Запись в тетрадь одного предложения по выбору ученика. (Эльбрус)
 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)
- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)
- Умение работать в паре.(К)
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
поиск необходимой информации (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) - достижение договоренностей и согласование общего решения (К);


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.












- К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать).
Междометия в произведениях известных писателей
-Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее.
-Послушайте отрывки из известных вам произведений.
а) «Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)
-Узнали откуда?
-Найдите новое слово.
-Какое чувство оно выражает? (боль от смеха)
б) «Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни – Пух и все-все-все»)
-Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг)
в) «Фу, как не стыдно язык показывать! – загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне»)
-Назовите новое слово. Что оно выражает? (недовольство)



- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- построение логической цепи рассуждений (П);
- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- построение речевых высказываний (П);

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в группах.
А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей. (Каждой группе розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие междометие и записать)
а) - Щиплет уши, щиплет нос.
- , на улице мороз! (Ой)
б) - , и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох)
в) -В пятнышках спинка.
- , как неловко.
- И покраснела божья коровка. (Ох)
г) - , бескрылый человек, у тебя две ножки,
-Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки. (Эх)
Варианты стихов появляются на слайдах. Каждая группа зачитывает свои варианты. - Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили?
1. В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос – междометия.
2. В речи они употребляются для того, чтобы речь была ярче, богаче и эмоциональнее.
3. После междометий ставится восклицательный знак или запятая.
- А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:
Мне, - сказало междометие, -
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет
Те, кого охватит страх,
Произносят слово ! (Ах)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ! (Ох)
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ! (Ой)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ! (Эй)
У кого захватит дух,
Произносит слово ! (Ух)
Интересно жить на свете,
Если знаешь. (междометия)


- поиск необходимой информации (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- управление поведением партнера (К);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- умение структурировать знания (П);


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Расскажите, чему научились на уроке по опорам на доске.
Продолжите мои предложения:
- Я понял, что
- Было интересно
- Было трудно
- Оцените свою деятельность на уроке, используя облако наклейте на него магниты:
Зелёный - я молодец,
Жёлтый – мне надо постараться..
- внутренняя позиция школьника (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);


Д.з

Упр.89 Дидактический материал. Вывод.


- планирование учебного сотрудничества (К)
-
-построение речевых высказываний (П);















Заголовок 1 Заголовок 315