Урок по русскому языку Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. ( по программе «Школа 2100»)

Тема: Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи.
( по программе «Школа 2100»)
Лядова Ирина Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ «Ергачинская СОШ»
Пермский край
Кунгурский район
Идентификатор 206-969-027

Цели урока:
познакомить с понятием «междометие»;
рассмотреть на примерах их разнообразие;
выяснить, какова роль междометий в речи;
совершенствовать орфографические навыки;
развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Прогнозируемые результаты:
Знают:
понятие «междометие»;
роль междометий в речи.
Умеют:
выделять междометия;
находить междометия в тексте;
отличать междометия от других частей речи;
составлять предложения с междометиями;
произносить с правильной интонацией;
Тезис к уроку: «Как трудно жить на свете,
Не усвоив междометие»
Деятельностная схема определения междометия

Ход урока
Оргмомент
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

Подведение к проблемной ситуации.
В некотором царстве, в далеком государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе есть много разных районов: район имени Существительного, район имени Прилагательного, район Глаголов и есть еще один район, в котором живут тоже очень важные жители. Хотите с ними познакомиться?
Чтобы отгадать познакомиться, я вам предлагаю сыграть со мной в грамматическую игру.
( у детей на партах лежат карточки со словами)
Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны имена существительные (оцените правильность и свой выбор)
Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны имена прилагательные (оцените правильность и свой выбор)
Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны глаголы (оцените правильность и свой выбор)

А почему не все ребята вышли к доске?
(все садятся, а к доске выходят дети со словами:
ОХ, АХ, УХ, УВЫ! ОЙ, АЙ)
А почему вы их не отнести ни к одной группе слов?
Вывод: к ним нельзя задать вопрос!
Что они выражают? (разные чувства)
А какие чувства они могут выражать? (радость, испуг, восхищение, восторг, удивление, печаль, сожаление)
На доске открываются иллюстрации и дается название новой части речи: МЕЖДОМЕТИЕ
Признаки новой части речи:
Нельзя задать вопрос
Выражает разные чувства

А для чего нужна эта часть речи в русском языке?
(проблема урока)
Учитель читает два раза одно и тоже стихотворение, но первый раз без междометий, а второй раз с междометиями.

Сердце так и гложет страх
Эх, как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Ох, беда уже близка,
Так и ждет меня доска!
(вывод: во второй раз стихотворение звучало ярче, красивее, эмоциональнее)
Игра «Доскажи словечко».
Мне,- сказало Междометье
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет
Те, кого охватит страх,
Произносит слово.(АХ!)
У кого тяжелый вздох
Произносит слово..(ОХ!)
Кто встречается с бедой
Произносит слово..(ОЙ!)
Кто отстанет от друзей
Произносит слово .(ЭЙ!)
У кого захватит дух,
Произносит слово.(УХ!)
Интересно жить на свете
Если знаешь междометья!

Закрепление материала
Соедините междометия и эмоции
Составьте предложения, используя междометия.
Загадки из книги «ОХ и АХ»
Итог урока.
Рефлексия.
Схема 115