Обобщение опыта руководителя кружка английского языка Время изучать английский



Руководитель кружка англ.яз. Хомова Н.Д.
«Возможности созидательно-творческой деятельности образовательного процесса»
Продолжая себя в своих детях, мы создаем не только человека. Мы творим время. Дух времени, отношения между людьми - все это зависит от того, какие мы с вами, от того, какая школа, ей народ доверил свое будущее.
                Василий Сухомлинский.
Возможности созидательно-творческой деятельности дополнительного образования многогранны. Руководитель кружка стремится увлечь детей, выстроить фундамент знаний, опираясь на который, ребенок сможет поверить в свои силы, радоваться своим достижениям, не бояться творить и фантазировать. Совместная деятельность педагога и воспитанника преобразовывает обоих. Руководитель кружка должен быть и философом, и профессионалом, и психологом. Такие три принципа, как вера в жизнь, вера в ребёнка и вера в себя должны стать основой созидательной деятельности взрослого, способного помочь ребёнку. Важно понимать правильно ли обучающийся развивается, где отстаёт, оценить успехи и достижения, потому что каждый ребёнок – это индивидуальная траектория развития.
«Время изучать английский» - кружок английского языка в Макеевском городском Дворце детского и юношеского творчества им.В.Г.Джарты. Занятия в таком кружке позволяют ребятам не только осуществлять связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями, но и помогают развивать в них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.
Методы и формы, которые выбирает педагог УДО, должны способствовать развитию личностного потенциала ученика. Творческий учитель позволяет детям созидать и творить во время занятий и не только. Деятельность педагога должна быть направлена на создание такой системы, главная цель которой - максимальное развитие творческих способностей учеников.
Составляющие работы в кружке:
творчество;
стремление к совершенству;
профессионализм;
работа на результат;
успех
Главная цель – воспитать детей успешными и уверенными в завтрашнем дне, умными и гармонично развитыми, помочь им раскрыть свои способности, сформироваться как личность. Руководитель кружка видит свою задачу в том, чтобы, внедряя интерактивные технологии, будить творческое начало в обучающихся, отвечать не только за знания, но и души, за формирование личности, характера. Важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. Умение учиться – это способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Педагог должен так организовать образовательный процесс, чтобы наделить ребёнка универсальными учебными действиями, обеспечивающими самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.
Основными принципами в достижении этой цели считаем:
• Принцип творческой деятельности, самодеятельности и самостоятельности учащихся.
В процессе обучения обнаруживаем творческие силы ребенка, развиваем его самостоятельность в поиске истины путем привлечения к различным видам творческой деятельности. Согласованная с возрастом творческая деятельность способствует повышению мотивации к учебному труду, развития интеллекта, максимальному развитию способностей.
• Принцип демократизации.
Это сотрудничество педагога и учащихся, отход от авторитарного стиля.
• Принцип гуманизации взаимоотношений педагога и ученика.
Восприятие личности ученика, как высшей социальной ценности, признание его права на свободу, развитие способностей и проявления индивидуальности.
Концептуальные основы.
• Сохранение комфортных условий для развития творческих способностей, реализации их природных компетенций, стремление и способности к росту.
• разноплановая интеллектуальная подготовка личности, способствует ориентации в обществе, решению жизненных проблем.
Задача:
• Создание условий для самореализации и саморазвития личности.
• Обеспечение реализации новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса:
а) гуманистического;
б) организационно-деятельностного;
в) личностно ориентированного.
А каков же современный ученик?
Ядром современного образовательного процесса является обучающийся, его личность, неповторимый внутренний мир. Все дети разные:  спокойные и вспыльчивые, медлительные и энергичные, серьёзные и легкомысленные. Надо учить их мириться с чужими  недостатками, воспринимать людей такими, какие они есть, то есть быть толерантными личностями. Ведь не бывает идеальный людей, и каждый школьник хочет, чтобы его воспринимали как личность, уважали его взгляды, считались с его мнением. Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: «поступай с другими  так,  как хочешь, чтобы поступали с тобой.» Они, естественно, дети своего времени, знают и воспринимают мир по-своему, в свете новых информационных технологий. Но не будем скрывать, сегодня на воспитание наших детей могут отрицательно влиять, к примеру, низкопробные фильмы, отдельные интернет-страницы. Оградить от этого негатива, научить их распознавать, что хорошо, а что плохо,  должны в первую очередь родители.  При этом нам, взрослым, никогда не стоит забывать, что мы являемся примером для подражания. Требуется проявлять больше внимания, больше заботы, а крепкий союз педагогов и родителей поможет общими усилиями вырастить здоровое поколение.
Внедрение идеи формирования личности воспитанника на занятиях в кружке английского языка заключается в том, что формирование и развитие творческих способностей и всесторонне развитой личности должно происходить через совместное творческое сотрудничество, которое предусматривает творческие отношения руководитель кружка - воспитанник, воспитанник - воспитанник, руководитель кружка - родители.
В своей работе с детьми реализовываю обучающие, воспитательные и развивающие цели одновременно. Стремлюсь воспитать ребят успешными. Путь к достижению успеха непростой. Для этого нужна вера в свои силы, упорство и труд, настойчивость, целеустремлённость. Для детей очень важно, чтобы жизнь доставляла радость и удовольствие, чтобы желания удовлетворялись. Но ведь для достижения поставленной цели необходимо прилагать усилия, а значит, преодолевать трудности. Совместно с ребятами разработали алгоритм достижения успеха.
- позитивный настрой – залог успеха;
- непреодолимое желание;
- вера в свои силы;
- особые знания;
- воображение (творческий подход);
- организованное планирование;
- целеустремлённость;
- настойчивость и упорство;
- усердие и труд;
- опыт ошибок;
- преодоление препятствий;
-практика, воплощение в жизнь (Приложение1)
В своей работе каждый педагог должен пользоваться такими заповедями:
• Каждый ребенок талантлив.
• Каждый ребенок имеет право на ошибку.
• Каждый ребенок имеет право на свободный творческий поиск.
Создание доброжелательной обстановки начинается на уроке со специальных упражнений – «ледоколов», призванных растопить лёд в общении, предназначенных для того, чтобы помочь детям или ближе узнать друг друга, или создать атмосферу доверия в классе, когда рассеивается тревога, скованность, напряженность, или для того, чтобы привлечь к участию и взаимной поддержке, чтобы научить взаимоуважению. Используются такие игры – упражнения, как «Сердце класса», «Моя ладошка», игра-комплимент «Ты мне нравишься» и др. (Приложение 2).
Интеграция инновационных методов и форм проведения занятий в кружке английского языка помогает адаптировать ученика к условиям современной жизни, формировать способность самостоятельно овладевать знаниями, творчески мыслить, применять полученную информацию в собственной жизни, формировать ключевые компетентности.
Использование игр - один из приемов повышения интереса учащихся к иностранному языку. Лексические, фонетические, грамматические, орфографические, творческие игры, игра-соревнование, игра-викторина, игра - «Брейн-ринг» и др. – всё это стимулирует познавательную активность в изучении языка, мотивирует интерес и творческий подход, приучает к самостоятельной работе, к коллективному выполнению заданий. Занятия-викторины подготавливаются руководителем специально по материалу, который изучили и который нужно обобщить. Театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные, интеллектуальные игры, викторины, брейн-ринг, конкурсы - соревнования , - все это любимые игры в кружке. Ребята, заряжаются инициативой педагога и продолжают творить самостоятельно. Например, после проведения викторины на тему «Погода в странах мира» одна из обучающихся придумала свою игру «Времена года и погода» и самостоятельно провела игру с ребятами из группы.(Приложение 3)
Задачей работы является внедрение интерактивных методов и приемов для того, чтобы стимулировать познавательную активность и развивать творческие способности учащихся, формировать творческую личность школьников.
Внедрение интерактивных методов и приёмов помогает преодолевать неуверенность в себе, страх сделать ошибку, стимулирует и развивает творческие способности обучающихся, формирует творческую личность школьников. (Приложение 4).
Работа с детьми по внедрению этой задачи заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность и выявить творческие способности и задатки. на занятиях английского языка на начальном уровне часто проводятся:
творческие диктанты(picture dictation – диктант в картинках; Picasso dictation – диктант-рисунок; write the opposite – напиши противоположное значение; form an adjective,noun,verb – образуй прилагательное, глагол, наречие; likes and dislikes dictation- напиши слова в разные столбики, соответственно тому, что тебе нравится или не нравится и т.п. );
составление и разыгрывание диалогов на заданную тему(role-playing), каждый ученик должен научиться быть  вежливым, доброжелательным, воспитанным и умным.  Это должен быть непременный атрибут  современного школьника. Ведь как важно уметь вести беседу, уместно отвечать, не перебивая собеседника. Убеждена, что без такого качества, как коммуникабельность, трудно устроиться в жизни;
сочинение стихов по опорным словам или началy;
создание мини-проектов банков слов ( «выращивание» деревьев с различными частями речи, словари в картинках по разговорным темам с постоянко обновляющимся запасом слов и т.п.).
Такие задания активизируют, а также стимулируют ум, вдохновляют на творческие мысли. Например, после прочтения главы книги «Приключения шестерых друзей», в которой встретилось четверостишье, ребята охотно подбирали рифмы к словам а к следующему занятию Егорова Маша и Доронина Даша придумали собственные стихотворения.(Приложение5)При подготовке инсценировки к клубному часу «Праздник мам», ребята третьего класса подали идею объединить сюжеты сказок «Теремок» и «Три поросёнка» и создали вместе новый сюжет.(Приложение 6)
Технология критического мышления помогает развивать мышление, которое опирается на информацию. Ребята знакомятся с такими формами работы как «Ассоциативный куст», «Сенкан», «Ажурная пила», «Джигсоу», кубирование, гронирование. Неотъемлемой частью занятий является работа в группах, парах, назначение учеников-консультантов для работы с теми, кто испытывает трудности. С успехом на занятиях используется метод кооперативного обучения (работа в парах, «карусель», два - четыре - все вместе, «аквариум», работа в малых группах), коллективно-групповое обучение (микрофон, незаконченное предложение, «мозговой штурм», анализ ситуации (Case - метод), «дерево решений), метод «Шести шляп», метод ситуационного моделирования (имитационные игры, разыгрывание ситуации по ролям) и обработки дискуссионных вопросов (дискуссии, дебаты). Используя метод «ассоциативный куст», например, дети научились описывать и анализировать образы персонажей во время развития навыков связной речи. С методом «Сенкан» учатся синтезировать информацию и факты в сжатое высказывание, которое описывает, отражает тему. С помощью технологии «Ажурная пила» воспитанники научились выступать в роли учителя, передавая свои знания друзьям. Использование этого метода позволяет ученикам почувствовать свою значимость в групповой работе. Такая форма работы поощряет детей помогать друг другу учиться обучая. (Приложение 7.)
Занятия викторины подготавливаются руководителем специально по материалу, который изучили и который нужно обобщить. Театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные, интеллектуальные игры, викторины, брейн-ринг, конкурсы - соревнования - все это любимые игры в кружке. (Приложение 8).
Технология критического мышления помогает развивать мышление, которое опирается на информацию. Воспитанники учатся осознанно воспринимать собственную интеллектуальную деятельность и деятельности других. Применяя технологию критического мышления, развивается способность учащихся анализировать учебную информацию с позиции логики и личностного подхода, а также способность ставить новые вопросы, находить аргументы, принимать независимые продуманные решения. Технология критического мышления на занятиях английского языка способствует развитию творческих способностей учащихся, умений четко и логично выстраивать устные и письменные высказывания в целях и конкретной ситуации общения. Так при написании сочинений, при описании иллюстраций или событий, такие умения помогают не только констатировать факты, но и выражать свое отношение к этому. Благодаря использованию технологии проблемного обучения, воспитанники на занятиях не только используют полученные знания, но и решают проблемы с их помощью. Воспитанники основного и высшего уровней научились создавать и реагировать на проблемные ситуации. Так, например, при изучении темы «Друзья в твоей жизни» воспитанники дают совет и пишут письмо-совет.
Проектная деятельность. С точки зрения развития личности и творческих способностей, этот метод идеально подходит для реализации цели, которую поставит педагог перед собой. Это и инсценировка, и создание репортажей с любимым героем, и подбор цитатного материала и составление тестовых заданий и создание галереи рисунков и тому подобное. В группах начального уровня кружка английского языка запускается проект творческих работ "Галерея образов". Воспитанники, изучив тему "Внешность человека", начинают создавать портфолио своих работ, представляющих персонажей на усмотрение самих детей. В дальнейшем создаются такие проектные работы, как "Моя семья", "Мои игрушки", "Мои друзья", "Мой город", "Животные", "Глаголы движения - Present Continuous» и др.
Воспитанники основного и высшего уровней разрабатывают проекты по темам учебника: «Я и моя жизнь», «Мир животных», «Мой город», «Достижения прогресса», «Изобретатели и изобретения», «Праздники и традиции моего края» и другие. (Приложение 9).
Работая в режиме постоянных поисков и новизны, ученики развивают мышление и воображение, приобретают коммуникативные навыки монологической речи, проявляют творческие способности. Занятия в кружке английского языка «Время изучать английский» становятся желанными, ведь во время занятий создаются стихи (Приложение 10) сказки, художественные пейзажи, размышления, инсценируются собственные и авторские отрывки, придумываются лингвистические игры и кроссворды, тестовые задания, разрабатываются портфолио, презентации.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, которые используются в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности руководителя кружка - создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Воспитанники согласны быть только WINNERS - победителями. Девизом в преодолении трудностей выбрали такие слова: "It's difficult but it's possible!"- « Это трудно, но это возможно». Главный путь к успеху - вера воспитанника в свои силы, в свои возможности. Без этого творчества нет, а есть работа из необходимости, которая никогда, на мой взгляд, не будет оригинальной и интересной. Стихотворение "Believe in yourself" стало своеобразным гимном воспитанников нашего кружка.(Приложение 11)
Пример такой веры в свои возможности – это победа Игоря Егорова.
Егоров Игорь Алексеевич занимается в кружке «Время изучать английский» с 2005г. Игорь способный, организованный воспитанник с неординарным типом мышления и выдающимися способностями. Игорь всегда участвует в различных инсценировках, исполняя только главные роли (по желанию и результатам исполнения). В соревнованиях его команда обязательно побеждает (настолько силён эмоциональный заряд, посылаемый и излучаемый Игорем). Он демонстрирует высокий уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения, владеет общеучебными и предметными умениями и навыками, владеет современными компьютерными технологиями. Ежегодно участвовал в олимпиадах и конкурсах по английскому языку: конкурсы по английскому языку "Гринвич"; городской конкурс английского языка в ДДЮТ 'The Big Challenge’ (золотые, серебряные и бронзовые сертификаты). Является победителем городского этапа Всеукраинской ученической олимпиады по английскому языку в 2013 году. Игорь умеет ориентироваться в учебной, социальной ситуации на основе лично освоенных предметных знаний, культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения. Игорь умеет систематизировать материал в пределах учебной темы, способен рассуждать, знает способы рациональной работы, способен применять свои знания на практике. Интересы Игоря разнообразны. Игорь увлекается изобразительным искусством, принимает участие в конкурсах по изобразительному искусству. Юноша отлично играет на гитаре. Исполняет песни собственного сочинения и перевода с английского. Организовал группу «Уроки гитары» в социальных сетях (ВКонтакте). Юноша демонстрирует социальную взрослость, ответственность за свои поступки, обладает правовой культурой. Игорь коммуникативен, общителен. Его стиль общения в коллективе с педагогами, учащимися основан на взаимопонимании, поддержке, сотрудничестве, взаимоуважении, терпимости. В классном коллективе пользовался уважением и симпатией. Его отличают умение отстаивать свои взгляды и убеждения, умение найти нестандартное решение в неожиданной жизненной ситуации. Егоров Игорь ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к своему здоровью. Это непременный участник школьных, районных спортивных мероприятий.
Игоря отличает постоянное стремление к совершенствованию знаний английского языка. Сдал Кембриджский экзамен уровня KET и получил Сертификат в 2013году. Победил в конкурсе Future Leaders Exchange (FLEX) – программа по обмену студентов. Обучался 10 месяцев в США (Гавайи) в 2014-2015 году. В настоящее время Игорь обучается в 11 классе городского Лицея №1 и продолжает посещать занятия в группе высшего уровня кружка «Время изучать английский». (Приложение 12)
Такой он – современный ученик! Это – человек, умеющий думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы; обладающий критическим и творческим мышлением; владеющим богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Это и есть результат совместной созидательно-творческой деятельности образовательного процесса по формированию личностного потенциала.

Приложения.
Приложение 1



Викторина «Знаете ли вы?»

Так приятно быть первым!!!


Выступление на городском конкурсе «Колесо фортуны». Демонстрируем применение метода «шести шляп».
Приложение 2

Упражнение – игра «Сердце класса». Создаём атмосферу доброжелательности.

Упражнение «Моя ладошка». Узнаём друг друга лучше.
Приложение 3

Лиза Степанова проводит игру «Времена года и погода», которую придумала самостоятельно.

Приложение 4.
14668517780
Первые инсценировки. Диалог «Знакомство». Чувствуем себя неуверенно.

Диалог «Приветствие друга». Чувствуем себя более уверенно.
Приложение 5

«Выращиаем» деревья – банки слов.

Творческий поход к изучению лексики. Ребята «вырастили» деревья прилагательных и глаголов.

Егорова Маша и Доронина Даша придумали собственные стихотворения.
Приложение 6

Приложение 7


Игра «Микрофон». Интервью «Нравится ли тебе…?»
Приложение 8.

Инсценировка стихотворения Р.Далла «Красная шапочка»




Игра «Словарная эстафета»

Игра «Брейн ринг» (основной уровень)

Клубный час «Рождество по-английски»

Игра-викторина: «Интеллектуальный марафон».

Соревнование команд «Брейн ринг».