Конспект урока по русскому языку Личные местоимения. Их роль в предложении


Учитель: Кожанова Д.Ж.
Класс:4Тема: «Личные местоимения. Их роль в предложении» 2 час
Цель: познакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел; закреплять понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи; развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся; воспитывать любовь к русскому языку; желание вести здоровый образ жизни и активно участвовать в ходе урока. Оборудование: карточки, учебник и компьютер.
Ход работы:
Орг.момент.
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок,Постарайтесь всё понять,Интересное узнать.
Постановка цели.
-А сейчас прослушайте композицию и определите, какова тема нашего урока сегодня. ( песня «Родина моя»)
-Правильно, местоимения. Какие местоимения вы услышали?
Минутка чистописания.
-Выберите лишнюю букву А О Я Ы Э
-Почему Я? Что вы можете сказать про эту букву?
Яяяблоко
сентябрь
Подготовка к новому.
- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами находятся слова. Ваша задача – объединить слова в несколько групп и объяснить свой выбор.
Прекрасный, библиотека, я, интересный, молоко, электрический, ты, вокзал, они, библиотечные.
- На какие группы вы распределили части речи?
- Что мы знаем об имени существительном? (изм. по числам и падежам)
- Что мы знаем об имени прилагательном? (изм. по числам, в ед. ч., по родам, по падежам)
- А что такое местоимения? (указывает, но не называет предмет)
-Послушайте одну историю. В ней мы узнаем о том, как же местоимения попали в нашу речь.

В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку среди мрачных камней в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье и трудолюбие. Она долго думала, как навредить своим счастливым соседям. И, наконец, она придумала страшную месть. Схватила свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и сказала:
– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
И в царстве наступил беспорядок…Люди стали мрачными, грустными. Они не знали как вернуть свои имена, как узнать названия того, что их окружало.
И вот однажды в царство случайно попал добрый мудрец. Люди попросили им помочь.
– Хорошо, я помогу вам.– А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые забрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я, обращаясь к кому-нибудь, говорите ты, а к нескольким людям – вы, если вас будет много, скажете мы. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите он, она, оно, если их много –они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец нашёл пещеру и попросил колдунью вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он выполнит её задание. Она, конечно, была уверена, что никто никогда его правильно не выполнит. Но он выполнил. Давайте и мы, ребята, попробуем выполнить это задание вместе с мудрецом.
1). Мама – самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит всегда добру.
2). У школы растут красивые берёзы. Берёзы широко раскинули свои ветви.
3). Посадили мы в саду ясень. Ясень стоял на тонкой ножке и заглядывал в окошко.
4). После школы ребята идут кататься на горку. Ребята любят веселиться.
-Вам предложены пары предложений. Все ли вас устраивает? Замените где нужно слова.
        - Выпишите слово и местоимение, которым это слово заменили.
        - Вместо какой части речи вы употребили слова «она», «он», «они»?
(Эти слова мы употребили вместо имени существительного)
        - Можно ли в предложениях заменить все имена существительные местоимениями? (Нет). Почему? (Трудно будет понять, о ком или о чем идет речь).
        - Да, верно. Запомните – местоимение лишь указывает на предмет, не называя его.
        - Для чего существуют местоимения в речи? (Местоимения заменяют имена сущ-е. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время).-Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий, то их так и назвали: “вместоимения”, то есть “вместо имени”, но затем буква В затерялась, и слова стали называться местоимениями.
        - В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений – личными местоимениями.
Новый материал.
-Откройте учебник на стр150. Рассмотрим таблицу.
-Что можно сказать о местоимении?
-Как оно изменяется?
- Что можно сказать о третьем лице? Что заметили? (имеет род)
-Какой вопрос нужно задавать к личным местоимениям?
-Если отвечает на вопрос существительного Кто?, тогда каким членом будет являться в предложении?
-Давайте найдем местоимения в тексте и определим член предложения. (один ученик у доски)
Утром я всегда делаю зарядку. А ты любишь зарядку? Ведь она положительно влияет на организм. В классе мы весело зарядку выполняем.
Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Работа с новым материалом.
-Как вы думаете, ребята, а местоимения могут ли быть другими членами предложения и изменяться по падежам?
Например, местоимение я….измените….
местоимение ты…измените…
местоимение он…измените…
- А сейчас давайте проверим правы мы или нет.
Выполним упражнение, вставляя нужное местоимение по смыслу и определим член предложения.(у доски)
Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.
Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.
-Так каким ещё членом предложения могут быть местоимения?
Задания на смекалку.
* Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он).
* Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
* Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно).
* В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
* Какие 2 личные местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
* К какому местоимению нужно прибавить слог «ло», чтобы получить неодушевлённый предмет? (мы-ло)
* Если это местоимение поставить между приставкой и буквой ц, то получится название животного? (За – я – ц).
* Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? ( Я – всегда говорит о себе, но в алфавите последнее).
* Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
* Какое местоимение нужно добавить, и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
* (Вы-мы-ты)
9. Физминутка.
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла. (Дети кладут головы на парты)
- Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включение записи пения птиц).
- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до 5. Когда скажу 5, вы откроете глаза.
Проверка знаний.
- А сейчас мы выполним тест и проверим ваши знания.
Тест «Знаете ли вы местоимение?»
1. Местоимение - это:
а) часть слова             б)  часть речи              в) член предложения
2. Выберите верное   утверждение: Местоимение…
а) Называет предмет
б) Указывает на предмет, не называя его
в) Указывает на действие предмета
г) Служит для связи слов в предложении
3. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное           б) имя прилагательное
в) глагол                                       
4. Выберите верное   утверждение.
а) Местоимения 3-го лица изменяются по родам.
б) Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам.
5. Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.а) 4
б) 5
в) 6
г) 7
6. У какого местоимения можно определить род?
а) мы
б) ты
в)они
г) она
7. Укажите местоимение:
а) ель        б) край           в) ты              г)    ем
8. Выбери местоимение во множественном числе:
а) её                 б) за тебя            в) вы                г) мной
9. Выбери местоимение в творительном падеже:
а) под вами                     б) без него                в) о тебе              г) за них
10. Выбери местоимение в винительном падеже:
а) о тебе               б) без него                 в) под вами                г) за них
-Проверяем в парах.
Оценивание.
Итог урока.
-Что такое местоимение?
-Какова его роль в речи?
-Каким членом предложения может быть?
Д.з. повторить местоимение
Карточка.