Конспект урока по русскому языку по теме Подлежащее. Личные местоимения.



МБОУ СШ №63
Конспект урока по русскому языку для 3 класса.
Тема: «Подлежащее. Употребление личных местоимений».

Учитель: Кузина Г.В.
г. Ульяновск
2015-2016 учебный год.
Задачи: 
активизация самостоятельной деятельности
развитие познавательной активности
Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся
воспитание коммуникативностипривитие культуры общения
воспитание интереса к предмету
ознакомить учащихся с личными местоимениями множественного числа, на что они указывают. Обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.
Развивать мышление, память.
Оборудование: карточки с заданиями, учебник, стикеры, таблицы с критериями оценивания групповой работы
1 Орг.моментПсихологический настрой:
При помощи сигнальных карточек покажите свое настроение?
Красный – отлично, готов к работе
Синий – мне хорошо
Зеленый – мне плохо, я испытываю страх
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации
Групповая работа (дети разделены по уровням – сильный -  А, средний – В, слабый – С)
На доске слова: Я, НОС, ГРУША, КРАСИВЫЙ, ТЫ, ПОД, А, НА, СЕЕМ, МЫ, ВХОДИТЬ, РАБОТА, ОНА, ЕХАЛ, СИНИЙ, НО, ОН, ЕЛКАЗАДАНИЕ: прочитайте слова и разделите их на группы по какому-либо признаку.
Проверка:
Подберите название для каждой группы.
 Заслушиваются ответы групп.
Какое название вы дали последней группе слов? Почему не смогли?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Отвечают дети, учитель записывает тему урока на доске.  
Чему мы должны научиться на уроке? Как мы это сделаем?
Учитель записывает задачи урока, которые предлагают ему дети.
3.Работа над новым материалом.
Ребята, тему урока вы назвали, задачи урока перед вами. Я предлагаю вам самостоятельно поработать над новым материалом.
Уровень АРабота в группах. Сказка о местоимениях.
«ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ».
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. - А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Слова вместо имени – местоимения.  Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много - ОНИ.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Задание для уровня АПрочитайте текст
Составьте  определение (правило) новой части речи.
Сравните с определением, которое подобрала я. Вывод.
 Местоимение – это часть речи, которая служит для образования новых слов, отвечает на вопросы что делать? Что сделать?. Обозначает признак предмета. Используют для обогащения, разнообразия речи, для того чтобы не было повторов.
Критерии для оценивания групповой работы уровня АФИ уч-ся Умение самостоятельно работать с новым материалом Умение видеть ошибку ( в данном случае –учителя) Аргументировать
свои ответы
( доказать правильность выполнения своей работы)
Задание для уровня Б«ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ».
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!
И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. - А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Слова вместо имени – местоимения.  Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много - ОНИ.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Прочитайте текст. Теперь представьте, что молодой журналист написал статью. Главному редактору не понравилась статья, и он просит вас исправить текст. Прочитайте его и скажите, почему редактор остался недоволен статьей.
 Применяя новые знания, отредактируйте текст.
СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. СОВА СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У СОВЫ МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. СОВЫ ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ. СОВЫ ОБИТАЮТ В ЛЕСАХ, ПУСТЫНЯХ, ГОРАХ. СОВУ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ВО ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ЗОНАХ НАШЕЙ СТРАНЫ
Критерии для оценивания групповой работы учащихся уровня ВФИ уч-ся Умение самостоятельно работать с новым материалом Использование в самостоятельной работе новых знаний Зачем
( умение учащихся делать выводы)
Задание для учащихся уровня ССлова вместо имени – местоимения.  Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много - ОНИ.
Прочитайте текст.
Опираясь на новый материал, попробуйте составить определение новой части речи.
У учащихся на партах конверт со словами, из которых учащиеся пробуют составить правило о местоимении.
Местоимение, часть, речи,  которая, не называют, предметы, а только, на них, указываютКритерии для оценивания групповой работы учащихся уровня СФИ уч-ся Прочитать текст Из отдельно подобранных слов составить правило о местоимении Рефлексия: продолжите предложение: на уроке я узнал о…….
4 Закрепление нового материала
Работа по учебнику  стр  190   упр.№ 436
Проверка. Дополнительное задание: используя учебник, попробуйте еще сгруппировать местоимения по какому – либо признаку. ( по числам, родам, по лицам).
Дети самостоятельно исследуют учебник, выполняют проверку.
Рефлексия : теперь я умею…….
5. Контроль за качеством усвоения  нового материала
ТЕСТ1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».Местоимение – это:а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета;б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество),
но указывает на него;в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.3. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению.а) указывает количество предметов;б) называет предмет;в) указывает признак предмета;г) указывает на предмет, не называя его.^ 4. Подчеркни в предложении местоимение.Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.Объясни свой выбор, дописав фразу.«Подчёркнутое слово является местоимением, потому что оно __________________________________________________________________.5. Напишите, к какому числу относится каждое местоимение.1) Я (________) совсем не люблю делать уроки. 2)Скажите, вы (________) хотите мороженого? 3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они (__________) вот-вот лопнут.
6.Итог урока
Рефлексия:
 Понравился ли тебе урок?
Что тебе показалось трудным?
Почему для тебя это было трудным?
Что помогло тебе помочь преодолеть эти трудности?
7. Оценивание



                      123