Урок литературного чтения по теме «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С.Я. Маршак «Ландыш» 3кл.

Урок литературного чтения по теме «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С.Я. Маршак «Ландыш» 3кл.
(развивающая система Занкова)
Учитель: Ракова Т.В.
Цель: формировать навыки выразительного чтения на примере стихотворения С. Я. Маршака «Ландыш».
Задачи:
Предметные: показать полнокровность поэтических образов весны, выразительные художественные образы, точность передачи эмоционального состояния лирического героя.
Метопредметные: развивать творческие способности, воображение, тонкости восприятия художественной речи, интерес к предмету и культуре общения.
Личностные: формировать чувство взаимопомощи, сердечной привязанности к родным местам, любви к природе.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг писателя, маршрутный лист, презентация.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1этап. Подготовительный.

1Орг. момент.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть прохладой зима в окна дышит
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-В кого мы превращаемся на уроках литературного чтения?
-Какое чувство влечёт, подталкивает нас к исследованию?
-Так вы готовы открывать новые литературные секреты?
-Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать.
2.Определение цели урока.
-Откройте маршрутный лист.
Прочитайте , что значит созерцать?

-Теперь прочитайте эпиграф к уроку (глазами и губами), затем в темпе.
летел, оглушительно










-в исследователей.

-любопытство, любознательность



(у каждого на парте маршрутный лист)


Созерцать-чувствовать сердцем, быть полностью во власти увиденного
(дети читают с маршрутного листа)












2этап. Применение знаний.

-Вы хотели бы оказаться внутри стихотворения?
А)самостоятельное чтение стихотворения.
-Смысл каких слов вы хотели бы уточнить?
Б) словарная работа.
-Ваше желание совпало с услугами маршрутного листа?







-Кто хочет прочитать стихотворение вслух?
В)индивидуальное чтение.
Г)анализ лирического стихотворения.
-Каких 2 весенних образа вы увидели в стихотворении?
-Прочитайте те строчки, которые представляют образ леса..
-Какой вы увидели лес?

-Он счастлив?


-Вы чувствуете, что он живой? Подтвердите словами из текста.
-Какой это литературный приём?
-Ребята, а что вы ещё чувствуете?
-В каких именно образах Маршак передаёт своё восхищение необыкновенным цветком? С чем сравнивает он ландыш?



-Какой поэтический приём использует поэт?

-
Кто помогает раскрыть венчики цветку?
-Каким вы увидели ландыш?

-Как называются эти образные определе-ния?
-Как поэт передаёт чистоту и хрупкость цветка? Зачитайте..
-Что представили?

-Чей это ребёнок?
-Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.
-Почему Маршак пишет., что ландыш прохладен?
-Почему горький цветок?

-Как лес относится к ландышу



-Вот как много открыл нам поэт. Как в образе цветка он передаёт большую картину весны.
-Как надо читать это стихотворение?
Д)выразительное чтение.
Е) индивидуальное задание.
-о ландыше существует много легенд.

























Ж)групповая работа
-Ребята, а сейчас мы поработаем в группах, давайте вспомним правила работы в группах.








-Какие ассоциации возникают у вас при слове ландыш.?
(У каждой группе в конверте задание .Обсудите его совместно и будьте готовы озвучить свой ответ)
-задание№1
Какой из предложенных цветов ассоциируется у вас со словом –ландыш .Объясните свой выбор.

-задание№2
-С какими словами ассоциируется слово ландыш? Запишите их.
-задание№3
-Из предложенных образцов ткани выбери те, которые ассоциируются у вас со словом ландыш.(при помощи ощущений)

-Вот какая у нас получилась цветовая палитра.
-Как вы думаете, а зачем человеку нужна красота?




-Какие открытия сделали на уроке?


Чтение учащихся (жужжащее чтение)



(смотрят в маршрутный лист)
Обьят-охвачен, обнят
Бубенчики-полые шарики с ку-
сочками металла внутри, позва-нивающие при встряхивании.
Венчики-часть цветков, состоя-щая из отдельных или сросших-ся лепестков.
Томиться-переживать, мучиться




-Образ леса и ландыша..

-Чернеет лес, теплом разбужен-ный.
-Чёрный, голый , сонный с трудом просыпается., томится
-Да. Он сотворил нежный цветок ландыш, это его творение.
(показываю ландыш)
-«лес разбуженный»
-Олицетворение.

-Запах ландыша.

-Сравнение ландыша с ниточками на которых дрожат жемчужины.
Бутоны ландыша- круглые бубенчики
-Метафора.(св-ва одного предмета переносится на другой)


-Солнце-(олицетворение.)
-Хрупкий, душистый, нежный, чистый.
-Эпититы.

-«Природой бережно спелёнутый..»
-Ребёнок в пелёнках, листики как ладони берегут ландыш.
-Дитя леса






Первый цветок, похож на снег.

-Его сок используют в медицине, он имеет горький вкус.
- Как к чуду. Чернеет и томится лес, счастливо тоскует, Оказывается бывает счастливая тоска.







Нежно, тихо., восхищаясь красотой ландыша.

Легенда№1.влюбился в красавицу весну маленький цветочек, расцвёл от счастья, но весна пришла , оставив беднягу среди отягчённого летним жаром леса. Маленькие цветочки опали и на их месте, из самого сердца, вылились огненно- красные капли слёз-ягоды.
Легенда№2(древнерусская) Морская царевна Волхова полюбила Садко, который не ответил ей взаимностью, ибо сердце его принадлежало Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и заплакала, и там где падали снежинки царевны выросли ландыши- символ чистой и нежной любви.
Легенда№3(старославянская)
Ландыши-это счастливый серебристый смех русалки Мавки, жемчужинами раскатившейся по лесу, когда она влюбилась


(уч-ся сидят группами)
Правила работы в группе.(на экране)
Группы не соревнуются, а делают одно общее дело.
1.Внимательно выслушайте задание.
2.В группе все равны.
3.Все принимают участия в обсуждении.
4.Выслушайте мнения каждого.
5.Выберите верную на ваш взгляд версию.6.
Выбери того, кто будет представлять решение группы.
За результат работы отвечают все.
В конверте лист с заданием, 10 образцов цветной бумаги на клеящей основе.

В конверте лист с заданием, чистый лист, ручка.


В конверте лист с заданием, образцы ткани
На доску помещаю цветовую палитру , образцы ткани., ряд слов-нежное создание, чистый, хрупкий, душистый., коварный., счастье, любовь


Кто полюбит прекрасное , тому стыдно поступать некрасиво.



--Как в образе цветка поэт передаёт большую картину весны., мир из звуков , запахов, ощущений., т.е. поэт видит чудеса и удивляется миру

( кортинка с ландышами)






(дети зачитывают свои стихи)
Мне хочется вам сказать:
Умейте дружбой дорожить
Умейте искренне играть
И без предательства дружить

Желаю вам не расставаться
И только обретать друзей
Желаю чаще улыбаться
И с радостью встречать гостей.

3этап. Итоговая рефлексия.


-Возникали затруднения, удалось ли их преодолеть?
-Что помогало в работе?
-Чьи ответы, чья работа на уроке вам


понравилась? Почему?
(дети зачитывают свои стихи)
Домашнее задание (по выбору)
1.Выучить наизусть стих.
2.Сочинить сказку о ландыше
-Кому из ребят вы подарили бы ландыш? (комментирую оценки за урок)
-Пригодятся ли знания , полученные на уроке?
-Предлагаю составить своё небольшое стихотворение. Связанное с нашей дружной работой на уроке. У вас есть выбор вы можете работать в парах или в группах. Вам помогут рифмы, развешанные по классу.
Сказать не расставаться дружить
Играть улыбаться жить
(дети зачитывают свои стихи)


Презентация к уроку.

15