Рабочая программа по географии для среднего (полного) общего образования базовый уровень 10-11 класс


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ровеньковская общеобразовательная школа № 6»
Утверждено:_______________________________
Директор ГБОУЛНР
Ровеньковская общеобразовательная школа № 6
____________ (В.В.Ларионова)
____________(дата)
Рабочая программа
по географии
для среднего (полного) общего образования
базовый уровень
10-11 класс
Составители рабочей программы:
Федченко Лариса Александровна,
учитель географи высшей категории,
учитель-методист
2016-2017
Пояснительная записка
Курс географии в старшей школе ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Изучение предмета рассчитано на 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Резервное время, при этом, составляет 10 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся на базовом уровне общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности.
умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Основное содержание программы по географии 10-11 класс

п/пСодержание программного материала
(разделы, темы программы) Количество часов, отведенных на изучение
разделов и тем
всего 10 класс 11 класс
Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. 1 Раздел 2. Политическая карта мира 4 Раздел 3. Природа и человек в современном мире 5 Раздел 4. Население мира 6 Раздел 5.Научно-техническая революция и мировое хозяйство. География мирового хозяйства. 16 Резерв 2 34 Раздел 1. Зарубежная Европа 6
Раздел 2. Зарубежная Азия. Австралия. 9
Раздел 3. Африка 3
Раздел 4.Северная Америка 5
Раздел 5. Латинская Америка 4
Раздел 6. Россия в современном мире 2
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества 2
Резерв 3
34 ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы) (68 часов)
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
.
Раздел. Население мира (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Раздел. Россия в современном мире (10 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Резервное время – 8 часов.
Примерные темы практических работ по географии в X-XI классах
X класс
1. Использование традиционных и новых методов для поиска и обработки географической информации.
2. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).
3. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства стран мира».
4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
5. Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.
6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
8. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
9. Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения стран мира.
10.Характеристика центров мирового хозяйства.
11.Составление характеристики одной из отраслей промышленности.
12.Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
XI класс
1. Характеристика проблем природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы.
2. Составление экономико-географического обоснования размещения двух- трёх отраслей промышленности в одной из стран.
3. Составление картосхемы главных промышленных и с/х районов Зарубежной Европы.
4. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «Большой семерки».
5. Составление сравнительной характеристики населения региона.
6. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
7. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.
8. Оценка предпосылок для развития промышленности и хозяйства Индии.
9. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
10.Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.
11.Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.
12.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем.
13.Объяснение влияния природных факторов на развитие хозяйства, особенности быта и жизни людей в макрорегионах США.
14.Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
15.Составление программы освоения новой территории (Амазонии или др.) с перспективой её экономического развития в 21 в.
16.Разработка проекта решения одной из проблем (продовольственной, энергетической и др.) с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях научных знаний.
Требования к уровню подготовки обучающихся;
Применение приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен :знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Календарно-тематическое планирование
География 10 класс (базовый уровень) (34 часа, 1 раз в неделю)

п/п№ урока в теме Тема урока Форма
работы Дата проведения
По плану Фактически
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (1 час).
1. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов.
Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование.
Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных Раздел. Политическая карта мира (4 часа)
2 1. Многообразие стран на политической карте мира. Этапы формирование политической карты мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира. 3 Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. 4 Типы стран по уровню экономического развития. 5 Типология стран по государственному устройству. Политическая география. Раздел. Природа и человек в современном мире (5 часов)
6 Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». 7 Природные ресурсы Земли, их виды. 8 3 Ресурсообеспеченность.
Практическая работа Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов Практическая работа
9 4 Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. 10 5. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Тема
Раздел. Население мира (6 часов)
11 Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения. 12 Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). 13 Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Практическая работа Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. 14 Миграции населения. Их типы и виды. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Практическая работа
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Практическая работа 15 Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.
Практическая работа
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Практическая работа
16 Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Практическая работа Тема
Раздел. География мирового хозяйства (16часов)
17 1. Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура 18 2 География важнейших отраслей. Топливная промышленность. Электроэнергетика 19 3 Черная и цветная металлургия 20 4. Химическая промышленность 21 5. Машиностроение. 22 6. Сельское хозяйство. Растениеводство мира. 23 7. Животноводство мира. 24 8. Транспорт. 25 9. Международное географическое разделение труда. 26 10. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). 27 11. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. 28 12 Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). 29 13 География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. 30 14 Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. 31 15 Практическая работа
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Практическая работа
оцениваемая 32 16 Практическая работа
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Практическая работа
Оцениваемая 33-34 Резерв
Тема
2 семестр
Коррекционная
Годовая
Календарно-тематическое планирование
География 11 класс (базовый уровень), (34 час., 1 раз в неделю)

п/п№ урока в теме Тема урока Форма
работы Дата проведения
По плану Фактически
1 семестр
Раздел 1 Политическая карта мира (3часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран по уровню экономического развития. Этапы формирование политической карты мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Типология стран по государственному устройству. Политическая география. Раздел 2 Зарубежная Европа (6 часов)
1. Общая характеристика Зарубежной Европы.
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала. 2. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация.
3. Хозяйство. Промышленность: отраслевая структура 4. Сельское хозяйство, транспорт 5. Территориальная структура региона. Международная экономическая интеграция. 6. Субрегионы Зарубежной Европы. ФРГ Тема
Раздел 3 Зарубежная Азия. Австралия (9 часов)
Общая характеристика стран Зарубежной Азии. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация Хозяйство. Промышленность: отраслевая и территориальная структура. Сельское хозяйство стран. Китай. Практическая работа Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая» Практическая работа (оцениваемая) Япония.
Практическая работа Составление картосхемы международных экономических связей Японии. Практическая работа (оцениваемая) Обобщение знаний по разделам «Политическая карта мира», «Страны Европы», «Страны Азии» Контрольная работа Тема
1 семестр
Коррекционная
2 семестр
Индия. Австралия. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства. Раздел 4 Африка (3 часа).
Африка. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства. Субрегионы северной и тропической Африки. ЮАР. Раздел 5 Северная Америка (5 часов)
Общая характеристика США. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения. Общая характеристика хозяйства. География промышленности. География сельского хозяйства, транспорта. Внешняя торговля. География отдыха и туризма. Макрорегионы США.
Практическая работа Объяснение влияния природных факторов на развитие хозяйства, особенности быта и жизни людей в макрорегионах. Практическая работа
(оцениваемая) Канада Тема
Раздел 6. Латинская Америка (4 часа)
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация Отраслевая и территориальная структура промышленности стран Латинской Америки Бразилия
Практическая работа Сравнительная ЭГХ стран Латинской Америки Практическая работа Оцениваемая Раздел 7. Россия в современном мире (2 часа) Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства 2. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Контрольная работа Раздел 8. Глобальные проблемы человечества (2 часа)
1. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Сырьевая, демографическая, как особо приоритетные, пути их решения. 2. Продовольственная, экологическая проблемы. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Тема
2 семестр
Коррекционная
Годовая
Перечень учебно-методического обеспечения География 10-11 класс
Учебно-методическое обеспечение Название, автор, издательство, год издания
Программы Примерная программа основного общего образования по географии (2005,2015).;
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) (2005).
Учебная литература В.П. Максаковский география 10-11 класс, издательство «Просвещение» 2016 г.
РАССМОТРЕНО:
на заседании методического объединения
_______________________________
«___» _______ 2016 г. СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
Тертыченко Е.В.
«___» ______ 2016 г.