РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык» по специальности среднего профессионального образования «Фармация», «Лабораторная диагностика», «Сестринское дело».

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
гОСУДАРСТВЕННОЕ аВТОНОМНОЕ оБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ уЧРЕЖДЕНИЕ кАЛУЖСКОЙ оБЛАСТИ спо
КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»













Наименование специальности
Фармация, Сестринское дело, Лабораторная диагностика

Квалификация выпускника




Калуга 2011 г.



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования «Фармация», «Лабораторная диагностика», «Сестринское дело».

Базисного учебного плана, Примерной образовательной программы

Организация разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение Калужской области СПО Калужский базовый медицинский колледж
Разработчики: Ревунова Наталия Анатольевна преподаватель Русского языка и Литературы I категории
Рецензенты
Генералова О.Н._________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)

Гуменюк Е.М__________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)


Рабочая программа рекомендована методической комиссией ..
ГАОУ КО СПО КБМК
«____»___________ 20__ г. Председатель ЦМК ______________


Утверждаю
Зам. директора по учебной работе
___________ Л.А. Назарова
«____» ____________ 20__ г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc283648306" 141. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc283648306 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648307" 141.1. Область применения программы 13 PAGEREF _Toc283648307 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648308" 141.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 13 PAGEREF _Toc283648308 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648309" 141.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc283648309 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648310" 141.4. Перечень формируемых компетенций 13 PAGEREF _Toc283648310 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648311" 141.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc283648311 \h 1441515

13 LINK \l "_Toc283648312" 142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc283648312 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc283648313" 142.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 13 PAGEREF _Toc283648313 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc283648314" 142.2. Тематический план 13 PAGEREF _Toc283648314 \h 1451515
2.3. Содержание учебной дисциплины .5

13 LINK \l "_Toc283648316" 143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc283648316 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc283648317" 143.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 13 PAGEREF _Toc283648317 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc283648318" 143.2. Информационное обеспечение обучения 13 PAGEREF _Toc283648318 \h 1471515

13 LINK \l "_Toc283648319" 144. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 13 PAGEREF _Toc283648319 \h 1481515
15

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО »Фармация»,«Лабораторная диагностика», «Сестринское дело»...
Указать специальность (специальности), укрупненную группу (группы) специальностей в зависимости от широты использования программы учебной дисциплины


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
социально-гуманитарный Указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
В ходе изучения программы в соответствии с установленными требованиями студент должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способности:
ОК 1.Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
ОК 2. Увеличения словарного запаса.
ОК 3.Расширения круга используемых языковых и речевых средств.
ОК 4.Совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
ОК 5. Совершенствования коммуникативных способностей.
ОК 6.Развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
ОК 7.Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК)



1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 112 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 78.. часов,
- самостоятельная работа обучающегося 34.. часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
112

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лекции


семинары


лабораторные работы


практические занятия ( комбинированные)
78

контрольные работы
4

курсовая работа (если предусмотрена)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (если предусмотрена)


подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)


подготовка к промежуточной аттестации


текущий



Итоговая аттестация в форме экзамена (диктант) в II семестре


















Тематический план

Наименование разделов и тем
Количество часов

Самостоятельная работа



Всего
Теоретические
занятия

Практические занятия




Лекции
Семинары



Введение


3


2
1

1. Язык и речь. Функциональные стили речи
21





1.1. Язык и речь..
3


2
1

1.2. Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи
3


2
1

1.3. Научный стиль речи.
3


2
1

1.4. Официально-деловой стиль речи.
3


2
1

1.5. Публицистический стиль речи.
3


2
1

1.6. Художественный стиль речи.
3


2
1

1.7. Текст как произведение речи.

3


2
1

2.Лексика и фразеология
12


8
4

2.1. Слово в лексической системе языка.
3


2
1

2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).


3


2
1

2.3Активный и пассивный словарный запас.
3


2
1

2.4. Фразеологизмы.

3


2
1

3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ.
9


6
3

3.1. Фонетические единицы.
3


2
1

3.2. Орфоэпические нормы.
3


2
1

3.3. Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
3


2
1

4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
6


4
2

4.1. Понятие морфемы как значимой части слова.
Способы словообразования.
3


2
1

4.2.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
3


2
1

5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
23


16
7

5.1. Имя существительное.
3


2
1

5.2. Имя прилагательное.
3


2
1

5.3. Имя числительное..
3


2
1

5.4. Местоимение.

3


2
1

5.5. Глагол
3


2
1

5.6. Причастие как особая форма глагола.
3


2
1

5.7. Деепричастие как особая форма глагола.

3


2
1

5.8. Наречие.

2


2


6.СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
9


8
1

6.1. Предлог как часть речи.

3


2
1


6.2. Союз как часть речи.

2


2


6.3. Частица как часть речи.
2


2


6.4. Междометия и звукоподражательные слова.
2


2


7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
28


20
8

7.1. Словосочетание.

3


2
1

7.2. Предложение.

3


2
1

7.3. Односоставные предложения.

3


2
1

7.4. Предложения с однородными членами. Обособления.
3


2
1

7.5. Вводные слова и конструкции.
2


2


7.6 Обращение. Прямая и косвенная речь.

2


2


7.7. Сложносочиненные предложения.
3


2
1

7.8. Сложноподчиненные предложения.
3


2
1

7.9. Сложное предложение с бессоюзной связью.
3


2
1

7.10. Сложные предложения с различными видами связи.
3


2
1

ИТОГО:
112


78
34

Экзаменационный диктант.










2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

Введение
Русский язык в современном мире.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
-«Русский язык в современном мире»
-«Язык и его функции»
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
2
1

Раздел 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи.

1.2.3.

Тема 1.1.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«Культура речи. Нормы русского языка»
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литерату-ры).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
8. Написать рецензию на статью Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь?»
2


Тема 1.2.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«»
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литерату-ры).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 1.3.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«Зарождение научного стиля речи в России»
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литерату-ры).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 1.4.



Тема 1.5.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«Реклама в деловой речи»
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
2



Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«»
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 1.6.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«»
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.

2


Тема 1.7.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«Текст и его назначение», «Типы текстов по смыслу и стилю».
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
8. Сделать выписки из статьи Елены Ивановой «В мире текстов» на тему: «Какие бывают тексты».
2



Раздел 2.
Лексика и фразеология



Тема 2.1.
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«Антонимы», «Синонимы», «Омонимы», «Паронимы».
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 2.2.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«Старославянизмы», « Профессионализмы», « Терминологическая лексика».
2. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.


2


Тема 2.3.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«Устаревшие слова», «Авторские неологизмы».
2. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.

2


Тема 2.4.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-« Словари русского языка и сфера их использования».
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4.Работа со словарями.
5.Подготовка презентации: »Пословицы и поговорки», «Крылатые слова и выражения».
6. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
7. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
8. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
9. Выполнение упражнений по образцу.
10. Найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «крылатые фразы» и объяснить их значение.
2


Тема 3.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ.




Тема 3.1.
3.1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:
-«Письмо и орфография», «Принципы русской орфографии».
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
4.Работа с орфоэпическим словарем.
5. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
6. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
7. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
8. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 3.2.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
2.Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
3.Работа с орфоэпическим словарем.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 3.3.
Принципы русской орфографии.Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Работа с учебником.
2.Поиск необходимой информации в библиотеке колледжа.
3.Работа с орфографическим словарем.
4. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
5. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
6. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
7. Выполнение упражнений по образцу.
8. Провести исследование на тему: «Наиболее распространённые орфографические ошибки».

2


Тема4.
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ




4.1.
. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.




Тема 4.2.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.

2







Тема 5.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ





Тема 5.1.
Имя существительное.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
6. .Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме: «Части речи в русском языке» , «Принципы разделения слов по частям речи».
2


Тема 5.2.
Имя прилагательное.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 5.3.
Имя числительное.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.

2


Тема 5.4.
Местоимение.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу..

2


Тема 5.5.
Глагол.
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 5.6.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 5.7.
Деепричастие как особая форма глагола. Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 5.8.

Наречие. .
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 6.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ





Тема 6.1.
Предлог как часть речи.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 6.2.
Союз как часть речи.

Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 6.3.
Частица как часть речи.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 6.4.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи
2


Тема 7.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ




Тема 7.1.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
3. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
4. Выполнение упражнений по образцу.
5.Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:» Роль словосочетания в построении предложения».
6. Сделать тематические карточки с различными видами словосочетаний.
2


Тема 7.2.
Простое предложение.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
3. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
4. Выполнение упражнений по образцу.
5. .Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме: «Синонимия простых предложений».
2


Тема 7.3.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. 3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.

2


Тема 7.4
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 7.5.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.

2


Тема 7.6.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
3. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
4. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 7.7.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа со словарями и справочниками, в том числе профессиональной направленности.
3. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
4. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
5. Выполнение упражнений по образцу.
6..Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме: « Синонимия сложных предложений», « Использование сложных предложений в речи».
2


Тема 7.8.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
3. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
4. Выполнение упражнений по образцу.
2


Тема 7.9.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
3. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
4. Выполнение упражнений по образцу.


2


Тема 7.10.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1. Чтение текста, в том числе выразительное (учебника, первоисточника, дополнительной литературы).
2. Работа с конспектом лекции (обработка текста),
3. Повторная работа над учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительным материалом).
4. Выполнение упражнений по образцу.

2










**



*




*




*




*



*



*


Всего:
*
Должно соответствовать указанному количеству часов в п.1.5 паспорта рабочей программы




Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала(в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой*).Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета Русского языка и литературы

Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видеопроектор, экран.

Учебно-наглядные пособия :
таблицы
- «Обособление дополнений»,
- «Обособление определений»,
- «Обособление приложений»,
- «Обособление обстоятельств»,
- «Вводные слова и словосочетания»,
- «Вводные предложения и вставные конструкции»,
- «Предложения со сравнительным оборотом»,
- «Слова – предложения да, нет»,
- «Тире не ставится»,
- «Тире в неполном предложении»,
- «Диалог»,
- «Синтаксический разбор словосочетаний»,
- «Синтаксический разбор предложений».
Плакаты ( пословицы, поговорки, афоризмы), слайды, компакт-диски с учебным материалом.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:
Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М: Просвещение, 2008г. – 286с.

Антонова, Е.С., Воителева ,Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

Бабайцева, В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Герасименко ,Н.А., Канафьева, А.В., Леденева, В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

Дейкина, А.Д., Пахнова ,Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Львова ,С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова ,Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик ,Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский, Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова ,Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Дополнительные источники:
2. Ахременкова, Л.А. Тренинг по пунктуации (с ответами). Бессоюзные, сложносочинённые, сложноподчинённые предложения: 9-11 классы / Л.А. Ахременкова. Быстрая подготовка к экзаменам.- М.: ТЦ Сфера, 2003 г., - 96с.
3. Архарова, Д.И., Долинина ,Т.А., Чудинов, А.П.. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии / Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов-3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007г.,-192с.
4. Бабайцева, В.В., Сальникова О.А. Русский язык. Тренинг по орфографии для школьников старших классов и поступающих в вузы/ В.В Бабайцева., О.А. Сальникова. – М.: Дрофа, 2004 г., - 160с.
5. Бабайцева, В.В., Беднарская, Л.Д, Рудомазина, Н.Е.. Русский язык. Тренинг по пунктуации: Пособие для школьников и поступающих в вузы/ В.В. Бабайцева, Л.Д Беднарская, Н.Е Рудомазина. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004г. – 128с.
6. Валгина Н.С., Светлышева В.Н.. Орфография и пунктуация./ Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева Орфография и пунктуация: справочник, – М.: Издатель Булатникова И.С., ООО «Большая Медведица», 2002г. – 320с.
7. Долинина, Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином
государственном экзамене/ Т.А. Долинина – М.: Айрис - пресс, 2007г. – 128с.
8. Мезина, Н.В. Сборник диктантов и упражнений по русскому языку. Учебно – практическое пособие/ Н.В. Мезина. – М.: «Издательство «Экзамен», 2002г. -384с.
9. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. -368с.
10. Розенталь ,Д.Э.. Сборник упражнений по русскому языку/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. - 448с.
11. Розенталь ,Д.Э. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005г. -380с.
Словари:
Горбачевич, К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич, К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина, Л.К., Ицкович В.А., Катлинская ,Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант, П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант, П.А., Леденева ,В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк ,А.А., Матюшина, М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская, Е.В., Снетова, Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков ,Д.Н., Крючков, С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова, Л.Д., Бертякова ,А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова ,Л.Д., Чесноков, С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский, Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка : значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский, Н.М., Боброва ,Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка : Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Периодические издания журнал «Русский язык».
Интернет-ресурсы
Перечень методических указаний, разработанных преподавателем : учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.

.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль проводится в форме тестирования.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме контрольной работы.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов, отражено в Приложении к Рабочей программе дисциплины.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Знать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;



-проверочные работы, тематические тесты;
- блиц-опрос, контроль навыков чтения и письма, контроль выполнения упражнений, проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (рефератов, докладов, сообщений);
-контрольная работа;
-словарные диктанты;
-тесты.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Тема: Русский язык в современном мире.
Исторический обзор становления и развития современного русского языка.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.
знать:
- понятие о русском литературном языке и языковой норме;
уметь:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
.

Самостоятельная работа № 1. Сообщение по теме: «Русский язык в современном мире»,
«Язык и его функции»
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Раздел 1. |ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЯЗЫКА
Тема 1.1 Язык и речь
Студент должен
знать:
- виды речевой деятельности, речевую ситуацию и её компоненты;
уметь:
- различать речевые компоненты.
Виды речевой деятельности, речевую ситуацию и её компоненты, основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Сообщение по теме : «Культура речи. Нормы русского языка»
Самостоятельная работа № 2. Написать рецензию на статью Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь?»

Тема 1.2.- 1.6. Функциональные стили языка
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- функциональные стили речи и их особенности;
уметь:
- информационно перерабатывать текст (составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию), различать функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Функциональные стили речи и их особенности (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили речи);
Тема 1.7.Текст
Студент должен
Знать:
-признаки текста, структуру текста, тему, основную мысль текста, средства и виды связи предложений в тексте;
- типы речи.
Уметь:
- определить является ли отрывок текстом по признакам;
- определить тип речи;
- написать конспект, реферат, рецензию;
- делать выписки.
Сделать выписки из статьи Елены Ивановой «В мире текстов» на тему: «Какие бывают тексты».

Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Тема 2.1.-2.3 Лексика
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- понятия лексическое и грамматическое слова, многозначность слова;
- прямое и переносное значение слова,
- метафору, метонимию, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление;
уметь:
- исправлять лексические ошибки.

Понятия лексическое и грамматическое слова, многозначность слова, прямое и переносное значение слова, метафору, метонимию, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление;
лексику с точки зрения её употребления, особенности русского речевого этикета.

Сообщения по теме: «Антонимы», «Синонимы», «Омонимы», «Паронимы», -«Старославянизмы», « Профессионализмы»,« Терминологическая лексика», «Устаревшие слова», «Авторские неологизмы», « Словари русского языка и сфера их использования».

Тема 2.2. Фразеология
Студент должен
знать:
- фразеологические единицы русского языка:
- отличие фразеологизма от слова;
уметь:
- исправлять ошибки в употреблении фразеологических единиц;
- различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.
Понятия фразеологизмы, отличие фразеологизма от слова.
Найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «крылатые фразы» и объяснить их значение.

Раздел 3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
Тема 3.1. Фонетика, орфоэпия
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- фонетические единицы, звук и фонему, открытый и закрытый слог;
- соотношение буквы и звука;
- ударение словесное и логическое, роль ударения в стихотворной речи;

уметь:
- производить фонетический разбор слова.
- пользоваться орфоэпическим словарём.

Фонетические единицы, звук и фонему, открытый и закрытый слоги, соотношение буквы и звука, ударение словесное и логическое, роль ударения в стихотворной речи.
Сообщение по теме:

«Письмо и орфография», «Принципы русской орфографии».


Тема 3.2. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
-орфоэпические и акцентологические нормы русского языка, орфоэпические словари;
- основные правила русского литературного произношения.
Уметь:
-соблюдать орфоэпические нормы в устной речи;
-пользоваться орфоэпическими словарями.
Тема 3.3. Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- особенности русской графики;
- особенности русской орфографии;
- правописание безударных гласных;
- звонких и глухих согласных;
- употребление буквы ь;
- правописание о/ё после шипящих и ц;
- правописание приставок на З-/С-;
- правописание И – Ы после приставок;

уметь:
- пользоваться правилами русской орфографии;
- применять их в практической деятельности.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, употребление буквы ь, правописание о/ё после шипящих и ц, правописание приставок на З-/ С-, правописание И – Ы после приставок.

Провести исследование на тему: «Наиболее распространённые орфографические ошибки».

Раздел 4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Тема 4.1. Морфемика, словообразование
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- понятие морфемы как значимой части слова;
- многозначность морфем;
- синонимию и антонимию морфем;
- способы словообразования;
- особенности словообразования профессиональной лексики и терминов;

уметь:
- производить морфемный разбор слова;
- делать словообразовательный анализ.

Понятие морфемы как значимой части слова, многозначность морфем, синонимию и антонимию морфем, способы словообразования, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.


Тема 4.2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- правописание чередующихся гласных в корнях слов;
- правописание приставок при-/пре-;
- правописание сложных слов;

уметь:
- применять правила при написании приставок, сложных слов;
- исправлять речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов, правописание приставок при-/пре-, правописание сложных слов.



Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Студент должен
знать:
- грамматические признаки слова;
- знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста;
- лексико-грамматические разряды имён существительных;
- род, падеж, число имён существительных;
- склонение имён существительных, лексико-грамматические разряды имён прилагательных;
- степени сравнения имён прилагательных;
- лексико-грамматические разряды имён числительных;
- употребление числительных в речи;
- сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода;
- лексико-грамматические разряды местоимений;
- грамматические признаки глагола;
- употребление форм глаголов в речи;
- образование действительных и страдательных причастий;
- образование деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- грамматические признаки наречия;
- степени сравнения наречий;
- отличие наречий от слов-омонимов;
- отличие слов категории состояния от слов-омонимов;
- группы слов категории состояния, их функции в речи;

уметь:
- производить морфологический разбор существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий;
- употреблять формы имён существительных, имён прилагательных, местоимений, глаголов в речи.

Грамматические признаки слова, знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста, лексико-грамматические разряды имён существительных, род, падеж, число имён существительных, склонение имён существительных, лексико-грамматические разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных,
лексико-грамматические разряды имён числительных, употребление числительных в речи,
сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода,
лексико-грамматические разряды местоимений, грамматические признаки глагола,
употребление форм глаголов в речи, образование действительных и страдательных причастий, образование деепричастий совершенного и несовершенного вида,
грамматические признаки наречия, степени сравнения наречий, отличие наречий от слов-омонимов, отличие слов категории состояния от слов-омонимов, группы слов категории состояния, их функции в речи.
Сообщение по теме:
«Части речи в русском языке» , «Принципы разделения слов по частям речи».




Тема 5.1.Имя существительное.
Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме: «Части речи в русском языке» , «Принципы разделения слов по частям речи».
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- основные категории: род, одушевленность, число, падеж;
- употребление форм рода, числа, падежа;
- правописание падежных окончаний.
Уметь:
- распознавать имена существительные и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы имен существительных;
- соблюдать правильное ударение при образовании формы имени существительного;
- соблюдать правила управления в словосочетаниях и предложениях;
- пользоваться разными частями речи для выражения синонимических значений;
- правильно употреблять существительные для связи предложений в тексте;
- устранять ошибки в неоправданном повторении сущ. в тексте;
- правильно писать суффиксы и окончания существительных;
- пользоваться основными правилами орфографии при письме существительных.

Тема 5.2.Имя прилагательное.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- разряды прилагательных;
- употребление прилагательных различных разрядов;
- полные и краткие прил.;
- согласование с существительными.;
- склонение притяжательных прилагательных.

Уметь:
- распознавать прилагательные и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы слова (прил.);
- соблюдать правила согласования в словосочетаниях и предложениях;
- пользоваться различными частями речи для выражения синонимических значений.

Тема 5.3. Имя числительное.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- количественные, порядковые и собирательные числит.;
- правописание количественных числительных;
- употребление в речи количественных. числительных.

Уметь:
- распознавать изученные части речи и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы числительных;
- пользоваться основными правилами орфографии при письме числительных.

Тема 5.4.Местоимение.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- особенности местоимения как части речи;
- правописание местоимения как части речи;
- частицы НЕ и НИ в местоимениях;
- употребление местоимений СВОЙ и СЕБЯ.

Уметь:
- распознавать местоимения и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы местоимений;
- соблюдать правила согласования и управления в словосочет. и предл.
- пользоваться различными ч.р. для выражения синонимических значений;
- правильно употреблять мест. для связи предл. в тексте;
- устранять ошибки в неоправданном повторении слов в тексте.
Тема 5.5.Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- система форм глагола;
- категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени и лица;
- выбор глагольного вида.
Уметь:
- распознавать глаголы и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы слова (глагола);
- соблюдать правильное ударение при образовании форм глагола.

Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Знать:
- значение и грамматические признаки причастия;
- краткие страдательные причастия;
- замена действительного оборота страдательным.

Уметь:
- распознавать причастия и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы причастия;
- соблюдать правила согласования причастий в словосочетаниях и предложениях.

Тема 5.7.Деепричастие как особая форма глагола.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- деепричастия совершенного и несовершенного вида;
- образование и правописание деепричастий;
- нормы литературного языка в образовании и правописании деепричастий.

Уметь:
- распознавать деепричастия и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы деепричастий;
- правильно писать суффиксы деепричастий.
Тема 5.8. Наречие.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- синтаксическая роль наречий в предложении;
- степени сравнений и их образование;
- образование наречий;
- использование в речи наречий – синонимов и антонимов;
- правописание НЕ с наречиями на -О и -Е;
- НЕ- и НИ- в наречиях.

Уметь:
- распознавать наречия и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы степеней сравнения;
- использовать наречия для выражения синтаксических значений;
- уметь пользоваться основными правилами орфографии.
.
Раздел 6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


Тема 6.1.Предлог как часть речи.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.
Студент должен
знать:
- правописание предлогов;
- отличие производных предлогов от слов-омонимов;

уметь:
- грамотно писать производные предлоги.



Тема 6.2.Союз как часть речи.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- правописание союзов;
- отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов;
- употребление союзов в простом и сложном предложении;

уметь:
- отличать союзы тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов;
- употреблять союзы в простом и сложном предложении.


Тема 6.3.Частица как часть речи.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- правописание частиц;
- правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи;
- употребление частиц в речи;

уметь:
- различать частицы не и ни;

Тема 6.4.Междометия и звукоподражательные слова.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- правописание междометий и звукоподражаний;
- знаки препинания в предложениях с междометиями;
- употребление междометий в речи;
Уметь:

- соблюдать правила пунктуации в предложениях с междометиями.




Раздел 7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Тема 7.1.Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- виды словосочетаний;

уметь:
- выполнять синтаксический разбор словосочетаний

Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме:» Роль словосочетания в построении предложения».
Сделать тематические карточки с различными видами словосочетаний.


Тема 7.2. Простое предложение.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
- классификация предложений по цели высказывания, интонации и структуре;
- знаки препинания в конце предложений;
- логическое ударение и порядок слов;
- синтаксическая роль инверсии;
- интонационное многообразие побудительных и восклицательных предложений;
- риторический вопрос и его функции;
уметь:
- выполнять синтаксический разбор простых предложений.
-- учитывать в письменной и устной речи стилистическую окраску синтаксических. средств;
- учитывать контекст при расстановке знаков препинания.

Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме: «Синонимия простых предложений».

Тема 7.3.Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего .Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных
предложений.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать:
- употребление неполных предложений в разговорной речи;
- двусоставное предложение;
- подлежащее и сказуемое;
- тире между подлежащим и сказуемым;
- трудности в согласовании сказуемого с подлежащим;
- употребление составных именных сказуемых;
Уметь:
-- учитывать в письменной и устной речи стилистическую окраску синтаксических. средств;
- учитывать контекст при расстановке знаков препинания.
Тема 7.4 Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.
Студент должен
Знать:
- пунктуация при однородных членах предложения с союзной и бессоюзной связью, с обобщающими словами.
-- предложения с обособленными и уточняющими членами предложения;
- виды обособленных членов и условия их обособления;
- предложения с обособленными членами в различных стилях устной и письменной речи.


Уметь:
правильно ставить знаки препинания при однородных членах;
- правильно строить предложения с однородными членами, относящимися к общему второстепенному члену, устранять ошибки при их построении;
- предупреждение ошибок, связанных с логической несочетаемостью однородных членов.
- правильно ставить знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.

Тема 7.5.Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.
Студент должен
Знать:
- их типы и назначение;
- пунктуация в предложениях вводными конструкциями.

Уметь:
- правильно ставить знаки препинания на изученные правила.

Тема 7.6.Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.
Студент должен
Знать:
- пунктуация при обращениях и междометиях;
- стилистические функции обращений и междометий.
. - пунктуация при прямой речи;
- стилистические функции прямой речи авторских слов;
- замена прямой речи косвенной и наоборот;
- прямая и косвенная речь в деловых документах;
- ссылки на источники при цитировании;

Уметь::
- правильно ставить знаки препинания при обращениях.
- правильно ставить знаки препинания при прямой и косвенной речи.


Тема 7.7.Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.
Студент должен
Знать:
-пунктуация в сложносочиненном предложении.
Уметь:
- правильно ставить знаки препинания в изученных случаях;

Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме: « Синонимия сложных предложений», « Использование сложных предложений в речи».

Тема 7.8.Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
знать:
-предложение с одним придаточным;
- основные значения придаточных;
- правописание союзов;
- слитное и раздельное написание союзов;
- стилистические функции союзов и союзных слов;
- сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
- типы подчинения в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными;
- пунктуация при сочетании союзов;
- стилистическое использование сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными
- виды сложных предложений;
уметь:
- правильно ставить знаки препинания в изученных случаях.
- выполнять синтаксический разбор сложных предложений.

Тема 7.9. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать
- пунктуация в сложном предложении с бессоюзной связью.
Уметь:
- правильно ставить знаки препинания в изученных случаях;
- соблюдать правильную интонацию в устной речи.
Тема 7.10.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения.
ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.

Студент должен
Знать
- пунктуация в сложном предложении с сочинением, подчинением и бессоюзной связью.
Уметь:
- правильно ставить знаки препинания в изученных случаях;
- соблюдать правильную интонацию в устной речи.








13PAGE 15


13PAGE 142915




Заголовок 1 Заголовок 215