Урок по окружающему миру Великая Отечественная война. Великая победа


Урок по окружающему миру
Предмет: окружающий мир
Уровень образования: начальное общее образование
Автор: Лохова Анастасия Леонидовна.
Тема: Великая Отечественная война и Великая Победа
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Участники: ученики 4 класса
Цель: сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях; создать образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочный материал.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, действовать по плану
Личностные УУД ; формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика.
Ресурсы «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, тексты для чтения, карточка с таблицей для индивидуальной работы, карточки для групповой работы; магниты.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся Формирование УУД
I этап.
Организационный момент.
Цель:
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
Сегодня необычный урок окружающего мира для вас и для меня, постараемся помочь друг – другу, давайте пожмем друг другу руки, улыбнемся и начнем работать. Я желаю вам успехов. Сели и приготовились работать.
Приветствуют учителя, гостей;
Настраиваются на урок.
Личностные УУД
Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
II этап.
Стадия
вызова.
Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
Актуализация знаний.
Цель - организовать постановку цели урока;
Посмотрите ,пожалуйста, фотографии. Вы узнали это место? Что вы можете о нем рассказать?
Воинское захоронение п. Лоухи (мемориал)
Зеленцов Андрей Иванович . На подступах к станции Лоухи в Карелии 15 августа 1941 года генерал-майор А.И. Зеленцов был убит. Наша средняя школа основана в честь Зеленцова .
- Значит о чём сегодня нам бы поговорить?
-Какие задачи стоят перед нами? Продолжите мою фразу расширить и углубить…
- Сегодня на уроке мы составим ленту основных сражений того тяжелого и героического времени и с помощью цифр проследим за некоторыми фактами самой жестокой войны в истории человечества. И поможет нам в путешествие слово, которое спряталось в магическом квадрате.
ПОБЕДА
Что означает слово ПОБЕДА?
(словарь)
Какая крупная дата ожидает наше государство связанная со словом ПОБЕДА?
- В этом году 9 мая исполнится 71 год Победы в Великой Отечественной войне.
-  Целевая установка:
Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны, как вы думаете для чего мы это делаем?. Давайте сегодня на уроке почувствуем дыхание Великой Отечественной войны.
Приём «Корзина идей» (фронтальная работа)
О чем же нам говорят числа из таблицы?
22, 1941, 4, 1418, 27.000.000, 13 000 000.
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.
22 июня 1941 года, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая шла почти 4 года или 1418 дней.
Победа досталось дорогой ценой. По приблизительным оценкам, война унесла 27 миллионов человеческих жизней, из них 13 миллионов дети.
Итак, давайте восстанавливая ленту сражений того времени, мы будем работать на уроке военными корреспондентами, ведь благодаря этой профессии мы можем изучать то страшное время.
Немецкие военачальники, нападая на СССР, рассчитывали на легкую победу. Сначала наши войска терпели неудачи. И первая неудача пришлась на Брестскую крепость, давайте перенесемся туда. Работают с информацией, с целью поиска и выделения необходимой информации
Выход на тему урока.
Вспоминают и анализируют имеющиеся знания.
Систематизируют информацию до её изучения.
Регулятивные УУД
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные УУД
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
III этап.
Стадия осмысления.
1.Постановка учебной проблемы.
2. Поиск информации.
Цель: Получить новую информацию и осмыслить её.
Физминутка для глаз
3. Самостоятельная работа
Слово предоставляется первому военному корреспонденту. ВИДЕО+ сообщение.
Вы могли наблюдать фашистов, которые свободно ходили по улицам Бреста. Так врагу удалось продвинуться в глубь советской территории. В сентябре немецкие захватчики окружили Ленинград. Началась Блокада.
Посмотрите, что у меня в руках. Что это?
-Ребята, оказывается, в военное время года этот кусок хлеба, называли «осьмушкой». Осьмушка- это часть булки хлеба. Одна такая «осьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:1 кг = 1000г1000:8×1 = 125 (г) 125г хлеба – это была суточная норма ленинградцев.
ВИДЕО Это много? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Мы переносимся на улицы Блокадного Ленинграда. Три года жители города находились в блокадном кольце немецких захватчиков. Запасы топлива и продовольствия были на исходе, необходимо было наладить постоянную связь с внешним миром. И главная роль в этом принадлежала дороге Жизни, проложенной по Ладожскому озеру. 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано нашими воинами. За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тыс до 1,5 миллиона мирных жителей.
ФИЗМИНУТКА
В конце октября враги пошли к Москве. Давайте обратимся к тексту «Битва под Москвой», вы в группе внимательно прочитаете текст, делая следующие пометки: Приём «Инсерт»
+ если то, что вы читаете, знаете, или думаете, что знаете
! если то, что вы читаете, является для вас новым
? если то, что вы читаете, хотели бы получить подробные сведения об этом
- Чтение текста с пометками в группе.
- Обсуждение, кто готов стать военным корреспондентом и рассказать,
что произошло под Москвой?
ВИДЕО
Обратите внимания началось массовое изгнание немецких захватчиков с нашей территории, теперь они так вольно не ходят по нашим улицам.
Летом 1942 года начались ожесточенные боли за Сталинград (ныне Волгоград).
Слово предоставляется военному корреспонденту.
В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. В апреле 1945 года начался штурм Берлина-столица Германии. Через две недели Красное Знамя Победы развевалась над зданием рейхстага. 9 мая 1945 года Москва салютовала победителям, а 24 июня 1945 г. Состоялся Парад Победы.
ПРОСМОТР ВИДЕО
Публично демонстрируют свои знания с помощью устной речи.
Работают с информационными справочниками.
Анализируют собственные мыслительные операции и чувства.
Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения. Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные УУД
Формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
IV этап.
Стадия рефлексии.
Перестроили свои представления, включив в них новые понятия
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: - зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Смогли вы расширить свои знания по теме урока, кто согласен поднимите правую руку?
ТАБЛИЦА
Сейчас ваша задача восстановить ленту сражений Великой Отечественной войны, запишите основные события .
Сегодня на уроке мы не работали с учебником, дома ваша задача внимательно прочитать параграф учебника с. 140-146 и найти сражение, которое мы на уроке не изучили и впишите его в ленту событий,
- Где сможем применить знания, полученные на уроке?
-
Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Отвечают на вопросы учителя.
Формируют конечный результат своей работы.
Самооценка и самоопределение. Регулятивные УУД
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.