Программа для социально-психологической адаптации первоклассников

Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей к школе

Цели:
Обеспечение адаптации к школе, к классу, к учителям.
Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков.
Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, учителями, с родителями.
Реализуя цели программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
уважать себя, опираться на само себя, исходить из своих реальных возможностей;
эффективно взаимодействовать, общаться;
справляться с волнением и стрессом;
критически мыслить.
Методы
Для раскрытия каждой темы используются:
дискуссия, обсуждение;
мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопроса);
работа в парах;
рисунок;
игра.

Правила
Общение и взаимодействие учеников и учителя происходит по определенным правилам. Эти правила должны быть приняты совместно и вывешены в классе. Для детей правила сформулированы следующим образом:
Поднимай руку (если хочешь спросить).
Слушай (будь внимателен).
Не унижай других (не кривляйся, не смейся).
Будь на своем месте (не толкай, не прикасайся к другим).

Тематический план

Тема
Количество часов

1
Водное занятие, знакомство с группой
1

2
Какой Я?
1

3
Я и другие
1

4
Чувства бывают разные
1

5
Способы выражения негативных чувств
1

6
Сотрудничество. Завершение работы.
1


Содержание программы
Занятие 1
Цель: знакомство, ознакомление с правилами, создание атмосферы безопасности.
Ход урока: Ведущий здоровается с детьми и представляется. Он сообщает о том, что сегодня будет необычный урок, который называется «Солнышко». На доску вывешивается игрушечное солнышко. Детям предлагается ответить на вопрос: «А какое бывает солнышко?» Ведущий выслушивает все ответы и объясняет, что на нашем уроке тоже должно быть тепло и уютно. Выясняется, сто теплая атмосфера урока будет зависеть от всех присутствующих на уроке детей и взрослых.
Представляется психолог и представляет Пушистика (мягкую игрушку). Пушистик приветствует всех. Дети разучивают приветствие и приветствуют по-новому друг друга и своего классного руководителя.
Пушистик знакомится лично с каждым ребенком и с классным руководителем, предлагает всем подружиться.
Ведущий сообщает о главной цели урока: «Будем изучать самих себя! Будем учиться относиться к себе и к другим бережно, с уважением, с достоинством». Ведущий просит каждого показать само себя. Пушистик показывает себя ребятам, тихонько гладя себя ручкой. Обсуждается вопрос, почему лучше делать так.
Пушистик предлагает ребятам свои правила – ведущий вывешивает их на доске:
Никого не обижай, ни кого не унижай!
Слушай внимательно!
Хочешь сказать, подними руку!
Будь на своем месте!
Прежде чем прочитать правила, ведущий предлагает ребятам подумать, а нужны ли правила в нашей жизни вообще, может быть можно обойтись без них? Чтобы лучше думалось ведущий предлагает ребятам сесть ровно, закрыть глаза и заглянуть внутрь самого себя; тот, кто готов ответить может открыть глаза. На примерах детей и взрослых ведущий убеждает ребят, что жить без правил невозможно и читает правила Пушистка.
Ведущий предлагает ребятам потренироваться в соблюдении правил: поиграть в игру «Испорченный телефон». Ведущий делит детей на две команды, объясняет, что нужно по цепочке передать шепотом словечко, так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок в цепочке сигналит высоко поднятой рукой, когда «получит» слово.
Ребенок, которому должны «передать» слово, делает вид, что спит. Каждый передающий должен «разбудить» другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом дети тренируются соблюдать два правила: «никого не обижай» и «слушай внимательно». В конце игры проверяются слова, особо отмечаются дети, «разбудившие» других тихонечко, поглаживая по голове, по плечу.
Ведущий обещает подобные тренировки в дальнейшем, говорит, что ребята только познакомились с уроком, напоминает основную цель – «изучение самого себя» - и прощается с ребятами. Пушистик машет всем ручкой.


Занятие 2 Какой Я?
Цель: осознание собственной индивидуальности и индивидуальности других
Ход урока: Ведущий здоровается с детьми, здоровается с детьми Пушистик и предлагает всем детям поздороваться тем способом, который он показал им на прошлом занятии.
Пушистик смотрит на ребят и говорит, что у кого-то глаза карие, а кого-то серые. Ведущий говорит, что все дети и вообще все люди разные. Есть ли кто-нибудь другой полностью похожий на тебя? Кому-то нравиться яблоко, а кому-то банан, Ведущий предлагает поиграть в игру «Я люблю делать ». Все становятся в круг, один ребенок без слов показывает, что он любит делать. Все остальные смотрят и пытаются отгадать. После завершения пантомимы высказываются догадки. Выступавший говорит, кто понял его правильно. Потом выступает следующий.
Пушистик предлагает ребятам нарисовать то, что заставляет ребят считать себя необычным. После выполнения рисунков, ведущий предлагает ребятам устроить выставку рисунков на доске и обсудить рисунки.
В конце занятия ведущий предлагает поиграть в игру «Поменяйтесь местами те, кто». После игры он обращает внимание детей, что они бывают чем-то похожи на других, имеют сходные интересы, вкусы.

Занятие 3 Я и другие
Цель: осознание трудностей общения в новых условиях
Ход урока: Ведущий здоровается с детьми, здоровается с детьми Пушистик своим способом.
Ведущий и Пушистик напоминают детям о том, что все люди разные, кто-то любит петь, а кто-то – нет, кому-то нравится апельсиновый сок, а кто-то его терпеть не может. Разыгрывают ситуацию, когда Пушистик хочет петь, а Ведущий любит тишину. Пушистик настаивает, чтобы Ведущий покинул комнату. Ведущий объясняет Пушистику и детям, что не всегда можно делать то, что хочется тебе, надо считаться с мнением окружающих. Ведь ребята теперь будут вместе в течение 11 лет. Чтобы вам хорошо жилось в вашем классе вам нужно подружиться, уметь слушать друг друга и друг другу помогать.
Пушистик предлагает попробовать быть чуточку похожими друг на друга, поиграть в игру «Зеркало». Водящий изображает любые движения, все дети – зеркала, повторяют его движения.
Ведущий предлагает еще одну игру «День рождения». Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-нибудь и исправить это.
Пушистик предлагает детям нарисовать подарки для всего класса. Если кто-то из детей захочет нарисовать подарок кому-то из одноклассников, то это надо сделать дома.
Ведущий и Пушистик прощаются с детьми.

Занятие 4 Чувства бывают разные
Цель: формирование умения идентифицировать собственные эмоции, принятие отрицательных эмоций.
Ход урока: Ритуал приветствия. Ведущий спрашивает ребят нарисовал ли кто-нибудь подарки одноклассникам. Предлагает устроить выставку подарков.
Ведущий спрашивает Пушистика, любит ли он получать подарки, какие при этом он испытывает эмоции. А какие эмоции он испытывает, когда ему не досталось подарка. Ведущий спрашивает ребят, какие они знают эмоции. Затем среди множества пиктограмм эмоций (нарисованных на вырезанных кружочках диаметром 5 см) каждый ребенок выбирает те, которые изображают его собственные.
Ведущий спрашивает детей что такое «грусть»? Когда бывает грустно?
Изобразите лицо грустного человека. Найдите грустного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Ведущий предлагает выбрать цвета и изобразить грусть.
Далее ведущий ведет разговор о радости, злости, удивлении.
В конце занятия Ведущий предлагает Пушистику и детям поиграть в игру «Море волнуется» (Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – чувство радости (грусти, страха) замри».
В конце занятия Ведущий вместе с детьми делает вывод о важной роли чувств в жизни каждого человека. Чувства – наши помощники!
Ритуал прощания.

Занятие 5 Способы выражения негативных чувств
Цель: формирование умения выражать негативные чувства
Ход урока: Ритуал приветствия. Ведущий спрашивает Пушистика, что он запомнил на прошлом уроке. Пушистик не может вспомнить и обращается за помощью к ребятам. Ребята вспоминают, что речь шла о чувствах. Ведущий предлагает поиграть, детям раздаются карточки, на которых написано какое-либо чувства. Все по очереди изображают то чувство, которое им досталось, а все дети угадывают.
Ведущий спрашивает Пушистика, что он делает, когда злиться? А что делают ребята? Ответы записываются на доске. Ведущий спрашивает при каких действиях и типах поведения из полученного списка кому-нибудь причиняется боль, ломаются вещи, портятся отношения? Соответствующие действия вычеркиваются из списка или «корректируются» (бросать только мягкие предметы). Ведущий предлагает, что можно сделать, чтобы перестать злиться.
Ведущий объясняет детям как можно выразить свои негативные чувства и не обидеть другого человека, что такое «Я-высказывание» и «Ты-высказывание». «Я-высказывание» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. «Я-высказывание» предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, оно не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека. Если мы используем «Ты-высказывание», то другой человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я-высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Ведущий просит составить дома «Я-высказывния» для следующих ситуаций: 1. Твои друзья пошли в кино, а тебя не взяли.
2. Твой младший брат изрисовал ручкой твой учебник.
Ритуал прощания.

Занятие 6 Сотрудничество
Цель: формирование стратегии сотрудничества
Ход урока: Ритуал приветствия. Ведущий просит детей и Пушистика привести «Я-высказывания», составленные дома. Ведущий вместе с детьми исправляет, если кто-то из детей составил высказывание неправильно.
Пушистик предлагает поиграть в игру «Доброе тепло». Все дети становятся в круг и берутся за руки. Вправо от ведущего пойдет «тепло», то есть ведущий легонько пожмет руку своему соседу справа, он – следующему, и так по кругу. Затем сделать то же самое с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.
Ведущий предлагает послушать стихотворение
За кота и за юлу
Брат опять стоит в углу.
Плачет Леночка всерьез:
Жалко братика до слез.
Горько плакала сначала,
Вдруг тихонько замолчала.
Лена плакать перестала -
Рядом с братом в угол встала.
Ведущий спрашивает, какие чувства переживает девочка? Чем они вызваны?, Выделяют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если вдруг упал, надо помочь ему встать; если ему больно – утешить. Дети разыгрывают этюд в парах.
Пушистик предлагает поиграть в какую-нибудь игру. Ведущий предлагает игру «Найди друга». Половине детей завязывают глаза, дают возможность походить с завязанными глазами по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
Пушистик предлагает ребятам принять правила дружбы, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.
Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи и его;
Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь;
Делись с товарищем, играй ток, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу;
Останови товарища, если он делает что-то плохое;
Умей порадоваться успехам товарища;
Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.
В заключение занятия дети рисуют общегрупповой рисунок солнышка на листе ватмана.