Программа по социально-психологической адаптации первоклассников Раз ступенька, два ступентка











АДАПТИВНАЯ

коррекционно-развивающая программа
по социально-психологической адаптации первоклассников

«Раз ступенька, два ступенька...»
учителя начальных классов
Грашкиной Надежды Алексеевны























Вольск

Пояснительная записка.

Адаптивная коррекционно-развивающая программа по социально-психологической адаптации первоклассников «Раз ступенька, два ступенька...» составлена педагогом-психологом школы на основе следующих программ:
Программа адаптационных занятий для первоклассников «Введение в школьную жизнь», авторы: Г.А. Цукерман, К Н Поливанова.
Программа адаптационных занятий для первоклассников «Я - первоклассник!», автор - Степанцова Е.А., педагог-психолог МОУ «СОШ № 11 г. Вольска Саратовской области».
Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников «Сотрудничество», автор - Антонина Ивашова, г. Кириши, Ленинградская обл.

Поступление в школу – новый этап в жизни ребенка. Новая социальная позиция – позиция школьника – вызывает тревогу, страх неизвестности. Чтобы помочь ребенку в адаптации, избежать негативных эмоций, предлагается с первоклассниками, испытывающими сложности в обучении и поведении во II – III четверти проводить занятия по данной программе.
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.
Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемость.
На каждого ребёнка составляется тетрадь для развивающих занятий (вклеиваются бланки). На занятии необходимо иметь при себе: цветные карандаши или фломастеры, ручку, простой карандаш. Работа детей оценивается цветными леденцами в конце каждого занятия. Леденцы – как награда за старание. Не акцентируется внимание на цвете для детей – цвет для родителей. Каждый ребёнок в конце занятия выбирает себе настроение: цветные «улыбки» и приклеивает (с обратной стороны «улыбки» надо наклеить кусочек двухстороннего скотча):
Красный – все отлично;
Зеленый – грусть.
Синий – был в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.

Цель программы: коррекция профилактики школьной дезадаптации.
Задачи:
Снижение школьной тревоги, снятие негативных эмоций, связанных со школой; помощь в осознании причин своих волнений.
Закрепление правил школьной жизни.
Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Развитие познавательной активности, воображения.
Формирование познавательных мотивов учения.

Форма занятия: Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная, длительность – 20-30 минут.
Разминка Цели: создание положительного настроя в группе; сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу; тактильное соприкосновение друг с другом; развитие положительной самооценки.
Основные процедуры разминки это приветствия и упражнения на контакт. Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Рефлексия занятия. Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Условия проведения. Во время занятия, в самом начале, ученики сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности. В группе принимается правило «Когда говорит один остальные его слушают и понимают». Взрослому нужно давать возможность детям высказать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения.
Предлагаемая программа рассчитана на 10 занятий для дезадаптивных первоклассников, по 2 занятия неделю. Она адресована, прежде всего, практическим психологам, а также воспитателям и учителям начальных классов.
В приложениях 1-3 предлагаются упражнения к первой части занятий и последней («Разминка» и «Рефлексия»); анкета «Оценка уровня школьной мотивации по методике Лускановой Н.»; стимульный материал к занятиям.

Учебно-тематический план


п/п
Тема
Количество минут

1
Знакомство.
25

2
Школа.
20

3
Путешествие.
20

4
Исследование самооценки.
25

5
Развиваем внимание и память.
30

6
Занятие 6
20

7
Занятие 7
20

8
Занятие 8
30

9
Занятие 9
20

10
Занятие 10
25

Итого: 230 минут (4 ч. 23 мин.)



Литература

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./ Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательств «Ось-89», 2003.
2. Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
3. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Научно – методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2007.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: «Ось – 89», 2006.
5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Занятие 1 «Знакомство».

Ребята сидят в кругу вместе с учителем и ведущим. При помощи мячика каждый представляется, называет свои увлечения и любимые занятия. Потом играем в игру «Меняемся местами все, кто»: называются запомнившиеся увлечения и занятия. Это помогает развивать наблюдательность, объединяться по общим увлечениям.
Затем ведущий знакомит детей с правилами поведения на занятиях.
Ведущий. Девочки и мальчики! Два раза в неделю мы будем с вами играть в игры, выполнять задания, которые помогут вам стать более смелыми и уверенными в себе. Они научат вас расслабляться и обращаться друг с другом по-хорошему и при этом быть в прекрасном настроении. Каждое занятие состоит из трех частей:
1-я часть называется «Разминка». Проводится она в кругу, все сидят на стульчиках или стоят в кругу. Разминка нужна для того, чтобы мы настроились на занятия, стали добрее друг к другу, внимательнее.
2-я часть главная. Здесь мы можем и сидеть за партами, и стоять в кругу. Мы будем выполнять задания. Нам надо научиться понимать друг друга.
3-я часть это обсуждение занятия: Понравилось ли вам занятие? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?
Ребята, мы будем сидеть в кругу, а это значит по определенному правилу, по закону. Для тех, кто сидит в кругу, существует правило: «Когда говорит один, остальные слушают его и понимают». Помните мультфильм «Маугли»? Там тоже, когда говорил один, остальные внимательно слушали и не перебивали его. Например, так слушали Багиру, медведя Балу. А когда внимательно слушаешь, можно узнать много нового и интересного. А не завести ли и нам, дети, такое замечательное правило?
Ответы детей.
Повторяется и разбирается это правило.
Девочки и мальчики, кто понял это правило? А кто собирается его выполнять? Отлично! Значит, и в нашем кругу будет действовать правило: «Когда говорит один, остальные слушают его и стараются понять». Будет очень хорошо, если на наших занятиях вы будете говорить то, что думаете и чувствуете. Этому мы будем учиться все вместе. У каждого из Вас на занятии будет индивидуальная тетрадь, в которой вы будете выполнять задания. Для выполнения которых вам необходимо при себе иметь ручку, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
В конце занятия вы будете оценивать своё настроение цветными улыбками.
В заключение ведущий может провести одну игру из разминки, одну из основной части (по выбору). В заключение надо попрощаться.

Занятие 2 «Школа»

Занятие проводится вторым, бланки разрезаются и приклеиваются в верхней части первого листа тетради для развивающих занятий. Дети самостоятельно пишут число (ручкой).

1. Разминка. Игра «Меняемся местами все, кто»: называются увлечения и занятия.

2. Сообщается тема занятия (читает по желанию кто-то, кто умеет хорошо читать).
Затем предлагается высказать свои эмоции по поводу знакомства со школой (я передаю желающим высказаться мягкую игрушку небольшого размера, дети его перебрасывают друг другу – прямо сидя за партами): «Что хорошего в том, что вы стали первоклассниками?» Затем ведущий предлагает показать эти эмоции: «Утром, когда вы идёте в школу, какое у вас настроение? Давайте нарисуем солнышку ваше настроение!» Дети рисуют солнце из окружности и присваивают ему свои эмоции (рисунки, как правило, очень честные: есть и полосатые, есть и чёрные, есть и с мрачной миной, но большинство – радостные, позитивно раскрашенные).
Далее - физкультминутка, отдых. (Я использую тематические приёмы релаксации и аутотренинга для детей этого возраста: «Приятное воспоминание», «Любимая игрушка»).

Пример физкультминутки:
«Сели прямо, руки в стороны: у нас выросли крылья, помашем ими. А теперь унесёмся на крыльях фантазии – высоко-высоко, к солнцу (руки вверх, «играем» пальчиками в солнечных лучах). Руки вперёд, потянулись, согретые солнышком, выгнули спинку, ложимся на парту (головой на сложенные руки). Глазки закрыли, отдыхаем. Вспомните приятный солнечный день, когда вам было хорошо: вы вместе с родителями выбирали портфель для школы, или катались на каруселях в парке отдыха Улыбнитесь этим воспоминаниям Подумайте об этом радостном дне А теперь откройте глаза, поднимите голову, выпрямитесь и покажите всему классу свои улыбки – повернитесь вправо-влево. Молодцы! Руки встряхнули. Сели ровно. Продолжаем».
Затем мы повторяем правила поведения для первоклассника (при помощи мячика). Обсуждаем важность выполнения этих правил. («Расскажите, как нужно себя вести в школе и на уроках»).
Затем детям предлагается на оставшейся части листа нарисовать то, что больше всего понравилось в школе. Кто-то рисует школьные принадлежности, саму школу, кабинет – внешняя мотивация; кто-то класс и элементы занятий (элементы букв и другие записи в тетради, на доске, учителя у доски – учебная мотивация); кто-то рисует отвлечённые предметы и ситуации (игрушки, принцесс, пейзажи и т.п.) – игровая мотивация. В соответствии с уровнем мотивации при проверке раскрашиваю маленький кружок внизу страницы – «леденец» для детей (а больше - для родителей): красный – высокий уровень (учебная мотивация), зелёный (внешняя), синий (игровая мотивация), коричневый (проблемный рисунок с отсутствием мотивации).

3. Рефлексия занятия (оценивается настроение «улыбкой»).

Тетради раздаются на собрании родителям, психолог делает общие комментарии. Приглашаются на беседу те родители, кого встревожил или озадачил рисунок ребёнка.


Урок-игра 3 «Путешествие».

На занятии проводится анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации по методике Лускановой Н.» (бланки с паровозиками – вторая страница в тетради). Урок-путешествие по станциям-вопросам – как в мультфильме «Паровозик из Ромашково». Каждый вагон пронумерован по количеству вопросов. Детям объясняется, как раскрашивать вагончики. Делают они это самостоятельно, не обсуждая выбор вслух. На оставшейся части страницы проводится графический диктант: рисуем по клеткам собачку, которую возьмём в путешествие. Психолог только должен убедиться в правильности выбора цветного карандаша. Обработка - традиционная. К собранию в конце четверти готовы для родителей две страницы с комментариями.

1. Разминка. Игра «Ласковые руки добрый взгляд приятная улыбка». Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

2. Дети открывают тетради на нужной странице, самостоятельно пишут число. Обращают внимание, что на предыдущей странице появился цветной кружочек. Ведущий объясняет, что это леденцы – как награда за старание. (Не акцентируется внимание детей на цвете – цвет для родителей; детям предлагается версия, что так веселее – разноцветные).


Входная диагностика школьной мотивации.
- Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Знаний. Для этого нам нужно приготовить три карандаша - красный, жёлтый, синий – и занять места в поезде. (Дети достают карандаши и кладут рядом с тетрадкой).
-Посмотрите, наш поезд не может ехать, ему чего-то не хватает. (Колёса нарисовать надо! – догадываются дети). Правильно, рисуем колёса: аккуратно, простым карандашом – как у паровозика.
-Внимание: 1 «А» класс, ваш поезд отправляется с 1 «А» пути! (Выставляю вперёд согнутые в локтях ладони, делаю двигательные движения: «Чух-чух!», дети с удовольствием повторяют, прямо сидя за партами).
-Стоп! Наш поезд останавливается. («Пых!» - остановились – руки на парту).
-Первая остановка называется «Моя школа» (читаю первый вопрос). Если хотите ответить «ДА» - выбирайте красный цвет, «НЕТ» - синий цвет, «КОГДА КАК» - жёлтый цвет. Аккуратно раскрасьте вагон под номером 1 (это паровоз).
-Внимание, 1 «А» класс, займите свои места (дети кладут карандаши, выставляют согнутые в локтях руки). Наш поезд продолжает путешествие и набирает ход: «Чух-чух» Ту-ту-у!»
-Вторая остановка – «Утро» (читаю второй вопрос) И так далее: остановки «Выходной», Свободное время», «Домашние задания», «Расписание», «Рассказы о школе», «Учитель», «Друзья», «Одноклассники». Процедура та же.

3. Рефлексия занятия (оценивается настроение «улыбкой»).


Занятие 4 по исследованию самооценки.

Бланк с перечнем качеств личности ученика приклеивается на 3-й странице тетради. Детям на доске вывешиваются разноцветные оценки-баллы: «5» - красного цвета, «4» - зелёного, «3» - синего, «2» - чёрного.

1. Разминка. Игра «Ласковое имя». Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

2. Обсуждается тема «Оценка в моей жизни», где дети знакомятся с системой школьных баллов (знают путано!) и высказывают свои предпочтения в оценках. Затем выбираются 4 карандаша – по цветам оценок. (Чтобы проверить ещё и внимание). Акцент на цвет оценки делается только при разборе. Затем идёт последовательное обсуждение учебных и личностных качеств: дети высказываются на тему: «Что значит быть умным (старательным и т.п.)?»
В результате каждый принимает решение о наличии этого качества у себя и выставляет себе оценку нужного цвета. Во второй части страницы каждый рисует свой портрет – в раме или в полный рост, кто как захочет.
Эта страница тоже комментируется для родителей (и анализируется с учителем).
Качество самооценки обучающегося определяется с помощью таблицы:

«5»
высокий (90-100%)

«4»
выше среднего (80-89%)

«3»
средний (70-79%)

«2»
ниже среднего (ниже 70%)


Младшие школьники испытывают закономерные трудности при работе с традиционно используемыми в социально-психологической практике шкалами, опросниками, тестами, изучающими положение ребенка в коллективе. В таком случае удобнее использовать приведенную ниже методику «Мой класс». Вниманию обучающихся предлагается листок с рисунком класса.














Инструкция: «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, ученики заняты своим делом. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом своё имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

3. Рефлексия занятия (оценивается настроение «улыбкой»).

Учителю важно знать:
1. С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
2. Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
3. Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идертификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:
Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.


Занятие 5 «Развиваем внимание и память».

Цели и задачи занятия:
развитие зрительной памяти и произвольности внимания;
развитие двигательной сферы ребёнка, умения выполнять несколько действий одновременно;
развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности;
развитие коммуникативных навыков;
формирование и развитие УУД (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).

Оборудование: проектор, интерактивная доска, для детей – тетради в клетку (с заготовленными бланками к занятиям), цветные карандаши.

Ход занятия

Начнем наше занятие с упражнения «Мой любимый фрукт».













Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания. Ученики группы (класса) представляются по очереди, передавая игрушку друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, ведущий задает вопросы всему классу:
Какой любимый фрукт у Сережи?
Кто из ребят назвал яблоко? И т.д.

«Интеллектуальная разминка».

В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
Сколько дней в недели?
Какое число больше? 7 или 9
Назови день недели после воскресенья?
Назови дни недели, в названии которых есть звук [с]
У собаки есть шерсть, а что есть у рыбы?
Вилка, тарелка, кастрюля назови одним словом?
Яблоко, груша, помидор, банан что лишнее?

Тренировка зрительной памяти.

Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на картинки, запомните их. После того как дети выполнят это задание, предложите ответить на следующие вопросы:
Сколько картинок было представлено?
Какого цвета самолет?
Сколько птенцов в гнезде?
Какого цвета трактор?
Какие картинки двигались?
Сколько грибов было? Знаешь ли ты его название?


Физ. минутка (Слайд 6)
Постарайтесь правильно выполнить движения:
Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши,
Если услышишь название птицы – потопай ногами,
Если услышишь название дерева – подними руки вверх.

Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.

Упражнение «Контуры» (Слайд 7) - педагог заранее в тетрадях заготовил бланки.
Инструкция: Ребята, посмотрите на ваши рисунки. Художник изобразил контуры различных предметов (животных) и спрятал их. Найдите по контурам то, что спрятал художник, и закрасьте найденное цветными карандашами.
Время выполнения - 10 минут.
Важно: обеспечить самостоятельность деятельности, исключить возможность списывания.

Упражнение «Самый, самый» (Слайд 8) - ведущий заранее в тетрадях заготовил бланки.
Инструкция: Ребята, посмотрите перед вами ряды рисунков, в каждом ряду рисунки отличаются друг от друга. Найдите рисунки по заданным признакам.
После выполнения задания предложить ребятам самим придумать похожие задания, используя полученные бланки. После чего дать возможность некоторым из них продиктовать свои задания для других. Такого рода задания позволяют детям получить возможность самим ставить учебные задания.

Игра «Пожалуйста» (Слайд 9)
Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов «Пожалуйста». Выиграет тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:

Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;
Поверните голову влево;
Пожалуйста, опустите правую руку;
Хлопните в ладоши как я;
Пожалуйста, хлопните в ладоши два раза;
Поднимите вверх две руки как я;
Пожалуйста, присядьте;
Встаньте;
Пожалуйста, встаньте;
Сядьте за парты;
Пожалуйста, сядьте тихо на свои места.

Победителям дарим аплодисменты.
Рефлексия: Что же помогло ребятам выиграть в этой игре? (Выслушиваются ответы детей).

Сделаем вывод: что же значит быть внимательным – замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок.

Игра «Счёт» (Слайд 10)
Сегодня при счёте запрещается говорить цифру «2», вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1, хлопок, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,11, хлопок,13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, хлопок. Считать будем до 20. Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру «5». Далее цифру «3» потом цифру «1».

Рефлексия занятия. «Коробочка эмоций» (Слайд 11-12)
Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам занятие? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?

А теперь оцените свою работу, выбрав прямоугольник соответствующего цвета.
Красный – получилось все отлично;
Зеленый – старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.
Синий – был в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.


Занятие 6

Направленность: ориентация в пространстве; развитие произвольности внимания и восприятия; зрительный анализ.

1. Разминка. Игра «Хрустальный шар». Из «волшебной» коробочки ведущий достает хрустальный шар, затем просит детей, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя чувствуют.

2. Дети открывают тетради на нужной странице, самостоятельно пишут число.
Ведущий: сегодня наше занятие продолжим упражнением, которое выполняется только вашими глазами. Будьте внимательны, старайтесь выполнять правильно, вместе со мной, не торопясь.
Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям». Упражнение совершается в медленном темпе вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали. Каждое движение от 4 до 7с., с фиксацией в крайних положениях.
Затем обучающиеся выполняют упражнение «Сделай рисунок из заданных фигур» (стимульный материал находится на странице тетради).
Инструкция: Посмотрите на эти геометрические фигуры, давайте на несколько минут превратимся в волшебников и из этих фигур при помощи волшебной палочки-карандаша создадим какой-нибудь предмет или животное. Обсуждение рисунков.
Упражнение «Самый, самый» (стимульный материал находится на странице тетради).
Инструкция: Ребята, посмотрите перед вами ряды рисунков, в каждом ряду рисунки отличаются друг от друга. Найдите рисунки по заданным признакам.
Проверить выполнение первого задания и затем выполнить остальные. Прежде всего, отслеживать восприятие и выполнение задаваемой инструкции. Главная цель упражнения – дать возможность детям получить опыт восприятия и следования заданной инструкции.

3. Рефлексия занятия (оценивается настроение «улыбкой»).


Занятие 7

Направленность: развитие мышления; ориентация в пространстве; развитие произвольности внимания и восприятия; развитие мелкой моторики кистей рук.

1. Разминка. Упражнение «Березка». Ведущий: встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделайте 2–3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение.
2. Дети открывают тетради на нужной странице, самостоятельно пишут число. Переворачивают рисунок.
Упражнение «Запомни и ответь». Инструкция 1: Ребята, по моей команде вы в течение одной минуты рассмотрите рисунок. Постарайтесь запомнить то, что изображено на рисунке. Внимание, начали! По истечении времени дети переворачивают рисунок и вкладывают в тетрадь на последнюю страницу. Инструкция 2: Откройте тетради на нашей странице, сейчас я буду задавать вопросы к рисунку. Ответы записывайте в тетрадь в таблицу. Важно обеспечить самостоятельность деятельности.
Упражнение «Огонь и лёд». По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.
Упражнение «Копирование». Инструкция: У вас в тетради по клеточкам нарисованы «Домик» и «Бабочка». Вам нужно нарисовать их рядом в тетради, соблюдая размеры.
«Домик» рисуется вместе с детьми, совместно проговаривая, сколько клеточек занимает каждая сторона фигуры. Необходимо обращать внимание на то, как дети организуют свою деятельность, что вызывает у них затруднение, как они принимают помощь. Затем сосед проверяет правильность выполнения задания.

3. Рефлексия занятия (оценивается настроение «улыбкой»).


Занятие 8

Направленность: развитие произвольности восприятия, концентрации внимания; развитие мелкой моторики кистей рук; развитие мышления.

1. Разминка. Упражнение «Ласковое имя». Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

2. Дети открывают тетради на нужной странице, самостоятельно пишут число.
Упражнение «Контуры». Инструкция: Ребята, посмотрите на ваши рисунки. Художник изобразил контуры различных предметов (животных) и спрятал их. Найдите по контурам то, что спрятал художник, и закрасьте найденное цветными карандашами. Время выполнения 6-10минут. Важно обеспечить самостоятельность деятельности, исключая возможность списывания (дети сидят по одному за партой).
Игра «Атомы и молекулы». Ведущий объясняет правила игры: «Все мы – отдельные атомы, которые передвигаются, где им вздумается по одному. Но им скучно гулять по одному, поэтому они объединяются с другими по два, по три, по четыре и т.д.». Ведущий отдает команды, по сколько объединяться, в конце упражнения объединяются все. «Вот какая большая группа собралась, всем атомам сразу стало веселее!».
Упражнение «Копирование по точкам». Инструкция: Ребята, посмотрите на фигуры, изображённые в тетради на странице. Присмотритесь, фигуры нарисованы путём соединения множества точек. В первой части листа вы должны нарисовать точно такие же фигуры, соединив соответствующие точки. Обратите внимание на размер расположение фигур. Это очень важно. Давайте разберём задание на примере
После выполнения обучающегося задания обратить внимание на ошибки, неточности. Важно обеспечить самостоятельность выполнения упражнения.
Упражнение «Копирование». Инструкция: У вас в тетради по клеточкам нарисованы узоры. Вам нужно выбрать один понравившийся узор и нарисовать его, соблюдая размеры.

3. Рефлексия занятия (оценивается настроение «улыбкой»).





Занятие 9

Направленность: развитие произвольности запоминания, концентрации внимания; развитие мелкой моторики кистей рук; развитие мышления.

1. Разминка. Упражнение «Барометр настроения». Ведущий показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение ладони касаются другу друга, хорошее руки разведены в стороны.

2. Дети открывают тетради на нужной странице, самостоятельно пишут число.
Упражнение «Восьмёрка». Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами горизонтальную восьмёрку. Следовать закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать «рисовать» увеличивая размеры восьмёрки. Отдохнуть, открыть глаза. Сделать 5-7 повторений.
Упражнение «Закономерности». Инструкция: ребята, посмотрите, как изменяются фигуры (рисунки) в рядах. Найдите закономерность и отметьте нужную фигуру (рисунок) среди предлагаемых. Например
Обсудить порядок выполнения, разобрать пример. Важно обеспечить самостоятельность выполнения упражнения.
Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос, хлопнуть в ладоши и взяться правой рукой за нос, а левой – за противоположное ухо. Повторить 5 раз увеличивая темп.
Упражнение «Самый, самый» (стимульный материал находится на странице тетради).
Инструкция: Ребята, посмотрите перед вами ряды рисунков, в каждом ряду рисунки отличаются друг от друга. Найдите рисунки по заданным признакам.

3. Рефлексия занятия (оценивается настроение «улыбкой»).


Занятие 10

Направленность: закрепление полученных знаний, выходная диагностика школьной мотивации (входная диагностика проводилась на третьем занятии).

1. Разминка. Повторение правил поведения для первоклассника (при помощи мячика). Обсуждаем важность выполнения этих правил. («Расскажите, как нужно себя вести в школе и на уроках»).
2. Дети открывают тетради на нужной странице, самостоятельно пишут число.
Упражнение «Раскрась по маршруту». Инструкция: Ребята, посмотрите, на ваших листочках нарисованы ряды фигур. Вам нудно будет по моей команде закрашивать некоторые из них. Будьте внимательны, повторяю один раз. Например:
- Закрась во втором ряду первую фигуру.
- Закрась в первом ряду третью фигуру, а в третьем ряду - последнюю фигуру.
Простые инструкции необходимо повторять только один раз, настраивая детей заранее на восприятие. После каждого задания необходимо проверять выполнение.

Выходная диагностика школьной мотивации.

- Дети, сегодня мы снова отправляемся в путешествие по Стране Знаний. Для этого нам нужно приготовить три карандаша - красный, жёлтый, синий – и занять места в поезде. (Дети достают карандаши и кладут рядом с тетрадкой).
-Посмотрите, наш поезд не может ехать, ему чего-то не хватает. (Колёса нарисовать надо! – догадываются дети). Правильно, рисуем колёса: аккуратно, простым карандашом – как у паровозика.
-Внимание: 1 «А» класс, ваш поезд отправляется с 1 «А» пути! (Выставляю вперёд согнутые в локтях ладони, делаю двигательные движения: «Чух-чух!», дети с удовольствием повторяют, прямо сидя за партами).
-Стоп! Наш поезд останавливается. («Пых!» - остановились – руки на парту).
-Первая остановка называется «Моя школа» (читаю первый вопрос). Если хотите ответить «ДА» - выбирайте красный цвет, «НЕТ» - синий цвет, «КОГДА КАК» - жёлтый цвет. Аккуратно раскрасьте вагон под номером 1 (это паровоз).
-Внимание, 1 «А» класс, займите свои места (дети кладут карандаши, выставляют согнутые в локтях руки). Наш поезд продолжает путешествие и набирает ход: «Чух-чух» Ту-ту-у!»
-Вторая остановка – «Утро» (читаю второй вопрос) И так далее: остановки «Выходной», Свободное время», «Домашние задания», «Расписание», «Рассказы о школе», «Учитель», «Друзья», «Одноклассники». Процедура та же.

Упражнение «Доброе тепло». Ведущий: встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь сделаем то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как наша группа дружно сработает.

3. Рефлексия занятия (оценивается настроение «улыбкой»).


Приложение 1.


Разминка (упражнения)

1. «Хрустальный шар».
Из «волшебной» коробочки ведущий достает хрустальный шар, затем просит детей, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя чувствуют.
2. «Барометр настроения»
Ведущий показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение ладони касаются другу друга, хорошее руки разведены в стороны.
3. «Ласковое имя».
Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».
4. «Ласковые руки добрый взгляд приятная улыбка».
Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
5. «Березка».
Ведущий. Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделайте 2–3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение.
6. «Сорви яблоки».
Ведущий. Представь, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу, каким образом ты можешь их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи его на траву. Теперь медленно выдохни. То же делаем другой рукой.
7. «Ласковые слова».
Надо повернуться к соседу слева и сказать ему ласковое слово, а затем ждать, когда он другое ласковое слово скажет тебе. Ведущий начинает: «добрый» «красивая»...

Рефлексия (упражнения)

1. «Поддержка» («Волшебный круг»)
Ведущий. Дети, встаньте в круг. Это будет волшебный круг, потому что дети, которые стоят в кругу, будут делать все, для того чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? Сережа, становись в круг точно посередине, ноги ставь вместе, держись прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди (показать). Когда Сережа будет падать в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в центр круга.

2. «Доброе тепло». Ведущий: встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь сделаем то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как наша группа дружно сработает.


Приложение 2.

Анкета
«Определения уровня школьной адаптации первоклассников по методике Н. Лускановой»

1.Тебе нравится в школе или не очень?
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты с радостью идёшь в школу?
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно идти всем детям, ты бы пошёл?
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки, и в это время можно заняться своими делами?
5.Ты бы хотел, чтобы не задавали домашних заданий?
6.Ты бы хотел, чтобы в школьном расписании было меньше уроков математики, письма и больше уроков физкультуры и рисования?
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям или друзьям во дворе?
8.Ты бы хотел, чтобы учитель был нестрогим, всё разрешал и очень мало требовал?
9.У тебя в классе есть друзья?
10.Тебе нравятся твои одноклассники?

Варианты ответов: «Да» - красный цвет
«Нет» - синий цвет
«Когда как» - жёлтый цвет
Ключ к вопросам:



+
+
+
+
+
+
+
+
+
+





1
красный
2
красный

3
красный
4
синий
5
синий
6
синий
7
красный
8
синий
9
красный
10
красный





Подсчёт баллов: «+ » - 3 балла
« - » - 0 баллов max. - 30 баллов
«когда как» - 1 балл

Блок А - общий эмоц. фон, отношение к школе (№№ 1,2,3,7) max. - 12 баллов
Блок В - учебная мотивация (№№ 4,5,6,8) max. - 12 баллов
Блок С - межличностные отношения (№№ 9,10) max. - 6 баллов

Уровни адаптации:
I
высокий (25-30 баллов)

II
средний (20-24 баллов)

III
поверхностный (15-19 баллов)

IV
ниже среднего (10-14 баллов)

V
низкий (0 -9 баллов)


Приложение 3.

Занятие 2

______________ 20____г. ______________ 20____г.

Школа Школа











Занятие 3

______________ 20____г.

Путешествие.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10























Занятие 4































Занятие 6
______________ 20____г.















Расставь деревья по порядку начиная с самого высокого







На какой из картинок нарисована самая длинная морковка




На какой из картинок нарисован самый толстый карандаш





На какой картинке изображен подарок, который меньше всех


Занятие 7 ______________ 20____г.


1
2
3
4






















Занятие 8
______________ 20____г.




































Занятие 9_
_____________ 20____г.



















Занятие 10
______________ 20____г.


















Путешествие.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10































_________________ 20____г.

Это Я:

Умный
Старательный
Внимательный
Послушный
Аккуратный
Вежливый
Добрый
Щедрый
Весёлый
Красивый


_________________ 20____г.

Это Я:

Умный
Старательный
Внимательный
Послушный
Аккуратный
Вежливый
Добрый
Щедрый
Весёлый
Красивый




Заголовок 2 Заголовок 415