Инновационноная профилактическая работа в условиях комнаты психологической разгрузки

Программа
«Инновационная психологическая профилактическая
работа в условиях ФГКОУ КПКУ»
Пояснительная записка
   Сегодня необходима непрерывная психологическая работа  с воспитанниками, нуждающимися в педагогическом контроле и, особенно, в период адаптации к условиям обучения ФГКОУ КПКУ .
Именно комната психологической разгрузки выполняет очень важную миссию оздоровления детей в новых для него условиях. На уроках психологии в обычном классном помещении, практически нет условий формирования стрессоустойчивых и адаптивных форм поведения.
Отличительной особенностью и новизной данной программы является то, что ее реализация осуществляется нет только в учебное, но и каникулярное время. Данная программа предназначена для педагогов-психологов. Эта программа может быть реализована за счет часа психолога для групповых занятий и в рамках реализации плана мероприятий индивидуальных или комплексных психолого-педагогических программ сопровождения кадет.
Программа разработана для оказания психолого-педагогической помощи, коррекции когнитивных, эмоциональных и личностных особенностей детей и подростков, позволяющих предупредить риск возникновения различных эмоционально-волевых нарушений.
Она состоит из комплекса упражнений, которые составляют систему занятий по формированию навыка саморегуляции психического состояния, развития умения мобилизовать себя в сложной ситуации и предупреждает развитие дидактогенного невроза у детей, что способствует гармонизации внутреннего мира воспитанников, ослабляет его психическую напряженность, развивает внутренние психические силы. Упражнения помогают кадетам ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя темп учебной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. Для психотехнических упражнений не нужно много времени. Самостоятельно или с другим кадетами можно выполнять упражнения в перерывах между уроками, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на урок или в расположение. Программа направлена на выработку привычки к психологическим действиям: потребности в психической стабильности и внутреннем порядке.
Программа позволит практически закрепить знания, полученные в ходе уроков психологии, а также проверить их уровень владения навыками здорового образа жизни, социально-коммуникативными навыками, пропаганду общечеловеческих ценностей.
В методический комплекс программы входят упражнения на снятие мышечной напряженности, включая приемы визуализации, разработанные специалистами: педагогами-психологами, практическими психологами и др. Предлагаемая программа создана с учетом основных методических требований к работе с детско-молодежной аудиторией. Программа рассчитана на большие, малые группы, а также индивидуальную работу с кадетами.

1. Паспорт программы
Цель:
формирование у воспитанников активной жизненной позиции, повышение уровня навыков стрессоустойчивости и саморегуляции психического состояния.


Задачи:
Активизация возможностей социально-образовательной среды для получения ребенком психологической помощи
Формирование основ здорового образа жизни воспитанников;
Формирование базовых предпосылок  творческого развития детей, стимулирование процесса саморазвития личности ребенка
Формировать положительное отношение к училищу, к учебе.



Разработчик
программы
Полякова В.В., педагог-психолог







Используемые методы и методики:
- релаксационный тренинг;
- арт-терапевтические техники;
- психогимнастические игры;
-упражнения, направленные на развитие произвольности;
-эмоционально-символический метод.

Оборудование:
«Веселые фонари-И» каскад фибероптических волокон с боковым свечением, струящихся вдоль прозрачной трубы:
зеркальный шар из золотых зеркал;
«Зебра – 50» миниатюрная световая пушка;
Проектор «Жар –птица»;
Пучок фибероптических волокон «Звездный дождь»;
Настенный фибероптический ковер;
Музыкальный центр;
Мат напольный – 4 шт;
Сухой душ «Разноцветные струи»;
Комплект потолка «Звездное небо»;
Музыка «Антистресс. Классическая музыка»


Ожидаемый результат:
Основными результатами проекта, в соответствии с его целями и задачами, должны быть следующие:
Овладение приемами саморегуляции
формирование рефлексивной позиции.
Приобщение детей к здоровому образу жизни; обеспечение условий для их максимального вовлечения в цикл развивающее-профилактических мероприятий, создание комфортных и безопасных условий отдыха кадет.



2. Принципы реализации программы
Принцип гуманизации – ориентация в системе ценностей.
Принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с возрастными познавательными возможностями обучающихся.
Принцип индивидуализации – учитывает психологические особенности обучаемых и воспитываемых детей.
Принцип наглядности – предполагает использование технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным. На занятиях используются: светящие предметы, создающие стойкий эффект релаксации.
Принцип результативности – обеспечивает соответствие целей образования и возможностей их достижения.

3. Направления реализации программы
В соответствии с задачами основными направлениями деятельности программы являются: психолого-развивающее, воспитательно-профилактическое, социально-поддерживающее, информационно-методическое.
Психолого-развивающее направление реализуется через комплекс занятий, проводимых один/два раза в неделю от одного до 4 месяцев. Сценарий проведения занятий представлен в приложении, в методическом комплексе программы
Социально-поддерживающее направление связано с формированием творческих и коммуникативных способностей.
Информационно-профилактическое направление (методический комплекс) направлено на обучение специалистов, участвующих в реализации проекта интерактивным психолого-педагогическим техникам ведения профилактической работы, обеспечение их методическими рекомендациями, типовыми программами и разработками профилактических мероприятий.

4. Механизм реализации проекта
Показанием для реализации Программы являются результаты диагностики превышающие допустимое значение для нормального развития по следующим критериям:
-негативное эмоциональное состояние
-тревожность
-агрессивность
-дезадаптация
Решением о прекращении реализации программы должно стать отсутствие превышающих показателей по вышеперечисленным диагностикам и наблюдениям педагогов и воспитателей.



5. Этапы реализации программы:
I этап. – Проведение диагностической работы по выявлению психологического состояния кадет(месяц):
-диагностика психоэмоционального состояния, личностных особенностей и работоспособности воспитанников (методика цветового выбора М.Люшера);
-изучение учебной тревожности (методика Филлипса)
-диагностика по методике «Самооценка психических состояний» ( Г.Айзенк);
-диагностика уровня агрессивности и враждебности по методике Басса-Дарки
-карта наблюдений Стотта для определения уровня адаптации
II этап – Участие в программе комплексного или индивидуального сопровождения (от одного до трех месяцев и более по результатам первичной и промежуточной диагностики).

6. Кадрово-методическое обеспечение программы

Для успешной реализации программы:
штатные единицы педагогов-психологов учебных рот.

7. Организационные формы реализации программы

В зависимости от целей и задач профилактики и направленности на адресное взаимодействие с целевыми группами детей и подростков:
-«Час психолога» занятие, реализуемое в течение одного часа в комнате разгрузки.
-Отдельный график занятий в рамках реализации плана мероприятий индивидуальных или комплексных психолого-педагогических программ сопровождения кадет.
-Выпуск и использование информационных профилактических материалов (памяток, плакатов, буклетов, визиток, слайд-шоу и т.д.).

8. Система организации контроля за ходом исполнения программы
Организация работы по выполнению Программы и контроль за ее реализацией осуществляется заместителем начальника училища по учебной работе.
Динамику вышеперечисленных показателей фиксируют в картах психолого -педагогического сопровождения кадета

9. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы не требует дополнительных бюджетных средств ФГКОУ КПКУ
Отзывы специалистов и ребят, ставших участниками апробации программы, говорят о своевременности, необходимости, эффективности и полезности данного программного комплекса.



ПРИЛОЖЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММЫ
«Инновационная профилактическая психологическая работа в условиях ФГКОУ КПКУ»

Занятие № 1.
Цель: обучение навыкам снятия мышечного напряжения, расслабления и мобилизации.
Процедура. «Кадеты, вы можете самостоятельно справляться с усталостью, тревогой, страхами, лучше выполнять контрольные работы, писать сочинения и т.д. для этого надо научиться владеть своим психическим состоянием, как это делают йоги.
Для начала надо понять, что такое напряжение. Сделайте вдох и начинайте сжиматься, напрягая одновременно руки, ноги, туловище, зубы, глаза и т.д. Во время счета до 10 вы будете сильнее напрягать все части вашего тела. Выдыхая воздух, расслабьтесь. Почувствуйте разницу напряжения расслабления. Повторите 23 раза. Займите удобную позу, закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание. С каждым вдохом выдох становиться длиннее.
Вы научитесь отдыхать за 5 минут. Перед контрольной работой такой отдых мобилизует, прочищает мозги. Сегодня и каждый последующий день Вы будете умнее, добрее, терпимее. Вы будете хорошо учиться. Даже если у вас что-то не получается вы упорны и настойчивы! Вы не отчаиваетесь, если получаете неудовлетворительную оценку. Не боитесь контрольных работ. Спокойно учитесь и знаете, что, в конце концов, у вас все будет в порядке. Повторяйте за мной: Я не боюсь плохих оценок. Я не боюсь контрольных работ. Я спокойно учусь. У меня все будет в порядке. Я буду учиться лучше. Повторите последнюю фразу и сожмите крепко кулаки. Потянитесь. Выдохните. Расслабьте пальцы рук. Откройте глаза».
Самоотчет. В конце занятия рефлексируют полученный опыт по схеме:
Раньше я...
На самом деле...
Скоро я

Занятие № 2. «Солнечный луч». Ребята тренируются в осознавании ощущений напряжениярасслабления. «Представьте себе, что солнечный луч скользит по вашему телу. Сейчас он находится в верхней части тела, освещает вашу голову. Медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча опускаются плечи, дыхание становится все спокойнее. Луч как будто формирует новую внешность спокойного, уверенного, удовлетворенного собой и своей жизнью. Ребята повторяют за ведущим: «Я человек! Я стал спокойнее, терпимее. У меня все будет хорошо!».
Самоотчет. В конце занятия рефлексируют полученный опыт по схеме:
Раньше я...
На самом деле...
Скоро я

Занятие №3. «Небо». Представьте, что сейчас летний день, и вы лежите на траве, ощущаете мягкость травы. Вы, лежа на спине, смотрите в небо: чистое, безоблачное, голубое. Созерцайте его какое- то время.
В поле вашего зрения появляется бабочка, и когда она пролетает над вами, вы отмечаете, какой она кажется невесомой и как красиво окрашены ее крылья. Вы наблюдаете, как она удаляется, исчезая из виду.
Теперь вы видите орла, парящего высоко в небе. Обращая на него взор, вы проникаете в голубую глубину неба.
Затем вы направляете взор еще выше. Теперь вы замечаете, что высоко в небе проплывает маленькое облачко. Наблюдаете за тем, как оно медленно растворяется.
Наконец перед вами безграничное небо.
Станьте небом нематериальным, бестелесным, всеобъемлющим. Будучи небом, почувствуйте, что у вас нет границ. Почувствуйте, что вы присутствуете повсюду, что вы всего достигаете и сквозь все проникаете.
Самоотчет:
Раньше я...
На самом деле...
Скоро я

Занятие № 4. “ Книга”
Упражнение также вырабатывает внутренние средства ролевой децентрации и выполняется индивидуально Представьте себя книгой, лежащей на столе (либо любым предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Сконструируйте в сознании внутреннее “самочувствие” книги - ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме этого, важно увидеть “глазами книги” окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно, потолок и т.п. Выполняйте упражнение 3-4 минуты. Вы почувствуете, как спадает внутреннее напряжение, и вы перейдете в “мир иных измерений”, можно сказать, в видимый “параллельный мир” с реальным существованием предметов по своим законам. Таким же образом можно организовать психологическое “путешествие” внутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет ситуации.
Самоотчет. В конце занятия рефлексируют полученный опыт по схеме:
Раньше я...
На самом деле...
Скоро я

Занятие № 5. «Куст роз». Ведущий просит ребят устроиться удобно, закрыть глаза, войти в свое пространство, представить себя кустом роз. В качестве подсказок можно задать следующие вопросы. Какой ты куст роз? Ты очень маленький? Ты большой? Ты пышный? Ты высокий? На тебе есть цветы? Если есть, то какие (они не обязательно должны быть розами)? Какого цвета твои цветы? Много пи их у тебя или только несколько штук? Полностью ли распустились твои цветы или у тебя только бутоны? Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки? Как выглядят твои корни? Или может быть у тебя их нет? Если есть, какие они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие пи они? Есть ли у тебя шипы? Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне? В огороде? За городом? Среди океана? Находишься ли ты в каком-нибудь сосуде или растешь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт? Ты снаружи или внутри чего-либо? Что окружает тебя? Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве? Есть пи там деревья? Животные? Люди? Птицы? Есть ли вокруг тебя что-нибудь наподобие изгороди? Если да, то на что это похоже? Или ты находишься на открытом месте? На что это похоже быть кустом роз? Как ты поддерживаешь свое существование? Кто-нибудь ухаживает за тобой? Какая погода сейчас:
благоприятная или нет?
Самоотчет. В конце занятия рефлексируют полученный опыт по схеме:
Раньше я...
На самом деле...
Скоро я
Занятие № 6.
«Представь обидчика... Подумай: «Что тебе нравится в нем? Почему он так важен для тебя? Прости его. Скажи ему, что ссора для тебя была очень обидной. И ты жалеешь, что обидел (мне жаль, что так произошло) и хочешь восстановить мирные отношения с ним...»
«Я это я, и это замечательно, ты это ты, и это замечательно».
Самоотчет.
Домашнее задание. Сделать записи в дневнике эмоций.

Занятие № 7.
«Маяк». Представьте, что вы плывете на небольшом корабле в море. Бушует шторм, дождь заливает палубу. Корабль поднимается и опускается на волнах, его раскачивает из стороны в сторону, кругом кромешная тьма.
Почувствуйте качку корабля, услышьте вой ветра, ощутите на лице холод дождя и ветра, смотрите на ночное штормовое море. Почувствуйте, как устали у вас руки и как трудно вам управлять штурвалом.
Внезапно вы видите вдалеке яркий свет. Это маяк. Его неподвижный сияющий луч служит вам проводником в ночи. Вы с облегчением приветствуете эту помощь. Теперь вы знаете, куда направить корабль. Сосредоточьтесь на маяке и представьте его свет, который льется во все стороны, чтобы помочь сбившимся с пути и указать путь всем нуждающимся. Свирепствует шторм, воет ветер, хлещет дождь, ночь темна. Но маяк стоит, излучая свет и силу. Никакая буря не сокрушит его.
Через некоторое время дайте этому представлению исчезнуть, оставив после себя ощущение сверкающей силы.
Самоотчет.
Домашнее задание. Сделать записи в дневнике эмоций.

Занятие № 8.
«Корабль». Представьте большой корабль, который отчаливает от берега. Ветер наполняет его паруса, и он движется в открытое море.
Живо представьте, как вздымаются паруса, и как нос корабля рассекает волны. Почувствуйте движущую силу ветра и услышьте шум волн.
Теперь представьте себя на корабле. Вы у штурвала. Перед вами открытое море. Вода искрится на солнце, и вы едва различаете далекую линию горизонта, где сходятся море и небо.
Вы ощущаете запах моря и бьющий в лицо ветер. Руками вы чувствуете деревянную поверхность штурвала.
Вы поворачиваете штурвал то вправо, то влево, ощущая свою власть над кораблем. Сосредоточьтесь на своей способности направлять корабль в любом направлении. Управление им не требует от вас усилий и каждое ваше решение тотчас воплощается в действие. Вы чувствуете, что корабль вам подвластен. Осознайте это ощущение власти, господства, выявляя различные его оттенки, а затем пусть образ угаснет.
Самоотчет.
Домашнее задание. Сделать записи в дневнике эмоций.


Занятие № 9. «Моя будущая профессия»
Фаза напряжения. «Сядьте, вдыхая, начинайте сжимать все части тела одновременно (втянуть шею, зажмурить глаза, сомкнуть челюсти, руки прижать к груди, кулаки сжать, ноги подтянуть к животу, пальцы ног сжать), задержите напряжение и дыхание, считая до десяти.
Фаза расслабления. «Выдыхая воздух, специально не прикладывая никаких усилий, постепенно расслабляете напряженные части тела».
Между вдохом и выдохом небольшая пауза. Упражнение можно повторить 23 раза.
Фаза визуализации. Участники занимают удобную позу для расслабления. Ведущий рисует картину будущего человека, ведущего здоровый образ жизни. Акцентирует внимание на важности правильного принятия решения в своей жизни.
Примечание: ведущий не заставляет принять правильный выбор, а стимулирует сделать свой выбор.
Самоотчет.
Домашнее задание. Сделать записи в дневнике эмоций.

Занятие № 10. «Убежище».
Участники устраиваются удобно, принимают расслабленную позу и закрывают глаза. Ведущий произносит; Представьте себе, что у вас есть убежище, в котором вы сможете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы это место реально существовало. Например, представьте себе хижину в горах или лесную долину, о которой никто кроме вас не знает, мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку, играть, разговаривать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение Дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть.
Самоотчет.
Домашнее задание. Сделать записи в дневнике эмоций.

Занятие № 11. «Музыкальная импровизация» без текста. Свободные ассоциации. Обсуждение
Самоотчет.
Домашнее задание. Сделать записи в дневнике эмоций.

Занятие №11.
«Позитивное мышление». Сядьте поудобнее, положите руки на верхнюю поверхность бедер и расслабьте плечи (10 сек.). Закройте глаза. Представьте себе, что Вы идете через красивую спокойную местность. Вы видите зеленые луга и мирно пасущихся животных. Вы подходите к маленькому озеру, видите на берегу скамейку. Вы садитесь на нее и прислушиваетесь к плеску воды. Вы сидите в спокойном месте. В Вас проникает покой. Вы чувствуете его в себе и вокруг. Вы говорите себе: «Я совершенно спокоен». достаточно, если Вы тихо произнесете эту фразу про себя или просто представите себе, что Вы совершенно спокойны (20 сек.) Вы все еще сидите на скамейке совершенно спокойно и расслабленно. Вы думаете об учебе в училище. Вы знаете, что у Вас есть способности к учебе, и Вы можете положиться на себя даже в трудной ситуации. Почувствуйте, что Вы все можете; «Я могу положиться на себя». Когда Вы так сидите, спокойно и уверенно, Вы твердо знаете, что Ваша учеба в будущем будет успешной
Скоро установятся хорошие отношения с близкими людьми. Вы умеете теперь устанавливать хорошие отношения с окружающими. Вы думаете о своих планах и говорите себе: Я все сделаю. Вы ощущаете покой и уверенность. Вы уходите полными уверенности в себе. Вы наслаждаетесь чувством покоя, уверенности и безопасности. Вы говорите про себя: Я все могу. Теперь потянитесь, глубоко вдохните и выдохните. Откройте глаза. Вы спокойны, полны уверенности в себе, и Ваша учеба, конечно же, будет успешной. Скажите себе: «Я сделаю все, чтобы моя жизнь стала замечательной»



Литература
Антипов В.В. психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. – М., – 2004. – 174 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика тувинского народа. – Кызыл- 2009. – 212 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. -2001. – 240 с.
Дендеберя Е.В. как поднять самооценку. Серия «психологический практикм». Ростов н/Д. – 2003 г. – 352 с.
Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова. – М., 2000. – 192 с.
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - Санкт-Петербург., 2000. – 150 с.
Майорова.Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе, пособие для классных руководителей / под ред. Н.П.Майровой, СПб, «Образование-Культура», 2002 г. – 288 с.
Ондар Л.М. Национальное самосознание личности: монография / Л.М. Ондар. – Абакан. 2009. – 172 с.
Преподавание психологии в школе, 3-11 классы: Учеб.метод. пособие /Под ред. И.АВ. Дубровиной. - Воронеж. - 2007. – 800 с.
Психология. Учебное пособие: 5 класс /А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М., 2007. – 240 с.
Психология. Учебное пособие: 6 класс /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М., 2007. – 240 с.
Психология, 7 класс: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М., 2008. – 248 с.
Психология, 8 класс. Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М., 2008. – 272 с.
Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги и социальные навыки / В.А. Родионов. - Ярославль. - 2001. – 224 с.
Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. / Г.У.Солдатова. - М. - 2000.–112 с.
Самоукина И.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. Ярославль. - 2002. – 208 с.
Сартан, Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. – М. - 2002. – 128 с.
Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М. - 2000. – 272 с.
Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М. - 2004. – 144 с.
Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М. - 2001. - 240 с.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 1,2,3.4ч. / К. Фопель. - М. - 2001. – 160с.
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М. - 2001. – 280 с.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115