Способы психологической и физической разгрузки для снятия утомления


Способы психологической и физической
разгрузки для снятия утомления
Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. Утомление — это «функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление.В качестве факторов, предрасполагающих к возникновению утомления, выступают: нарушение рационального режима труда, отдыха и питания; длительные перерывы между работой (профессиональная дезадаптация); остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни; недостаточное физическое развитие; наличие вредных привычек; недостаточный уровень физической подготовленности и т. д.
Упражнение « Настроение»
Как снять осадок после неприятного разговора с кем-либо? Впереди еще несколько уроков, и необходимо сохранить внутреннее спокойствие и работоспособность. На перемене сядьте в учительской, возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуйте представить себе, что вы переносите на бумагу ваше тревожное настроение, как бы материализуя его. Важно при этом выбрать цвет в полном соответствии с вашим настроением. А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.Ваше эмоционально неприятное состояние исчезнет, оно перейдет в рисунок и будет уничтожено вами. А теперь, успокоившись, идите на урок.
Упражнение «Внутренний луч»
Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.
Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”
Эти упражнения взяты из американской системы арт-терапии Натали Роджерс и адаптировано для педагогической деятельности.
Эти психотехнические упражнения можно выполнять в учебном кабинете, в учительской перед уроком или сразу же после его окончания, по дороге домой, в транспорте, в лифте. Вы почувствуете, что быстро отдохнули, если примените одно-два таких упражнения.
Оптимальный двигательный режим школьников
Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели года.
Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащиеся младшего школьного возраста является возможность выполнять от 6 тысяч до 48 тысяч движений в сутки. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физической культуры, динамические паузы, прогулки и т.д.
Физические упражнения и, прежде всего, движения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
Мы предлагаем несколько различных гимнастических комплексов упражнений, которые можно предложить учащимся на переменах, физминутках, во время перерыва между выполнением домашнего задания.
Комплекс гимнастики для глаз.
Основной период развития зрительных органов начинается с двенадцати лет. В этом возрасте происходит сильная нагрузка на глаза ребенка во время проведения школьных уроков. Поэтому необходимо снимать глазное напряжение.
Гимнастика для зрения для школьников – это самый лучший и эффективный выход. Проводить ее можно как во время перемены в школе, так и домашних условиях. Желательно делать зарядку для глаз на большой перемене, которая длится не менее десяти минут. Также можно немного сократить количество упражнений. Даже пять минут будет вполне достаточно для того, чтобы глаза отдохнули.
«Мотылек». Быстро и легко моргать глазами. Это расслабляющее движение выполнять после каждого упражнения
«Стрельба глазами». Отводить глаза до упора влево и вправо (8-10 раз)
«Заборчик». Поднимать глаза вверх и опускать вниз
«Совёнок». Вращать глазами по часовой стрелке, рисуя на стене максимально возможный круг. То же, против часовой стрелки
Оптическое голодание (пальминг). Обопритесь локтями на стол, легко прикройте глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. При этом пальцы перекрещиваются на лбу, а основание ладоней касается скул. Каждая ладонь как бы образует купол над глазом, и ее середина находится над зрачком. Расслабить тело. Сделать несколько движений зрачком. Сделать несколько глубоких выдохов. Представить, что Вы смотрите на черный бархат. Можно выполнять под музыку.
«Восьмерка горизонтальная» Повесьте на стену лист бумаги с горизонтально нарисованной восьмеркой и совершайте движения по ее контуру последовательно в обе стороны
«Глаз и палец» Медленно поднесите указательный палец, не сводя с него глаз, к кончику носа, затем отведите палец от носа, сопровождая его взглядом. Поморгайте и выполните обратное движение
«Светофор» Для его выполнения необходимо поочередно закрывать сначала один (левый), а затем второй (правый) глаз. Затем следует подвигать глазами вверх и вниз.
Для расслабления глаз можно выполнять такие упражнения: зажмуриться на пять минут, а потом открыть. Это действие повторить десять раз.
Еще одно эффективное занятие – посмотреть на переносицу, а затем прямо. Также посмотреть влево, вправо, вверх и вниз. Такие действия очень хорошо снимают усталость и напряжение глаз.

Следует помнить о том, что каждое упражнение необходимо делать не менее восьми раз, дабы достигнуть ожидаемого результата.
Во время маленькой перемены школьники могут не бегать, а играть в игры, которые снимают глазную усталость. Например – это игра  “Попробуй меня переглядеть“. Ее суть заключается в том, что ученики (по двое) садятся друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, и пытаются не моргать. Кто первый моргнул, тот и проиграл. Чем дольше ребенок продержится, тем эффективнее будет результат.

Дыхательная гимнастика.
Кислород участвует во всех процессах, которые проходят внутри человека. Особенно опасно, когда дефицит в питании ощущает именно детский организм. Потому что он активно растет и развивается.
Дыхательные упражнения для школьников несут несколько важных функций. Во время проведения подобной гимнастики организм успокаивается, насыщается кислородом, обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются. Благодаря дыхательным упражнениям школьники быстрее растут и правильно развиваются. Регулярное выполнение таких комплексов помогает школьникам избежать и противостоять стрессам, подготовиться к экзаменам и занятиям, спокойно справляться с учебной нагрузкой.
Прежде чем проводить комплекс дыхательных упражнений, необходимо правильно подготовить помещение. Комнату перед занятиями лучше всего проветрить в течение нескольких минут. Идеальным будет проведение таких дыхательных передышек на улице или во время физкультурного занятия. Дети должны быть в удобной одежде, которая не сковывает дыхание, почти все упражнения проводятся стоя или сидя на стуле, поэтому пол должен быть ровным.
Поначалу могут возникнуть трудности, но учитель должен следить за состоянием школьников, подсказывать им и одобрять действия. Ведь только в благоприятной и дружественной атмосфере дети смогут расслабиться и полностью включиться в выполнение упражнений. Учитель должен вначале показать и рассказать принцип выполнения, предупредить, что все упражнения выполняются в темпе, который более комфортен для школьника. Необходимо за проведенное занятие подойти к каждому ребенку. Чтобы проконтролировать правильность выполнения, преподаватель кладет руку на грудную клетку ребенка и контролирует его дыхание. Если оно слишком глубокое или делается неправильно, то нужно сразу поправить и вновь следить за выполнением упражнения. Детям необходимо постоянно напоминать, чтобы они дышали именно через нос, потому что это будет наиболее эффективно.
Комплекс дыхательной гимнастики № 1.
Первое упражнение проводится сидя. Школьник должен производить мелкие дыхательные движения, при этом в грудной клетке должно появиться ощущение, что не хватает кислорода. Упражнение длится около 10 минут, если возникли трудности, то можно сделать более глубокий вдох. За это время организм испытает кислородную недостаточность, а затем даже с короткими и неглубокими движениями будет поступать достаточная порция.
Вторым упражнением можно сделать следующее: на счет 1,2, 3 дети должны вдохнуть, а выдыхают они на 4 счета, затем опять вдыхают на 1,2, 3,4, а выдыхают на 1,2, 3,4 и 5. Вдох при этом короче выдоха. Постепенно количество вдохов доводят до количества лет школьника, а по достижении этой цифры учитель начинает обратный отчет, тогда выдох укорачивается.
При правильном и регулярном проведении данных упражнений наступает улучшение кровоснабжения мозга, что приводит к лучшей умственной работе, также увеличивается объем легких школьника, что позволит ему в дальнейшем выполнять не только умственную, но и физическую работу. Для развития всех дыхательных мышц правильным будет включить упражнения, направленные на развитие как брюшного, так и грудного дыхания. При этом дети должны самостоятельно себя контролировать, положив руку на грудь, а затем при выполнении брюшного комплекса — между нижними ребрами.
Последним станет простое упражнение на кратковременную задержку дыхания, которое может продолжаться несколько секунд. В начале школьник делает 3 глубоких вдоха и выдоха, а затем задерживает дыхание на несколько секунд.
После такого упражнения замечательно укрепляется сосудистая система ребенка.
Комплекс дыхательной гимнастики № 2.
Упражнение для брюшного дыхания: делается глубокий длительный вдох и без задержки дыхания - выдох. На выдохе живот втягивается. Это упражнение не только развивает мышцы, участвующие в дыхании, но и мышцы живота, улучшает перистальтику кишечника и особенно полезно для людей страдающих излишним весом.
Упражнение для грудного дыхания: на вдохе разворачиваются плечи, грудь, голова поднимается, живот втягивается. Выдох - всё происходит в обратном порядке.
Упражнение на задержку дыхания. Задержка дыхания на выдохе называется "апноэ". Развивать апноэ следует от 15 до 60 секунд постепенно. Упражнение выполняется сидя, обязательно с соблюдением всех требований к правильному положению осанки. При выполнении упражнения сначала делается глубокий вдох, а затем выдох и фиксируется время задержки дыхания. Каждые пять секунд учитель объявляет, сколько времени прошло. Ученик, закончив выполнение упражнения фиксирует время задержки дыхания.
Упражнение "Ушки".
 Покачивание головой, как будто кому-то говорят "Ай-ай-ай, как не стыдно!" Плечи и туловище во время движений неподвижны. Правое ухо движется к правому плечу, левое - к левому.
Упражнение "Малый маятник".
 Кивки головой вперед назад, на каждый кивок вдох. "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?" Очень важно в момент вдоха заставлять ноздри соединяться.
Упражнение "Кошка".
 Повторять движение кошки, которая крадётся, чтобы схватить воробья чуть-чуть приседая, поворачиваясь, то направо, то налево. При этом тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись.
Упражнение "Вращение шеи"
Дышать глубоко, плечи расслабить, голова опущена вниз, медленно вращать головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Подбородком делать небольшие круговые движения. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
Упражнение "Сова"
Схватить и плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Повернуть голову и посмотреть назад через плечо. Вдохнуть глубоко и развернуть плечи. Посмотреть через левое плечо и распрямить плечи. Опустить подбородок на грудь и глубоко вдохнуть, расправляя мышцы. Повторить то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.
Чтобы укрепить осанку и способствовать ее правильному формированию, необходимо выполнять комплекс упражнений.
Ребенок ложится на живот, руки вытянуты перед собой, ноги ровные. Затем одновременно поднимает руки и ноги вверх, прогибаясь в пояснице, при этом тело опирается на живот, грудную клетку и таз. В таком положении необходимо на секунду задержаться и вернуться в начальное положение. Упражнение повторяется 5 раз.
Ребенок ложится на пол, животом вниз, ладошки рук опираются об пол. Плавно поднимает голову вверх и старается потянуться вперед, прогибаясь в пояснице, не отрывая рук от пола. В конце упражнения голову опустить на руки и расслабиться. Упражнение выполнять 5 раз.
Нужно согнуть руки в локтях, кисти как можно больше приблизить к плечам, при этом большой палец должен касаться плеча. Пальцы рук следует развести в напряженном состоянии, а локти плотно прижать к туловищу. Голову нужно держать прямо, а грудную клетку немного приподнять. Далее, согнутые руки в локтях, медленно поставить перед собой и опустить на них голову, при этом расслабиться. Повторять не меньше 5 раз.
Ребенок складывает ладони, подносит руки к подбородку, выпрямляет их перед собой и разводит в стороны, переворачивая ладони наружу (как будто плывет). Затем сгибает руки в локтях перед собой, опускает на них голову и расслабляется. Повторять упражнение нужно 5 раз.
Ложитесь на спину, поднимите обе ноги на 45 градусов и выполняйте движение, как будто крутите педали велосипеда. После 10 вращений опустите ноги на пол и передохните 5 секунд. Данное упражнение выполняем около 10 раз.
Ребенок, лежа на спине, руки располагает по швам. Ноги держит вместе и медленно приподнимая над полом, разводит в стороны после чего скрещивает и снова разводит (ноги должны быть прямыми). И так 10 раз. После этого опускает ноги на пол и отдыхает несколько секунд. После перерыва снова повторить упражнение. Выполнять до 10 раз.
Во время выполнения упражнений важно следить за дыханием, оно должно быть равномерным и по возможности спокойным.
Когда ребенок находится дома и выполняет домашнее задание, родители должны проследить за тем, чтобы он делал 15-минутные паузы (каждый час), во время которых можно проделывать по несколько упражнений приведенных выше. Или изменять положение тела минут на 10. Например: стать на стул коленками, предплечьями опереться о стол, положить на них голову и максимально расслабить спинные мышцы.
Упражнения для формирования правильной осанки стоя
Начните комплекс упражнений с ходьбы на носках, но на голову поместите небольшую подушечку или книгу. Небольшой груз на голове заставит вас удерживать голову прямо, а спину держать ровно. Походите так 2-3 минуты по комнате.
Ходьба в полуприседе с палкой. Палку поместите сзади на лопатки и слегка присев походите в так 1-2 минуты.
Встаньте прямо, руки отведите назад и сцепите их в замок у себя за спиной. Отведя руки назад, прогнитесь в спине. Повторите от 5 до 10 раз.6 упражнение
Стоя на полу на коленях, обопритесь о пол руками. Руки расположены на ширине плеч друг от друга, колени слегка расставлены. Одновременно поднимите правую руку и левую ногу вверх-вперед – вдох. Возвращаясь в исходное положение, сделайте выдох. То же самое проделайте, но с другой рукой и ногой. Повторите от 5 до 10 раз.
Встаньте перед стулом прямо, ноги находятся на расстоянии двух шагов. Положите руки на спинку стула и прогнитесь считая про себя до трех в позвоночнике. Вернитесь в начальное положение. Дышите в своем ритме. Повторите от 5 до 10 раз.
Упражнения у стены.
Попросите ребенка стать спиной к стене (без плинтуса!) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь.
Пусть ребенок, не меняя этого положения:
— сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;
— присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;
— стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;
— поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.
После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.
Упражнения с предметами.
Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200—300 граммов, наполненный солью или песком.
Стоя у стены, мешочек на голове:
— пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;
— отойдя от стены, но сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть «по-турецки», встать на колени и вернуться в исходное положение;
— стать на скамеечку и сойти с нее 15—20 раз.
Упражнения на укрепление свода стопы.
Плоскостопие – уплощение свода стопы и ее деформация. Если мышцы не нагружать они слабеют и в приподнятом положении стопу не поддерживают. Подошва стопы имеет продольную и поперечную поддерживающую структуру. Когда функции этих структур ослабевают, появляется плоскостопие.
Любая гимнастика для ног направлена на укрепление мышц ног и ступней. Такие упражнения обычно растягивают мышцы ног, и следовательно, уменьшают проблему плоскостопия.
Человек стоит, при этом ноги поставлены на ширину плеч. Обе руки лежат на уровне талии. Сначала весь вес перенести на пятки, затем на носочки. И так делать по кругу. Упражнение делается плавно, без резких движений. Повторять его не менее 15 раз.
Здесь понадобиться удобный стул. Сесть на стул, спину держать прямо, не сутулясь и не прогибаясь. Поставить руки сзади на сиденье с обеих сторон по бокам. Перенести вес на руки, ноги поднять на уровень стула. Стопы и пальцы на них нужно вытягивать, а потом, наоборот, сгибать. Повторять данное упражнение не менее 15 раз.
Продолжая сидеть на стуле, руки держать в том же положении, поставить ноги рядом друг с другом, одну ногу приподнять, приблизить к другой ноге, стопу первой поставить на голень второй, при этом делать возвратно-поступательные движения по голени. Затем ноги чередовать.
Принять положение стоя, руки на поясе, ноги поставить вместе. Подняться на носки, при этом развести пятки так, чтобы они не касались друг друга. Постоять так не менее 10 секунд, затем принять первоначальную позу. Повторить не менее 10 раз.
Взять швабру или любую другую круглую деревянную палку. Положить ее на пол, Диаметр ее должен быть достаточен для того, чтобы по ней можно было идти. Ходить по ней небольшими шагами так, чтобы пятки и носки свисали с нее, а середина стопы была на ней.
Встать на пол, ноги поставить вместе, руки на уровне пояса, перекатывать всю массу тела с внутренней части ступней на наружные, и наоборот. Делать медленно, стоять в каждом положении по 5-10 секунд.
Сесть на стул. Ноги вытянуть вперед, руки поставить назад на сиденье, делать вращательные движения пальцами в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.
Сидя на стуле, руки сзади тела поставить на стул, ноги нужно согнуть в коленях. Попробовать поставить стопы таким образом, чтобы касаться поверхности пола пятками и пальцами, одновременно обеими ногами. При этом самими ногами делать движение вперед-назад.
Стоя на полу, начать ходьбу на месте. При этом постоянно перемещать вес тела с пяток на носки, задерживаясь в каждом положении на несколько секунд.
Специальные упражнения можно чередовать с общеразвивающими, так как плоскостопие способно развиваться у физически слабых людей. Для взрослых упражнения при плоскостопии направлены на поддержание правильного положения свода подошвы, а также в качестве профилактики плоскостопия. Детям, упражнения помогают корректировать свод стопы.
Упражнения при плоскостопии выполняются в любых положениях, босиком или в тонких носках. При индивидуальных занятиях проводимых дома, необходимо выполнять 4-7 специальных упражнений, повторяемых по 7-10 раз. Если гимнастика проводится перед отходом ко сну, она должна закончиться обмыванием голени и стоп прохладной водой с использованием массажа на заключительной стадии.
Специальные упражнения подходят взрослым и детям
 
Одно из лучших упражнений для плоскостопия – прокатка полотенца. Это упражнение включает в работу только пальцы ног. Оно помогает восстановить работу мышц, которые отвечают за свод стопы, и создает естественную арку. Приняв удобное сидячее положение, ноги стоят на полу, и колени повернуты на 90 – градусный угол. Толстое полотенце помещается на переднюю часть ног так, чтобы пальцы обеих стоп полностью находились на полотенце, затем полотенце разворачивается в противоположенную сторону от тела и возвращается в исходную позицию.
Сидя, ногой катать предметы овальной или круглой формы.
Сидя, пальцы ног нужно крепко сжать, затем разжать. Упражнение нужно исполнять до возникновения давящих ощущений в подошве.
Ноги опустить и опереться на пятки, при этом носки подняты и выполняют круговые вращения. Чтобы легче исполнять упражнение можно в воздухе писать буквы и цифры. Упражнение выполнять десять раз, после чего положение меняется и теперь уже круговое движение выполняют пятки, а носки находятся на полу.
Ноги вытянуты, пальцы расставлены так, чтобы напоминали веер. В таком положении их необходимо продержать несколько секунд и расслабить. Таким образом, лодыжки, пятки, икры, ноги растягиваются.
В коленном суставе нога выпрямляется, и вытянутый носок выполняет попеременное движение на себя и от себя.
Сидя, скрестить прямые ноги и чуть приподняв, нажать покрывной ногой нижнюю, а затем поменять расположение ног.
Упражнение с перемещением предметов. Расположив на полу несколько различных предметов, или кусочки материи, нужно собрать их пальцами ног и сложить в миску или корзину. Затем сменить ногу и проделать то же самое. Упражнение можно слегка изменить: собираемые предметы не складывать, а бросать.
Захватив предмет пальцами, например карандаш, проходить 35-45 секунд.
Сидя на стуле, подошвами ног раскатывается отрезок пластиковой или деревянной трубки.
В таком же положении, мяч поместить между стопами и поочередно его сдавливать.
Стоя на наружной стороне стоп, выполняются повороты.
Приподнимание на мысочках.
Стоя на внешнем крае стопы, пальцы сжимаются и разжимаются.
Прыжки на пальцах.
Приседания или полуприседания без отрыва пяток от пола. Выполнив упражнения несколько раз сменить условия – без отрыва носок.
Стоя, руки находятся на поясе и выполняются перекаты с носка на пятку и наоборот.
Благоприятно влияет хождение на пятках с максимальным поднятием носка и хождение на носках с поднятием пяток, а также поочередное передвижение на внешних, а затем на внутренних сводах стопы.
Ходьба на носочках с максимальным поднятием колен.
Шаги выполняются в полуприседе, а ноги волочатся по полу.
Ходьба босой подошвой по камням, песку, дробной гальке, траве весьма полезна Чтобы детям было более интересно выполнять упражнения их нужно превратить в игры.
Играя с другом или домашним животным в перетягивание каната, используя только пальцы ног.
Для этого упражнения можно привлечь группу людей устроив соревнования. Оставив на плоской поверхности кучу различных мелких предметов, грецкие орехи, небольшие камни, шарики, установить таймер и соревнуясь, пальцами ног их собирать.
Можно совершать прогулку вдоль бревна.
Чтобы укрепить свод подошвы, полезно, босыми ногами лазить по канату и специальной лестнице, топтать поверхность неровной доски.
Сидя на полу, ребенок выпрямленными ногами имитирует круговые движения мельницы.
Все перечисленные выше упражнения полезны. Они усиливают различные виды мышц. Такую гимнастику необходимо сделать привычным и каждодневным занятием. Систематическое выполнение упражнений снижает уровень различных заболеваний.
Комплекс кинезиологических упражнений
Комплекс кинезиологических упражнений развивают:
мозолистое тело;
повышают стрессоустойчивость;
синхронизируют работу полушарий;
улучшают мыслительную деятельность;
способствуют улучшению памяти и внимания.
Дозировка
Кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
1.ускорение темпа выполнения;
2.выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
3.подключение движений глаз и языка к движениям рук;
4.подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
«КОЛЕЧКО». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний. Проба выполняется в прямом ( от указательного пальца к мизинцу) и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«ЗМЕЙКА». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
« УХО-НОС». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой- противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук « с точностью до наоборот».
« ЛЕЗГИНКА». Левую руку сложите в кулак, большой палец оставьте в сторону, кулак , большой палец оставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 608 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак; ладонь распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом-левой, затем двумя руками вместе. Дозировка: 8-10 раз.
«ДОМИК». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.