Обобщение опыта работы Профессионально ориентированное обучение — важный фактор формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Дубова Галина Николаевна
учитель МКОУ «Малобичинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Ишимский муниципальный район
Профессионально ориентированное обучение - важный фактор формирования мотивации в обучении иностранным языкам.
Иностранный язык сегодня осознаётся как фактор «социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества». Поэтому нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе её профессиональному становлению. Иностранный язык, призванный заложить основы иноязычного общения, помогает ориентировать школьников в огромном мире профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности ученика. Причины, которые побудили меня задуматься о профессионально ориентированном преподавании следующие:
Во-первых, « обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта». Следовательно, можно утверждать, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности обучающегося.
Во- вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности обучающегося.
В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного предмета с предметами естественно-научного, физико-математического и гуманитарного циклов.
Средствами иностранного языка можно решать следующие задачи:
- развитие индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей и интересов (в том числе и профессиональных), которое осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающегося;
- расширение общеобразовательного кругозора школьников через ознакомление их с культурными ценностями страны изучаемого языка, с достижениями в различных областях науки и техники;
- воспитание у детей трудолюбия, настойчивости, активности, сознательности мысли и действий через активное включение его в деятельность иноязычного общения;
- совершенствование учебных умений школьников работать с книгой, со словарём, со справочной литературой, аннотировать и реферировать иноязычные тексты, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования;
- формирование у обучающихся специфических коммуникативных умений, например: вступать в беседу и вести её, принимать и решать определённые коммуникативные задачи, необходимые в любой профессиональной деятельности.
Как и любая деятельность, профессионально ориентированное обучение имеет свои проблемы и противоречия. Как известно, отношение к предмету складывается из двух компонентов: интереса к нему и его значимости. Проведённые социологические исследования выявили, что самое высокое место в плане интереса к нему и осознание его значимости иностранный язык занимает на начальной ступени обучения. В 8 классе этот уровень доходит до особо низкой, критической точки. В старших классах наблюдается некоторое их повышение. Важной причиной резкого снижения уровней значимости и интереса к нему является тот факт, что изучение иностранного языка у школьника, как правило, не окрашено личностным смыслом. Многие учащиеся не видят перспектив его использования в будущем. Поэтому учителя иностранного языка ищут пути формирования положительного отношения к иностранному языку, показывая его важность и значимость. Профессиональное намерение как перспектива может явиться мотивом учения, в основе которого лежит потребность в приобретении знаний, необходимых человеку данной профессии.
Изучение любой темы в программе по английскому языку является профессионально ориентированным, но более значимы темы, непосредственно связанные с профессиями, их характеристиками, востребованностью. Преподавание английского языка в Малобичинской СОШ начинается с 5 класса и ведётся по учебнику В.П.Кузовлёва.
Уже в 6 классе ребята осваивают тему: «Кем ты собираешься быть?». Наряду с формированием общеучебных знаний, умений и навыков, дети знакомятся с профессиями, требующими тех или иных навыков, учатся говорить о важности, пользе, опасности, трудности различных профессий, расспрашивают друг друга о работе родителей. Итогом такой деятельности может быть презентация «Профессия моей мамы» или «Профессия моего папы». Дети с удовольствием выполняют презентации, одновременно совершенствуя свои навыки работы на компьютере.
В 7 классе ребята стараются найти свой идеал, изучая тему: «У тебя есть пример для подражания?» Знакомясь с биографиями известных людей, учащиеся выделяют такие важные для любой профессии качества как работоспособность, трудолюбие, самоотверженность, смелость, благородство, участие в благотворительности и пишут сочинения о своём кумире, идеале, герое – известных спортсменах, певцах, актёрах и т.д.
В 9 классе, когда вопрос о выборе профессии стоит на одном из первых мест, изучается тема: «ШколаЧто потом? Здесь средствами воздействия служат примеры из периодической печати и художественной литературы, личный опыт, опыт родных и знакомых, телепередачи, высказывания великих людей, встреча с людьми, побывавшими за границей в качестве туристов. Особое внимание обращается на профессии, где знание иностранного языка является обязательным. Это следующие профессии: переводчик, стюардесса, дипломат, журналист, менеджер, торговый агент, секретарь-референт, администратор офиса, гид, агент по туризму, программист, учитель иностранного языка и другие. В данном случае на уроке я уделяю большое внимание заполнению различного рода бланков – при устройстве на работу, при выезде за границу заполнение таможенной декларации, вступление в общество друзей по переписке и развитию навыков диалогической речи, предлагая ролевую игру «Устройство на работу», где кроме специальной лексики нужно употреблять фразы речевого этикета.
В выпускном 11 классе обучающиеся знакомятся с темой: «Изобретения». Одновременно с совершенствованием английских времён они приобретают умение рекламировать новый прибор, гаджет. На этом этапе особая роль отводится интонации. Учащиеся пробуют себя в роли рекламных агентов. Изюминкой работы на заключительном этапе является проект «Моё изобретение». Группам предлагается представить проект изобретения, приложив к нему инструкцию по эксплуатации. Так в прошлом году учащиеся 11 класса предложили свои варианты электрического чайника и мобильного телефона, кресла парикмахера, компьютера-микроволновой печи и др.
Используя деятельность с элементами креативности на уроках английского языка, я добилась устойчивого интереса многих учащихся к предмету и осознание ими его значимости. За последние три года я подготовила трёх победителей муниципального этапа олимпиады по английскому языку, и один обучающийся был дважды участником регионального этапа олимпиады. Выпускники 9 и 11 классов выбирают английский язык в качестве ЕГЭ. Один выпускник успешно обучается в Тобольской педагогической академии на факультете «переводчик» на 4-ом курсе, другая ученица поступила в Сургутский университет на лингвистический факультет. Выпускники выбирают и другие специальности, требующие знания английского языка, они легче адаптируются в обществе и могут быть конкурентоспособными.
Овладение иностранным языком – это всегда труд умственный и физический, систематический и упорный. Приучая школьника активно работать на уроках, регулярно и добросовестно выполнять домашние задания, мы вырабатываем у него привычку трудиться. Развивая познавательный интерес в учебном труде, мы закладываем основы заинтересованного отношения ученика к любой будущей профессии, основы творческого отношения к труду вообще. Знание иностранного языка может способствовать политехнизации обучения за счёт профессионально ориентированного обучения. Уроки иностранного языка могут готовить учащихся к выбору профессии, если учитель раскроет значимость иностранного языка для различных специальностей.
Литература
Кузовлев В.П., Коростелев В.С., Пассов Е.И. (г. Липецк)
Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества. Ж. Иностранные языки в школе №4, 1987г.
Кузовлева П.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе №4, 1986г.
Лазаренко Т.М. (г. Курган). Профильно ориентированное обучение в школе. Ж. Иностранные языки в школе №4, 2001г.
Малышева А.Н. (г. Москва). Профессионально ориентированное преподавание иностранного языка в общеобразовательной школе. Иностранные языки в школе №1, 1999г.


15