Система учебных занятий. Учебная тема «Великая Отечественная война 1941 г. -1945 г.», 9 класс.


Игнатьев Андрей Васильевич.
Система учебных занятий. Учебная тема
«Великая Отечественная война 1941 г. -1945 г.», 9 класс.
Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы.
Каждый учащийся:
•Знает (1): о событиях последних предвоенных лет в СССР(1.1); о первых месяцах Великой Отечественной войны 1941 г. -1945 г (1.2), о неудачах Красной армии и продвижении гитлеровцев на восток страны (1.3), об обороне Москвы и Ленинграда (1.3); о событиях на фронте первой половины 1942 г. (1.4), о партизанском движении (1.5), об образовании антигитлеровской коалиции (1.6); об организации работы в тылу в период войны (1.7), о вкладе в достижении победы деятелей науки (1.8), культуры и церкви (1.8), о многонациональном характере борьбы с фашизмом в период Великой Отечественной войны (1.9); о событиях во второй половине 1942 г. – 1943 г. (1.10), о Сталинградской битве, о Курской битве (1.11); о заграничном походе Красной армии в1944 – 1945 годах (1.12), об освобождении Европы от фашизма (1.13), об основных итогах второй мировой войны (1.14); общую картину событий второй мировой войны (1.15), ключевые события второй мировой войны (1.16).
•Умеет (2): устанавливать причинно – следственные связи (2.1); анализировать исторические источники и выделять необходимую информацию (2.2); работать в группе; работать с исторической картой (2.3), историческими источниками (2.4); сравнивать и систематизировать характеристики государств (2.5); опыт личного выступления (2.6), дискуссии (2.7); осуществлять самооценивание, самоанализ результатов собственной деятельности (2.8); соотносить понятия, даты, характеристики (2.9); высказывать свою точку зрения и аргументировать ее (2.10); выявить проблему (2.11), прогнозировать возможные пути ее решения (2.12); систематизировать и обобщать учебный материал (2.13).
Количество уроков по плану: 7
Количество срезовых работ: 5
План изучения темы:
Урок 1. СССР накануне Великой Отечественной войны.
Урок 2. Начало Великой Отечественной войны.
Урок 3. Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.
Урок 4. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Народы СССР в Великой Отечественной войне.
Урок 5. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Урок 6. СССР на завершающем этапе второй мировой войны.
Урок 7. Зачет. Обсуждение.
Урок 1
«СССР накануне Великой Отечественной войны».
Цель урока - каждый учащийся
Знает: о событиях последних предвоенных лет в СССР;
Умеет: устанавливать причинно – следственные связи; анализировать п исторические источники и выделять необходимую информацию; работать в группе; работать с исторической картой.
Карта урока – схема 2.
В ходе урока проводится: фронтальный опрос по теме «Внешняя политика СССР в 1930-е годы», формулируется тема ближайших уроков, и устанавливаются причинно – следственные связи между изучаемыми событиями. Работа с источниками. Работа в группах по положительной и негативной оценке действий руководства СССР накануне Великой Отечественной войны, в форме конференции Лиги наций.
Домашнее задание:
Учебник «История. Россия в XX –начале XXI века», параграф 29. Отметить на контурной карте предвоенные изменения границ государств. Отдельно назначаются желающие подготовить доклады об обороне Москвы и Ленинграда.
Урок 2
«Начало Великой Отечественной войны».
Цель урока - каждый учащийся
Знает: о первых месяцах Великой Отечественной войны, о неудачах Красной армии и продвижении гитлеровцев на восток страны, об обороне Москвы и Ленинграда;
Умеет: работать с исторической картой, историческими источниками; опыт личного выступления, дискуссии; сравнивать и систематизировать характеристики государств.
Карта урока – схема 3.
Срезовая работа № 1.
В ходе урока проводится: самопроверка домашней работы с контурными картами. Дается новая информация. Работа с источниками, картой. Заслушиваются доклады. Коррекция и обсуждение в конце доклада.
Домашнее задание:
Учебник «История. Россия в XX –начале XXI века», параграф 30. Составить сравнительную таблицу «СССР. На западных границах – Германия и ее союзники», с указанием количества: личного состава, орудий и минометов, танков, боевых самолетов. Отдельно назначаются группы по подготовке докладов об обороне Кавказа, оккупационном режиме, партизанском и подпольном движении, образовании антигитлеровской коалиции.
Урок 3
«Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома».
Цель урока - каждый учащийся
Знает: о событиях на фронте первой половины 1942 г., о партизанском движении, об образовании антигитлеровской коалиции;
Умеет: работать в группе, с исторической картой; опыт личного выступления, дискуссии; осуществлять самооценивание, самоанализ результатов собственной деятельности.
Карта урока – схема 4.
Срезовая работа № 2.
В ходе урока проводится: самопроверка домашней работы. Дается новая информация. Заслушиваются доклады. Коррекция и обсуждение в конце доклада, в форме деловой игры – совещания в ставке верховного главнокомандующего (учителя).
Домашнее задание:
Учебник «История. Россия в XX –начале XXI века», параграф 31. Короткий рассказ от первого лица по одной из тем: «Один день на оккупированной территории»; «Один день в Сталинграде, 1942 г.»; «Один день из жизни оккупанта».
Урок 4
«Советский тыл в Великой Отечественной войне. Народы СССР в Великой Отечественной войне».
Цель урока - каждый учащийся
Знает: об организации работы в тылу в период войны, о вкладе в достижении победы деятелей науки, культуры и церкви, о многонациональном характере борьбы с фашизмом в период Великой Отечественной войны;
Умеет: соотносить понятия, даты, характеристики; участвовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Карта урока – схема 5,6 .
Срезовая работа № 3.
В ходе урока проводится: Дается новая информация, во время которой, в форме свободной дискуссии, обсуждается изученная тема. Демонстрируются произведения искусства рассматриваемого периода.
Домашнее задание:
Учебник «История. Россия в XX –начале XXI века», параграфы 32, 34. Отдельно назначаются группы по подготовке докладов о Сталинградском направлении, развитии наступления и начале освобождения, битве на Курской дуге, Тегеранской конференции.
Урок 5
«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Цель урока - каждый учащийся
Знает: о событиях во второй половине 1942 г. – 1943 г., о Сталинградской битве, о Курской битве;
Умеет: работать в группе, с исторической картой; опыт личного выступления, дискуссии; осуществлять самооценивание, самоанализ результатов собственной деятельности.
Карта урока – схема 7.
Срезовая работа № 4.
В ходе урока проводится: Дается новая информация. Заслушиваются доклады. Коррекция и обсуждение в конце доклада, в форме деловой игры – совещания в ставке верховного главнокомандующего (учителя).
Домашнее задание:
Учебник «История. Россия в XX –начале XXI века», параграф 33. Отметить на контурной карте изменения границ на фронтах.
Урок 6
«СССР на завершающем этапе второй мировой войны».
Цель урока - каждый учащийся
Знает: о заграничном походе Красной армии в1944 – 1945 годах, об освобождении Европы от фашизма, об основных итогах второй мировой войны;
Умеет: работа с исторической картой, источником; умение анализировать ситуацию, выявить проблему, прогнозировать возможные пути ее решения.
Карта урока – схема 8.
Срезовая работа № 5.
В ходе урока проводится: самопроверка домашней работы с контурными картами. Формулируется тема проблемного урока. Дается новая информация. Обсуждаются возможности развития ситуации. Работа с контурной картой, самопроверка.
Домашнее задание:
Учебник «История. Россия в XX –начале XXI века», параграфы 29 - 35.
Урок 7
«Зачет. Обсуждение».
Цель урока - каждый учащийся
Знает: общую картину событий второй мировой войны, ключевые события второй мировой войны;
Умеет: систематизировать и обобщать учебный материал; опыт личного выступления, дискуссии;
Итоговая работа (тест).
В ходе урока проводится: итоговая проверочная работа, после которой, в форме свободной дискуссии, обсуждается изученная тема по интересующим учащихся вопросам. Роль учителя поддержание порядка и направление беседы на поиск причинно – следственных связей при аргументировании своего мнения.