Урок истории 4 класс Великая Отечественная война и Великая Победа.


Урок истории
4 класс
Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ № 58 г..Брянска
( первой квалификационной категории) Черноус Е.Н.
2016 г
Тема урока: Великая Отечественная война и Великая Победа.
Цели урока: сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях; воспитывать патриотизм.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация , видеоматериалы, опорные карточки, карточки с заданиями, учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир. 4 класс. Часть 2», тетради Плешаков А.А. и др. «Окружающий мир. Тесты»

Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель : Здравствуйте. Садитесь. Начинаем наш урок. Пожелаем друг другу удачи.
(Дети касаются друг друга ладошками.)
2.Мотивация урока
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова английского поэта и философа 20 века Олдоса Хаксли .Внимание на экран. Прочитайте.(слайд №1)
Дети: «То что люди не учатся на ошибках истории - это и есть самый главный урок истории» О. Хаксли
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Дети: За всю историю люди совершили много ошибок, и к сожалению не исправляют их, а повторяют . Наука история это изучает.
Учитель: Что на ваш взгляд можно назвать «ошибками истории»?
Дети : Войны.
Учитель : Догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Дети : О войне.
Учитель: Вся история, в том числе и нашей страны – это история войн. А для чего нам это изучать?
Дети: Чтобы знать и не повторять ошибок.
3.Актуализация ЗУНов. Формулировка темы урока.
Учитель: Много войн пережила наша страна. Многие из них мы уже изучали. Вспомним их. Вы будете работать в микрогруппах. Возьмите желтую карточку , прочитайте ,обсудите, выполните.
(Дети выполняют задание на желтой карточке. После завершения работы, сигналят учителю.) Запишите, какому событию соответствуют следующие даты:
Дата Событие
1700-1721гг 1812г 1914-1918гг 1917-1918гг 1941-1945гг Учитель: Проверим вашу работу. 1-ая мкгруппа назовите дату и событие, которое ей по-вашему мнению соответствует.
Дети: 1700-1721гг-война со Швецией.
Учитель: Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Молодцы.2-ая мкгруппа назовите дату и событие, которое ей по-вашему мнению соответствует.
Дети: 1812г –Отечественная война 1812г с Францией.
Учитель: Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Молодцы.3-ая мкгруппа назовите дату и событие, которое ей по-вашему мнению соответствует.
Дети: 1914-1918гг – первая Мировая война.
Учитель: Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Молодцы.4-ая мкгруппа назовите дату и событие, которое ей по-вашему мнению соответствует.
Дети: 1917-1918гг –Гражданская война.
Учитель: Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Молодцы.5-ая мкгруппа назовите дату и событие, которое ей по-вашему мнению соответствует.
Дети: 1941-1945гг- Великая Отечественная война.
Учитель: Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Какие цели и задачи поставим на урок?
Дети: Узнаем причины , основные переломные события , последствия Великой Отечественной войны и историю Великой Победы.
4.Проверка домашнего задания.
Учитель: В 20-30-ые гг20столетия, накануне войны. в нашей стране произошло много преобразований. О них мы говорили на прошлом уроке. Проверим наши знания. Откройте тетради для тестирования стр.100 и выполните тест.
(Дети выполняют тест на стр.100 по теме «Страницы истории 1920-1930-хгодов».)
Учитель: Приготовьтесь к взаимопроверке. Передайте свою тетрадь соседу по правую руку. Ключ правильных ответов на экране. Проверьте и оцените своего товарища.(слайд№2)
(Дети проверяют и оценивают работы , пользуясь ключом.)
Учитель: Верните тетради. Встаньте, кто сделал все верно. Встаньте те, кто допустил 1-2 ошибки. Надеюсь что те, кто справились неудачно, вернутся и восполнят пробелы в знаниях. А мы идем дальше.
5. Изучение нового материала
Учитель: Кто из вас знает точную дату начала Великой Отечественной войны?
Дети: 22 июня 1941 года 4 часа утра.
Учитель : Верно(слайд №3). А вот как граждане Советского Союза узнали о начале войны.(фильм)
Вы услышали голос известного диктора того времени Юрия Борисовича Левитана, он звучал изо всех радиоприемников. Сообщение о вероломном вторжении нарушило мирную жизнь страны. Началась невиданная доселе война.Как вы думаете, почему ее назвали Великой?
Дети: Ее назвали Великой потому, что она длилась 4года и унесла жизни миллионов людей.
Учитель: Кто напал на Советский Союз?
Учитель: Вы должны знать, ребята, что фашизм начал свое шествие по Европе гораздо раньше. И уже в 1939 году началась Вторая Мировая война (закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Кто был во главе Германии к тому времени?
Дети: Во главе Германии был Адольф Гитлер.
Учитель: Я просила ребят подготовить краткое сообщение об Адольфе Гитлере, особенно о плане захвата СССР. Узнаем, как Гитлер планировал это сделать.
(Ребята-докладчики выступают с сообщением и показывают слайд-фильм.)
Учитель: Какие вопросы будут к докладчикам? На какое время был рассчитан план Барбаросса? Почему же план провалился? Спасибо, молодцы. А мы встанем, разомнемся и отдохнем.
6. Динамическая пауза.
Учитель : Продолжим изучение темы. Обратимся за дополнительной информацией к учебнику. Откройте его на стр.140 и прочитайте.
(Дети читают текст учебника и сигналят о завершении работы.)
Учитель: А теперь, опираясь на текст учебника, выполните в мкгруппах задание на розовой карточке.
(Дети выполняют задание на розовой карточке и сигналят о ее завершении.)
Заполните таблицу:
Ключевое (переломное )событие Даты, продолжительность
Учитель: Проверим вашу работу. 5-ая мкгруппа назовите событие и даты или его продолжительность.
Дети: Блокада Ленинграда. Начало- сентябрь 1941года. Длилась 900дней.
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Как вы поняли, что такое «дорога жизни»?
Дети: Это путь по льду Ладожского озера в дни блокады.
Учитель: Проверим вашу работу. 4-ая мкгруппа назовите событие и даты или его продолжительность.
Дети : Оборона Москвы – октябрь 1941 года(начало наступлении фашистов), декабрь 1941 года( переломное наступление Советской армии).
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Почему так важно было не пустить врага в Москву?
Дети: Потому, что Москва- это столица, сердце нашей страны.
Учитель: Проверим вашу работу. 3-я мкгруппа назовите событие и даты или его продолжительность.
Дети : Бои за Сталинград – лето 1942 года(начало обороны).Длилась 2 месяца. Ноябрь 1942 года (контрнаступление Советской армии), февраль 1943 года( полное освобождение от фашистов).
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Проверим вашу работу. 2-я мкгруппа назовите событие и даты или его продолжительность.
Дети: Курская битва – июль –август 1943 года.
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: В каком году территория Советского Союза Была полностью освобождена?
Дети: В 1944 году.
Учитель: Проверим вашу работу. 1-я мкгруппа назовите событие и даты или его продолжительность.
Дети : Штурм Берлина –апрель 1945 года.
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель : Кто руководил этой завершающей операцией?
Дети : Маршал Г.К. Жуков.
Учитель : Чем закончился штурм Берлина?
Дети : Поднятием советского знамени над зданием рейхстага в Берлине.
Учитель : Сколько жертв насчитывает эта страшная война?
Дети : 27 млн.человек.
7. Обобщение знаний
Учитель : Да, ребята, это были 4 страшные года или 1418 дней и ночей. Сейчас нам о них рассказывают только документы, письма, воспоминания и старые фотографии. Попробуем пережить их и прочувствовать за те короткие 4 минуты, что будет идти фильм. Внимание на экран.
(Дети смотрят фильм.)
Учитель : Какие чувства вы испытали, когда смотрели этот фильм ? Почему?
Дети : Страх и горе и жалость к людям, которые все это пережили. Гордость за наших предков, которые все выдержали и победили врага.
Учитель : Я разделяю ваши чувства и согласна с вами.
8.Планирование проектной работы.
Учитель : Конечно, изучить эту тему за один урок невозможно. Названные вами события требуют более глубокого изучения, и это возможно только в рамках проектной деятельности. Вспомним этапы работы над проектом. Возьмите зеленую карточку , прочитайте ,обсудите, выполните.
(Дети выполняют задание на желтой карточке. После завершения работы, сигналят учителю.) Пронумеруйте этапы работы над проектом в том порядке, в котором они должны следовать.
Название этапа № п/пЗащита проекта Систематизация материала Поиск информации Оформление проекта Выбор темы Учитель: Проверим вашу работу. 1-я мкгруппа назовите первый этап работы над проектом.
Дети : Выбор темы.
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Проверим вашу работу. 2-я мкгруппа назовите второй этап работы над проектом.
Дети : Поиск информации.
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Проверим вашу работу. 3-я мкгруппа назовите третий этап работы над проектом.
Дети : Систематизация материала.
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Проверим вашу работу. 5-я мкгруппа назовите четвертый этап работы над проектом.
Дети : Оформление проекта.
Учитель : Согласны ли другие мкгруппы?
(Дети сигналят и учитель закрепляет на доску опорные карточки).
Учитель: Проверим вашу работу. 5-я мкгруппа назовите пятый этап работы над проектом.
Дети : Защита проекта.
9. Выбор темы проекта.
Учитель: Итак , начнем с выбора темы. Мы сегодня назвали 5 ключевых событий Великой Отечественной войны. Обсудите в мкгруппах, какую тему вы возьмете для дальнейшей работы. Возможен выбор и другой, заинтересовавшей вас темы. В качестве альтернативы могу вам предложить очень актуальную для нашего края «Брянщина партизанская».
(Дети обсуждают в мкгруппах тему проекта.)
Учитель: Подведем итоги. Какую тему выбрала 1-я группа? Почему?
(Дети называют тему и аргументируют свой выбор.)
Учитель: Подведем итоги. Какую тему выбрала 2-я группа? Почему?
(Дети называют тему и аргументируют свой выбор.)
Учитель: Подведем итоги. Какую тему выбрала 3-я группа? Почему?
(Дети называют тему и аргументируют свой выбор.)
Учитель: Подведем итоги. Какую тему выбрала 4-я группа? Почему?
(Дети называют тему и аргументируют свой выбор.)
Учитель: Подведем итоги. Какую тему выбрала 5-я группа? Почему?
(Дети называют тему и аргументируют свой выбор.)
Учитель: Где вы можете найти информацию по вашей теме?
Дети: Книги, интернет, музей, беседа со взрослыми, ветеранами, очевидцами.
Учитель: Что значит « систематизация материала»?
Дети: Когда мы найдем информацию, ее надо будет распределить по порядку, чтобы все было логично и последовательно.
Учитель: Какие варианты оформления проекта возможны?
Дети: Можно напечатать текст, оформить рисунками , фотографиями. Можно сделать фотоальбом, слайд-фильм, газету и т.д.
Учитель: Какие варианты защиты проекта возможны?
Дети: Можно рассказать то, о чем мы узнали, показать фото, фильм, спеть песню, пригласить ветерана и т.д.
Учитель: Напоминаю вам 4 важные вещи:
Вы всегда можете рассчитывать на мою помощь в качестве консультанта;
Рекомендую распределить обязанности в группе для эффективной работы;
На выполнение проекта у вас 2 месяца (это долгосрочный проект). Защиту проекта мы приурочим к 9 мая;
Я уверена, что у вас все получится! Удачи!
10. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Урок подходит к концу. Подведем итоги .
Просигнальте, был ли вам интересен и познавателен наш урок?(Дети сигналят.)
Случилось ли на уроке сотрудничество в мкгруппе? (Дети сигналят.)
Чью работу вы сегодня хотели бы отметить?(Дети называют.)
Возвращаюсь к эпиграфу нашего урока. Так о какой ошибке истории мы сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Учитель: Конечно ,время, к сожалению, не вернешь, но что мы с вами можем сделать, чтобы эта страшная ошибка больше не повторилась?
Дети: Мы должны жить со всеми в мире, изучать историю, а самое главное помнить о тех людях, которые нам подарили счастье жить под мирным небом , быть благодарными потомками.
Учитель: Завершим наш урок стихотворением Р.Рождественского «Реквием». Вы мне поможете?
(Дети встают и читают по строчке стихотворение, завершает учитель. В этот момент на экране идет видеофильм.)Р Рождественский «Реквием» (отрывок)
Помните!Через века,                    через года —помните!О тех,кто уже не придет                             никогда,—помните!Не плачьте!В горле                сдержите стоны,горькие стоны.Памяти               павших                           будьте                                     достойны!Вечнодостойны!
Хлебом и песней,мечтой и стихами,жизнью              просторной,каждой               секундой,каждым                дыханьембудьтедостойны!
Люди!Покуда сердца                      стучатся,—помните!Какоюценойзавоевано счастье,—пожалуйста,                     помните!Песню свою                     отправляя в полет,—помните!О тех,кто уже никогда                            не споет,—помните!Детям своим                        расскажите о них,чтобзапомнили!
Детям            детейрасскажите о них,чтобы тожезапомнили!Во все времена                         бессмертной                                           землипомните!К мерцающим звездам                                        ведя корабли,—о погибшихпомните!
Встречайте                    трепетную весну,люди земли.
Убейте             войну,проклянитевойну,люди земли!
Мечту пронесите                              через годаи жизньюнаполните!..Но о тех,кто уже не придет                                никогда,—заклинаю,—помните!
Учитель: Объявляется минута молчания.
(Все встают. На экране слайд( горит вечный огонь) и звучит метроном.)
Учитель: Всем спасибо. Я благодарю вас за работу. Наш урок закончен.