Математическое домино по алгебре и началам анализа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
. Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир
ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий.
Игра- это искра, зажигающие огоньки пытливости и любознательности
В.А.Сухомлинский.
Одна из важнейших проблем преподавания математики в вечерней школе - ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса математики.
Урок – одна из основных форм обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроке работал активно и увлеченно  каждый. Суметь сделать его интересным, насыщенным – дело не простое! Наряду с традиционными формами обучения я применяю и нетрадиционные. Работая в старших классах вечерней школы, я пришла к практическому выводу, что одной из эффективных форм по закреплению или обобщению изученной темы может быть – игра. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у обучаемых вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание. стремление к знаниям.
Любая педагогическая технология обладает способами и средствами, активизирующими деятельность учащихся, но в игровых технологиях они основные и определяют эффективность результатов. На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Поэтому немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики. 
Дидактическая игра  не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условное. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.. Игровую форму занятий я создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебные игры применяются для развития умения использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Процесс игры облегчает учащимся вечерней школы понимать тему, вовлекает их в игровую деятельность, вызывает интерес к результату решения математических задач, способствует развитию логического мышления.
Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Дидактические игры – учебный материал, который используется в качестве средства игры. При помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.
Рассмотрим, в чём состоит специфика дидактической игры. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от всякой другой деятельности.
Основными структурными элементами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, которое даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.
Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряют устным решением задачи.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы была изучена и проанализирована научно-методическая, психологическая и педагогическая литература.
Благодаря чему можно было сделать вывод, что использование дидактических игр не только способствует развитию интереса к учебной деятельности, но и развитию творческих способностей, формированию обще-учебных умений, даёт учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Игра «Математическое домино»
Вид игры: контролирующая.
Цель: закрепить и проверить знания по данной теме.
Оборудование: магнитная доска, карточки с заданиями
Правила игры: На магнитной доске крепятся карточки с заданиями (в виде косточек домино). Устанавливается первоначальная карточка. Необходимо устно выполнить задание и найти карточку с нужным ответом. В результате появляется следующее задание. Красным цветом указан ответ, черным цветом задание. В процессе выполнения заданий выстраивается ряд последовательных действий с ответами как в домино. В результате необходимо дать ответ на задание конечной карточки, которого нет на доске. Учитель проверяет ответ, полученный от последнего участника.
Тема: Корень n-ой степени
Дидактическая цель:
Продолжить систематику знаний
Выявить уровень усвоения материала
Задание: найдите значение выражения
3524311 1,5 - 67293,3 4532 + 3
- 1,5 0,29512 + 4,6
9 0,571281 40,0081 + 3
Ключ
352439 0,571281 40,0081 + 3 3,3 4532 + 3 11 1,5 - 6729- 1,5 0,29512 +4,6
Тема: Свойства корня n-ой степени
Дидактическая цель:
Осуществить контроль обучения
Контроль за развитием вычислительных навыков
Задание: найдите значение выражения

20
10 :
3
0,2 :
0,5
Ключ
20 10 : 3 0,2 : 0,5

Тема: Иррациональные уравнения
Дидактическая цель:
Выявить уровень усвоения материала
Продолжить систематизацию знаний
Задание: решите уравнение
х=2 49 42-х = 0
4 3х = 2
2 3х = -3
1 х = 7
8 4х = 1
Ключ
х=24 3х = 2 8 4х = 1 1 х = 7 49 42-х = 0 2 3х = -3
Тема: Свойства степени с рациональным показателем
Дидактическая цель:
Осуществить контроль обучения
Выявить уровень усвоения материала
Задание: упростите выражение, используя свойства степени с рациональным показателем

а2
а3
а9:
36
13
Ключ
а2 а3 а9: 36 13
Тема: Свойства степени с рациональным показателем
Дидактическая цель:
Продолжить систематику знаний
Выявить уровень усвоения материала

9
16
8

81
Задание: найдите значение выражения
Ключ
9 16 8 4х 81

Тема: Свойства корня n-ой степени и степени с рациональным показателем
Дидактическая цель:
Продолжить систематику знаний
Выявить уровень усвоения материала
Задание: найдите значение выражения, используя свойства корня n-ой степени и степени с рациональным показателем

6
20
10
9
50
Ключ
6 20 10 9 50
Тема: Показательные уравнения
Дидактическая цель:
Осуществить контроль обучения
Выявить уровень усвоения материала

Задание: решите уравнение
= 64
3 = 81
4 = 16
113 = 1
0 = 27
-3 = 9
Ключ
= 64 3 = 81 4 = 16 113 = 1 0 = 27 -3 = 9
Тема: Показательные уравнения
Дидактическая цель:
Продолжить систематику знаний
Контроль за развитием вычислительных навыков
Задание: найдите корень уравнения
= 16
4 = 27
2 = 32
6 = 0,04
1 = 0,25
1,5 = 64
Ключ
= 16 4 = 27 2 = 32 6 = 0,04 1 = 0,25 1,5 = 64
Тема: Свойства логарифмов
Дидактическая цель:
Осуществить контроль обучения
Выявить уровень усвоения материала
Задание: найдите значение выражения, используя свойства логарифмов

4 3
9
2 0,5+
-1,5 8-
11 15:
Ключ
4 3 9 2 0,5+ -1,5 8- 11 15:
Тема: Логарифмические уравнения
Дидактическая цель:
Осуществить контроль обучения
Выявить уровень усвоения материала
Задание: найдите корень уравнения, используя определение логарифма
log2(х-1)=3
9
23 log2х2=4
4 lg(х-4)=2104 3log4(х+2)=9
62 log5(х2+25)=3
Ключ
log2(х-1)=3 9 23 log2х2=4 4 lg(х-4)=2104 3log4(х+2)=9 62 log5(х2+25)=3
Тема: Производная
Дидактическая цель:
Осуществить контроль обучения
Выявить уровень усвоения материала
Задание: найдите производную заданной функции:
(2 х³ - 3)ʹ
6х² (х·(х – 1))ʹ
2х-1 (х⁴ - 9)ʹ
4х³ (23х )ʹ
(- 6х + 1)ʹ
-6 ((4х – 5)⁵)ʹ
Ключ
(2 х³ - 3)ʹ 6х² (х·(х – 1))ʹ 2х-1 (х⁴ - 9)ʹ 4х³ (23х )ʹ 3\3х(- 6х + 1)ʹ -6 ((4х – 5)⁵)ʹ
Тема: Производная тригонометрических функций
Дидактическая цель:
Осуществить контроль обучения
Выявить уровень усвоения материала
Задание: найдите производную заданной функции:
ʹ
cosxʹ
-4sinx ʹ
ʹ
Sin2x ʹ
-sinxʹ
Ключ
ʹ cosxʹ -4sinx ʹ ʹ Sin2x ʹ -sinxʹ
Тема: Первообразная
Дидактическая цель:
Осуществить контроль обучения
Выявить уровень усвоения материала
Задание: найдите первообразную заданной функции:

x³ 2х+
х²+ х³ 3cosx3sinx 6
х64sinx
-4cosx 7
Ключ
x³ 2х+ х²+х³ 3cosx3sinx 6 х6 4sinx -4cosx 7

Тема: Первообразная
Дидактическая цель:
Продолжить систематику знаний
Выявить уровень усвоения материала
Задание: найдите первообразную заданной функции:
9х8х94х³ + 11х10х4+х11-9cosx-9sinx11х10х1113х12+ 19х18х13+х19 -5sinx
Ключ
х94х³ + 11 х4+х11-9cosx-9sinx 11х10х11 13х12+19х18х13+х19 -5sinx