ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Сурикова Светлана Владиславовна
Белакова Александра …
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
surikova@mail.ru, aleksandra_belakova@mail.ru
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются особенности использования сервисов дистанционной связи в процессе обучения младших школьников, анализируется опыт применения подобных сервисов учителями начальной школы.
Ключевые слова: начальная школа, дистанционные образовательные технологии.
В современном школьном образовании дистанционные образовательные технологии (ДОТ) занимают пока незначительное пространство, но становятся все более востребованными с каждым годом. Стоит отметить, что большинство исследований, посвященных внедрению в обучение ДОТ, связаны со средней школой, однако, в наши дни велика категория младших школьников, для которых создание использование дистанционного обучения является единственным способом получения образования с полноценным включением в процесс взаимодействия с другими субъектами обучения. К категории таких детей можно отнести тех, кто не может по различным причинам посещать школу на регулярной основе из-за ограничений по здоровью, либо активной внеурочной деятельности (например, дети – спортсмены), либо учащиеся, родители которых уезжают вместе с детьми в длительную командировку.
Использование ДОТ в начальном образовании имеет ряд сложностей, которые связаны с особенностями возраста и подготовки обучающихся. В частности, необходимо особое внимание к формированию мотивационного аспекта обучения, организации контроля и самоконтроля учащихся, отбору методических материалов и способам их представления [1, 2]. Немаловажную роль при этом играет выбор технических способов связи учителя и ученика, а также передачи информации.
Все средства обучения с использованием дистанционных образовательных технологий условно можно разделить на 3 группы:
общедоступные и широко используемые сервисы (программы видеосвязи, почтовые сервисы, облачные технологии, блоги и др.),
школьные сервисы (электронные журналы и дневники),
системы дистанционного обучения (СДО), требующие специальной технического и/или программного обеспечения (программно-аппаратный комплекс «Пеликан» [3], СДО «Moodle» [4] и др.) Не смотря на многообразие форм дистанционной связи, практика показывает, что основными в организации обучения с использованием ДОТ являются те технические средства, которыми располагает школа, и которыми владеют учащиеся. Проведенное нами анкетирование учителей начальной школы показало, что в своей профессиональной деятельности они в основном используют электронный журнал и дневник для транслирования отметок учащихся, а также почтовые сервисы для связи с их родителями.
Вместе с тем, по мнению большинства опрошенных учителей, одним из продуктивных сервисов для перспективного использования дистанционных образовательных технологий в начальной школе является программа видеосвязи «Skype». С этим нельзя не согласиться, поскольку основными преимуществами данной системы связи при работе с младшим школьником можно назвать ее оперативность, возможность мгновенного реагирования учителя на возникшие затруднения, а также возможность применения различных способов представления информации и проведения контроля знаний ученика. Однако, учитывая низкую саморегуляцию младшего школьника, при использования Skype может возникнуть ряд затруднений. Например, ученик, незаинтересованный в уроке, в лучшем случае может просто активно отвлекаться, а в худшем – просто уйти от компьютера или закрыть программу. Следовательно, при организации видеоурока с использованием данной системы, важно тщательно продумывать мотивационные аспекты и способы вовлечения младшего школьника в активную деятельность.
В настоящее время всё большую популярность приобретают учительские блоги. Однако, ознакомившись с их контентом, можно отметить, что далеко не все учителя используют его в полной мере. Учителя начальной школы чаще всего создают блог класса, который становится своеобразной летописью с фотографиями, а так же служит для создания обратной связи. Мы полагаем, что оптимальным было бы использование возможностей блога и для реализации других целей: организации проектной деятельности, обсуждения различных учебных материалов и проблем в их усвоении, представления домашних заданий и материалов к уроку. Некоторые учителя начальной школы в рамках блога предоставляют возможность ученикам выполнять определенные задания с последующей on-line проверкой. Таким образом можно организовать частичное дистанционной обучение для тех групп детей, которые не могут посещать школу на регулярной основе.
Как уже отмечалось выше, наиболее простым средством при дистанционной работе с младшим школьником можно назвать электронную почту. Как показали опросы родителей и учеников, большинство детей зачастую уже в дошкольном возрасте знают, что такое электронная почта, а с первого класса начинают эпизодически её использовать. Однако, из-за ограниченности способов представления информации в данном сервисе сокращаются способы словесных методов обучения, у педагога теряется личный контакт с учеником, что совершенно не допустимо при работе с младшим школьником.
Многие педагоги и ученики предпочитают вести информационную переписку не при помощи электронной почты, а с использованием социальных сетей, аргументируя это тем, что обмен информации в таких сервисах происходит гораздо оперативнее. Мы полагаем, что данный способ связи с младшим школьником в процессе обучения имеет ряд недостатков. В первую очередь, это связано с многообразием контента, содержащегося в социальных сетях (игры, различные сообщения, видео и т.п.), который может спровоцировать частое отвлечение школьника от основных задач обучения.
Одним из современных способов хранения и обмена информацией являются облачные технологии, которые уже нашли применение и в сфере высшего и среднего образования, как средство реализации ДОТ. В рамках начальной школы в этом направлении делаются только первые шаги [5]. По мнению опрошенных учителей начальной школы и родителей, облачные сервисы достаточно сложны для младшего школьника и в основном используются для взаимодействия педагогов и родителей. Например, учитель формирует в сервисе задания, открывая доступ сразу для всех учеников, которым это необходимо, а информацию оттуда скачивают родители. Мы полагаем, что при организации специального обучения младших школьников способам работы с облачными сервисами данные технологии могут быть использованы более продуктивно: для организации тестирования, проведения проектной работы, хранения работ учеников с целью отслеживания прогресса освоения учебного содержания.
Электронные журналы и дневники уже прочно вошли в систему организации учебного процесса. Они есть в наличии в каждой школе и, как показало анкетирование младших школьников, активно используются учениками уже со второго класса. Но по разным причинам данные сервисы редко используются как средство дистанционного обучения, хотя такие возможности существуют. Например, при помощи медиатеки электронного журнала и дневника, ученик может просматривать отдельные фрагменты урока, которые ранее могли остаться для него непонятными, пройти тест, скачать задание или текст.
Одна из самых распространенных систем дистанционного обучения - система на платформе «Moodle». В настоящее время данная СДО нашла широкое применение в высшей школе [6], но практически не используется в средней школе, особенно на ступени начального образования. Это можно объяснить тем, что данная система требует специального программного обеспечения и административного сопровождения его использования. Кроме того, для работы в системе «Moodle» учителю и ученику обычно требуется ознакомление с ее возможностями и способами взаимодействия. Мы полагаем, при наличии некоторой предварительной работы с учениками и их родителями данная система могла бы войти в спектр сервисов, используемых при дистанционном обучении на ступени начального образования, поскольку позволяет реализовать большинство функций, необходимых про организации такого обучения. Это и представление необходимых материалов в различных форматах, и организация тестового контроля с использованием тестов разных видов, и обмен сообщениями в чате и на форуме, а также возможность дифференциации и организации индивидуального образовательного маршрута.
Одним из новых сервисов предназначенных для организации дистанционного обучения школьников является программно-аппаратный комплекс «Пеликан». Данный комплекс позволяет ребенку реализовать эффект присутствия на уроке: дает возможность не только наблюдать за деятельность учителя и одноклассников, но и принимать активное участие в работе класса. Следует отметить, что для младшего школьника такое включение в деятельность является очень важным и значимым. С другой стороны, использование данного комплекса значительно усложняет работу учителя. В частности, педагогу необходимо продумать организацию собственной деятельности и деятельности учащихся так, чтобы иметь возможность контролировать работу учеников, находящихся в классе и ученика, работающего дистанционно, постоянно вовлекая его в учебный процесс, что при невысокой саморегуляции младшего школьника часто бывает затруднительно.
Очевидно, что на первых этапах работы с рассматриваемыми сервисами младшему школьнику может потребоваться помощь тьютора или родителей, а в отдельных случаях специальное обучение работе с соответствующей системой. Кроме этого, при организации обучения с использованием ДОТ следует учитывать рекомендуемые СанПиН нормы, в которых указана ограниченность времени контакта младшего школьника с техническими средствами. Например, работа с изображением на индивидуальном компьютере не должна длиться более 20 минут [7].
В заключении отметим, что даже при отсутствии в школах специального технического и программного обеспечения для реализации дистанционного обучения, учитель может использовать рассмотренные выше общедоступные средства дистанционный связи в их интеграции для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Библиографические ссылки
Котова С.А., Булаева Е.А. Организация дистанционного обучения в начальной школе. Электронный ресурс. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2015-1/kotova-bulaeva.pdf (дата обращения: 3.10.2016)
Сурикова С.В. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в начальной школе. //Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6. № 2 С. 101-107
Сайт «Пеликан»: http://pelikan.online/ (дата обращения: 3.10.2016)
Сайт «Moodle»: https://moodle.org/ (дата обращения: 3.10.2016)
Каменкова Н.Г. Использование облачных сервисов в образовательном процессе начальной школы. //Герценовские чтения. Начальное образование. 2016. Т. 7. № 1 С. 89-93
Сурикова С.В. Использование системы дистанционного обучения «Мoodle» при подготовке бакалавров по направлению «педагогическое образование». //Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6. № 1 С. 262-267
СанПин 2.4.2.2821-10: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях // Об утверждении САнПиН 2.4.2821.10. -2010- С. 26