Эффективность системы менеджмента качества на опыте ГБПОУ «УМТ»

Эффективность системы менеджмента качества на опыте ГБПОУ «УМТ»
Лосева Наталья Анатольевна,
(ГБПОУ «УМТ» п. Улькан)
В современных условиях успешная работа любого образовательного учреждения невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Эти услуги тот товар, который учреждения предъявляют на международном, национальном и региональных рынках. Качество этих услуг краеугольный камень в стратегии управления любого образовательного учреждения.
Система менеджмента качества (далее СМК) в начальном профессиональном образовании это необходимый инструмент управления образовательным учреждением (далее ОУ), для повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Для системы НПО внедрение СМК является инновацией. Образовательный процесс в ОУ самое важное, а для обеспечения его качества большое значение придается инновационной деятельности. Нововведения помогают формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, что определяет качество подготовки рабочего. Внедрение СМК позволит гибко реагировать на постоянно изменяющиеся запросы общества в плане формирования компетентной, конкурентоспособной, самоорганизуемой личности.
Разработка, внедрение и постоянное совершенствование СМК было признано первоочередной задачей ГБПОУ «УМТ» на ближайший период времени, что позволит, обеспечит повышение конкурентоспособности и устойчивости на рынке образовательных услуг, инновационной деятельности, рост финансовых показателей и, следовательно, удовлетворенность и уверенность в будущем работников училища и всех его потребителей.
Основополагающими документами системы качества ГБПОУ «УМТ» являются Программа развития на 2012-2015 гг. Профессионализм, эффективность, ответственность, качество, единство и Миссия, Видение, Политика, цели, задачи и гарантии ГБОУ НПО ПУ № 68, которые определяют стратегию училища в области качества. В ходе проектирования и разработки СМК были определены процессы, необходимые для эффективного функционирования механизмов гарантии качества, а также их последовательность в масштабах всего училища. В основе модели СМК ГБПОУ «УМТ» лежат требования Стандартов и Директив Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), ГОСТ Р ИСО 9001–2011 (9001-2008) «Системы менеджмента качества. Требования», Типовая модель системы качества образовательного учреждения.
В основу создаваемой модели и системы менеджмента качества ОУ положены восемь принципов менеджмента качества (ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками).
При внедрении СМК в ГБПОУ «УМТ» на начальном этапе не потребовались большие изменения в процессах и организационной структуре учреждений. ГОСТ Р 52614.2006 «СМК. Руководящие указания по применению ГОСТР ИСО 9001 в сфере образования» помог сопоставить положения стандартов ИСО по СМК с педагогической практикой.
Заместитель директора по образовательной деятельности приказом директора назначена представителем руководства в области качества и ответственным за разработку СМК. Так же был создана Служба качества в ОУ. На базе ГБПОУ «УМТ» Службой качества был организован проблемный семинар по теме Управление качеством в образовательном учреждении. На данном семинаре были освещены вопросы по системе менеджмента качества, документации системы менеджмента качества, формирование перечня процессов и видов деятельности в ОУ. На Педагогическом Совете была принята Политика ГБПОУ «УМТ» в области качества и основные принципы построения СМК. Началась планомерная работа по созданию СМК. По итогам этой работы подготовлены документы для сертификации.
Документация системы менеджмента качества включила в себя:
Документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
Руководство по качеству;
Документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;
Документы, включая записи, определенные организацией как необходимые ей для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.
Стандарт требует документального оформления документированных процедур только для следующих процессов: ДП Управление документацией, ДП Управление записями, ДП Внутренние аудиты, ДП Корректирующие и предупреждающие действия, ДП Управление несоответствующей продукцией.
Качество образования в училище получило высокую внешнюю оценку. ГБПОУ «УМТ» выдан Учреждением «Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации» Сертификат Соответствия № РОСС RU.ФК23. К00256 от 28 марта 2013 года, в котором удостоверяется, что система менеджмента качества применительно к предоставлению образовательных услуг по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам в соответствии требованием процедур лицензирования и государственной аккредитации соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2011 (ISO 9001:2008). Получено Разрешение на право использования Знака соответствия Системы для использования в рекламных буклетах, проспектах, брошюрах, плакатах, бланках организационно-распорядительной документации организации – держателя сертификата № РОСС RU.ФК23. К0025. Кроме того, сотрудники училища Вставская Н.В., Лосева Н.А. прошли курсы повышения квалификации в СПбГМТУ по программе «Система менеджмента качества в образовании. Внутренний аудит» в объеме 72 часа.
Наличие сертифицированной СМК - гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей. Внедрение СМК в ГБПОУ «УМТ» позволило осуществить переход к комплексной оценке деятельности училища, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации на базе утвержденного перечня показателей деятельности ОУ, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутренней системы контроля качества образования. Следовательно, перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов в сторону внутренней самооценки (самообследования) на основе модели менеджмента качества ГБПОУ «УМТ», что обеспечило перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть – в учебное заведение.
В новом Законе «Об образовании» отсутствует система начального профессионального образования. Для всех образовательных учреждений профессионального образования внедрение СМК позволит облегчить процесс перехода в новый статус.



Заголовок 215