Совещание с работодателями. Анализ образовательных программ на предмет реализации запроса работодателей. Бабухина А.В. В рамках реализации одной из основополагающих задач деятельности ГБПОУ «ЧПК №2»


Анализ образовательных программ
на предмет реализации запроса работодателей. Бабухина А.В.
В рамках реализации одной из основополагающих задач деятельности ГБПОУ «ЧПК №2»:
- обеспечение соответствия содержания образовательной деятельности колледжа и условий ее осуществления новым требованиям законодательства и современным вызовам государства и работодателей, педагогический колледж№2 привлекает к активному участию работодателей в образовательном процессе.С точки зрения обучающей стороны, качество подготовки будущих воспитателей ДО, напрямую зависит от эффективного сотрудничества с дошкольным учреждением.
Одним из направлений сотрудничества является совместное составление и корректировка основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), что дает возможностьрасширения и углубления профессиональной подготовки, формирования общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), умений, знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособностивыпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда, учреждений, которые предоставляют студентам места для прохождения практики, планируют принять на работу.
Для развития профессиональной компетенции ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм, ориентируясь на ФГОС ДО реализуется дисциплина «Правовые основы образования», в частности, введены отдельные темы для изучения нормативно-правовой базы внутри МДК «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»: Закон РФ «Об образовании», КонвенцияООН о правах ребенка, ФГОС ДО, знание которых позволяет регулировать отношения в сфере образования. Для глубокого понимания образовательного стандарта в рамках гуманитарного социально-экономического цикла и общепрофессиональной подготовки, в программах Основ философии, Педагогики и Психологии реализуется изучение методологической основы наук при реализации культурно-исторического, деятельностного, личностного подходов.
Ориентируясь на запрос специалистов дошкольного образования, были приведены в соответствие с ФГОС ДОобразовательные программы профессиональных модулей, произведены корректировки междисциплинарных курсов. Курс модулей на 30% усилен региональным компонентом через изучение природы, традиций, экосистемы Челябинской области, экологии Южного Урала. В целях реализации компетентностного подхода в рамках развития ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания.смены технологий предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (проектная деятельность, деловые и ролевые игры, модерация, воркшоп, решение педагогических ситуаций и задач, тренинги), введены темы «Эко-тренинг» и «Эко-проект» в курсе экологического образования. В МДК Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с семьей, обучающиеся участвуют в тренингах по развитию компетентности педагога в общении с родителями. Курс Теоретические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста дополнен знакомством с декоративно-прикладным искусством Урала, введена тема «Детский дизайн».
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности отражен в МДК Теоретические и методические основы организации игровой деятельности через технологии содействия игре ребенка; отражены требования ФГОС ДОк организации предметно-развивающей среды, а в частности: полифункциональность, вариативность, и ее доступность через изучение темы «Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении». В МДК Теория и методика развития речи у детей мы формируем компетентность обучающихся для реализации образовательной области речевое развитие дошкольников. Проблема развития собственно речи педагога как продуктивного инструмента решения педагогических задач решается при изучении 225 часового курса.
Проблема одаренности нашла отражение в программе курса Теоретические основы организации обучения дошкольников.
Принимая во внимание требования ФГОС по организации инклюзивного образования, введен курс специальных методик воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В курс Теоретические основы организации обучения введена тема «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении». Благодаря развитию идеи проекта «Здоровье нации» реализуется МДК Медико-биологические и социальные основы здоровья.
Опираясь на один из основных принципов дошкольного образования - сотрудничество Организации с семьей через изучение профессионального модуля Взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ в МДК Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, принята и развита новая философия сотрудничества педагога с семьей, этот принцип поддерживает также МДК Теория и методика экологического образования, Решая задачу обеспечения охраны и укрепления физического здоровья детей введен модуль Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, через который студенты формируют представления о медико-биологической основе здоровья дошкольников, узнают о теоретических подходах к физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста. Овладевают компетенциями по реализации образовательной области физическое развитие.
Для обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования в МДК Теория и методика математического развития введена тема «Преемственность методов формирования элементарных математических представлений ДОО и начальной школы».
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональным достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения, и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, с обязательным ориентиром на работодателя. Требования к портфолио достижений выпускника, которое будет принимать во внимание руководитель учреждения при приеме на работу, это результат сотрудничества.
Для освоения общих и профессиональных компетенций, овладенияпрофессиональными умениями студентов делается упор на практико-ориентированное обучение. Учебным планом определено 23 недели практики, которая реализуется по совместно согласованным программам. Во время учебной обучающиеся знакомятся с образовательным учреждением, наблюдают за организацией различных видов деятельности и общения. На этапе производственной практики, реализуя запросы работодателя, студенты самостоятельно организуют режимные процессы, непосредственно образовательную деятельность дошкольников.
Имея положительный опыт, в дальнейшем нам необходимо приобщать специалистов учреждений не только на этапе проведения практики, но и на этапе подготовки заданий, разработки программы практики.
Таким образом, учет запроса работодателей к качеству образования специалистов дошкольного образования, формирующегося контингента обучающихся, его мотивации к освоению образовательных программ, устойчивое профессиональное самоопределение, востребованность выпускника на рынке труда, результативность его самореализации, способствуют конкурентоспособности и обеспечивают высокий уровень квалификации будущих воспитателей.