Мастер-класс «Использование зачетной системы при дифференцированном контроле и оценке знаний»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Валуйки Белгородской области
Мастер-класс: «Использование зачетной системы при дифференцированном контроле и оценке знаний»
Губанова Светлана Дмитриевна-
учитель математики ,зам. директора по УВР
МОУ «СОШ№5» г. Валуйки Белгородской области
«Для того, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми
нового для них материала, важна не любая работа
ученика с этим материалом, а лишь строго определенная, соответствующая изучаемому материалу, адекватная ему»,
Л.С.Выготский
«Адекватной материалу является та работа,
которую выполняет усвоивший этот материал
человек в ходе оперирования с ним».
А.Н.Леонтьев
Одной из главных задач сегодняшней школы является не только сообщение определенной суммы знаний, но и развитие у школьников познавательного интереса, творческих качеств личности, стремления к добыванию и обогащению имеющихся знаний и умений, ориентация на применение всего усвоенного школьником в практической деятельности.
Слайд №1
По-прежнему актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Лекционно-зачетная система наиболее полно решает проблемы, поставленные перед современным математическим образованием, учитывая индивидуальные способности, уровень знаний, умений и навыков каждого ученика.
Теоретические основы, позволяющие овладеть данной технологией обучения содержатся в трудах Бабанского Ю.К., Пидкасистого П.И., Скаткина М.Н., Щукиной Г.И.
Слайд№2
Особенно продуктивным элементом в лекционно-зачетной системе, по - моему мнению, являются дифференцированные зачеты.
Раскроем особенности зачетной системы работы по геометрии. С началом изучения данного предмета в 7 классе появляется необходимость систематически контролировать степень усвоения теоретического материала, степень сформированности умения оперировать им. Поэтому огромное значение приобретает зачетная форма работы.
Слайд№3
Этапы организации обучения геометрии в ходе лекционно-зачетной системы:
1.Излагается вся теория: читается лекция с использованием поисково-исследовательских методов.
2.Рассматривается ряд типичных задач, изучаются алгоритмы их решения.
3.Записываются основные задачи, из которых складывается решение творческих задач.
4.Несколько уроков посвящается решению задач, которые предлагаются в определенной последовательности - от заставляющих вникнуть в суть изучаемой системы до творческих.
5.После проведения серии самостоятельных работ проводится зачет.
Слайд№4
Помните привила организации зачета!
*Задания доводятся до сведения каждого учащегося за 2 недели.
*Учащимся предлагается три группы заданий по одной и той же теме, но разной степени сложности «на3», «на4», «на5».
*Ошибка ученика -нормальный этап в решении, необходимо не заканчивать, а продолжать поиск пути к цели.
Слайд№5
Класс : 7. Тема: «Признаки параллельности прямых».
Типичные задачи: 1. Дано: 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415. Доказать : a 13 QUOTE 1415

·
·
·
·
·
·
·
·
·
Основные задачи: 1. Дано: 13 QUOTE 1415 Доказать: a13 QUOTE 1415

c
a

·



b 1800 –
·



Творческие задачи: : 1. Дано: АВ= ВС, ЕД = АЕ, 13 QUOTE 1415 Доказать что ED || AC.

B


E D


A C



Слайд №6 (Дидактическая игра: «Зачет»)
Карточки для зачета:
I уровень: 1. Выберите верные утверждения:
а)13 QUOTE 1415
б)13 QUOTE 1415
в) 13 QUOTE 1415
г) 13 QUOTE 1415
д) 13 QUOTE 1415


2. Выберите верные утверждения: прямые a и b параллельны, если:
а) 13 QUOTE 1415 б) 13 QUOTE 1415
г)13 QUOTE 1415 е) 13 QUOTE 1415






3. Докажите параллельность прямых:





II уровень: 1. Указать продолжение высказывания, не соответствующее действительности:
а) сумма односторонних углов не равна 18013 QUOTE 1415
б)сумма соответственных углов равна 18013 QUOTE 1415
в) вертикальные углы не равны;
2. Доказать признак параллельности прямых, использующий односторонние углы.
3. Докажите параллельность прямых, если: АВ = СД, АД = ВС




III уровень:1. Доказать признак параллельности прямых, использующий накрест лежащие углы.
2. Доказать, что прямые параллельны:
3. Дано: BD= BE, DC – биссектриса 13 QUOTE 1415
Доказать: DE13 QUOTE 1415



Слайд №7
Минусы и плюсы применения данной технологии
«-»
«+»

Необходимость структуризации большого объема материала учителем;
Необходимость составления большого количества заданий;
Отсутствие демонстрационных ТСО

Значительное повышение уровня теоретических знаний по геометрии;
Индивидуализация обучения;
Активизация познавательной деятельности учащихся;
Успешная подготовка учащихся к итоговой аттестации

Слайд№8
Результативность обучения геометрии в ходе итоговой аттестации 9-х классов в 2007 году
Выбор предмета – 25% от общего количества выпускников
«5» - 83 %; «4»- 17% ; «3»- НЕТ; «2»-НЕТ
Слайд №9
От каких ошибок в учебной работе молодого специалиста может уберечь применение подобной технологии?
Деятельность педагога
Мотивы поведения и состояния учащихся
Пути устранения недостатков

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала
Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению
Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения ею учащимися; дополнительные индивидуальные занятия

Недооценка или переоценка абстрактного или конкретного в обучении
Нервозное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий
Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления на развитие у учащихся научно-теоретического мышления

Слайд№10
Литература:
Бабанский Ю.В.Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М., Просвещение,1982.
Пидкасистый П.И.Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование.-М., Просвещение ,1980.
Скаткин М.Н.Проблемы современной дидактики.- М., Педагогика, 1980.
Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М., Просвещение, 1978.
Слайд№ 11
Пожелание молодому специалисту:
«Будьте стратегами: создавайте такие ситуации, чтобы ученик на уроке находился в постоянном внутреннем диалоге с учителем, мысленно спорил, сомневался, соглашался лишь тогда, когда четко осознавал каждую мысль учителя»!

с


1 6

8 3

5 7

2 4

a

b


с


1 6

8 3

5 7

2 4

a

b

a

b

800

800

B

A

C

D

B

D

E

A

C



15