Методическая разработка открытого урока по освоению и внедрению СОТ (технология диалоговой взаимопомощи) русского языка. Тема урока: «Корневые орфограммы».(2 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 65
городского округа Тольятти
Методическая разработка
открытого урока по освоению и внедрению СОТ
(технология диалоговой взаимопомощи)
русского языка.
Тема урока:
«Корневые орфограммы».
Тип урока: обобщающее повторение.
Учитель начальных классов:
Вдовина Т.А.
Класс: 3 «Б».
Форма проведение урока: урок – игра с использованием мультимедийной презентации.
Цель: обобщение знаний правил о правописании корня.
Задачи:
Обучающие: – формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова;– совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне);
Развивающие:– развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление учащихся;– развивать связную речь учащихся;– развивать орфографическую зоркость учащихся;
Воспитывающие:– воспитывать интерес к родному языку;– воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
осознавать собственные достижения при освоении учебной темы;
Познавательные УУД:
использовать приобретённые знания; выполнять учебное задание в соответствии с целью; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение;
Коммуникативные УУД:
договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе
Регулятивные УУД:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
Количество учащихся: 18 человек
Оборудование: мультимедийная презентация, книга Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”, CD - диск “32 урока с интермедиями и песнями. Радионяня. Весёлая грамматика”, сигнальные карточки с гласными буквами, дидактические карточки “Тесты для проверки знаний правил написания корня слов”, карточки с дифференцированными домашними заданиями, карточки с текстами, три волшебных сундучка, сладкие призы – шоколадные монетки.
Присутствовали: заместитель директора по УВР – С.М.Кайданович; председатель МО – Е.Ю.Новосёлова;
учителя – С.В.Суворова, А.П.Сурудина.
Ход урока
Организационный момент.
Русский язык очень богат,Многому научит непосед-ребят.Будем на уроке серьёзно изучатьСвой родной язык, конечно же, на “5”!
“Арабское письмо”.
– А начнём наш урок с арабского письма. Вы должны записать предложение, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд.
.атябер еынжурд тувиж онишавкотсорП В (Слайд 2).
– Прочитайте, что у вас получилось.
(В Простоквашино живут дружные ребята.)
Введение в тему урока.
В Простоквашино живутДружные ребята:Мальчик, пёс и кот –Ясно, полосатый.Хоть и ссорятся порой –Знаем мы из книжки,Но надёжнее друзейНету у мальчишки.
– О каких героях идёт речь? (Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин.)
– Подскажите поскорей:“Кто придумал этих друзей?”Выдумщик он дерзкий … (Эдуард Успенский!)
– А кто знает, как называется произведение Эдуарда Николаевича Успенского об этих друзьях? (“Дядя Фёдор, пёс и кот”.)– Эдуард Николаевич Успенский – не простой юморист, а детский. Поэтому среди его героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. Он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского и городского фольклора. (Слайд 3).– А сегодня на уроке мы отправимся вместе с героями Простоквашино искать клад. Каждый из героев должен преодолеть препятствия на своём пути. А мы будем помогать. А создавать эти препятствия будет ещё один герой этого произведения. Угадайте его.
Кто ворчит и почту носит?Иногда приходит в гостиС целым ворохом газет.Догадались или нет? (Это Печкин, почтальон.Кто из вас с ним не знаком?) (Слайд 4).
3. Работа по теме урока.
1) Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
– Печкин предлагает вспомнить Матроскину одну из тем русского языка. (Слайд 5).– Прочитайте слова:
ВОРОБЕЙ, ЗЕМЛЯНИКА, КАПУСТА, СОВА, ПОМИДОР, РЕБЯТА, ДОРОГА, БЕРЁЗА.
– Какое слово здесь “лишнее”? (Сова.)– Почему?– Можем ли мы слово СОВА написать без раздумий?– Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.)– Итак, сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Матроскину Печкин?(“Правописание безударной гласной в корне слова”.)– Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.)– Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.)– Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)– “Хорошо живётся ударной гласной корня, – пишет в своей замечательной книге для детей Бурмако – все её отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её под ударение, она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит труда!”– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. (Слайд 6).
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо:1) выяснить смысл слова;2) узнать, есть ли в слове безударный гласный;

3) узнать, в какой части слова этот безударный звук находится;

4) подобрать проверочное слово:– изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным
ИЛИ
– подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне;5) сравнить проверяемое и проверочное слово.
– Почтальон Печкин предлагает “эстафету – соревнование” между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные. (Слайд 7).

– В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова?– В каком – только подбором однокоренных слов?– Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Почтальон Печкин даёт ответы.– Помогите Матроскину, сделайте вывод о правописании безударной гласной в корне слова:
Если в корне гласный звукВызвал вдруг сомнение,Ты его немедленноСтавь под ударение. (Слайд 8).
2) Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова.
– А для Шарика Печкин подобрал задания на знание другого правила. (Слайд 9).
В нашем русском языке
“Ходят парами” БЭ-ПЭ,ВЭ и ЭФ, ГЭ-КА, ДЭ и ТЭ, ЖЕ-ША, ЗЭ-ЭС.Эти пары у людей вызывают интерес.Часто “хитрые подружки”Подменить хотят друг дружку.Как узнать, писать какую –Эту букву иль другую?С толку сбить хотят ребят.Но у нас не детский сад!Мы решим проблему эту!И расскажем всему свету.Предстоит сегодня вамВсё расставить по местам. (Стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик.)
– Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса.
Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф.
– Чем похожи все эти буквы? (Согласные.)– На какие группы можно их разбить? (Один – звонкий, другой – глухой.)– Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом.)– Сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Шарику Печкин. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)– Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова. (Слайд 10).
Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо:1) выяснить смысл слова;2) найти парную согласную в слабой позиции;

3) подобрать проверочное слово:– изменить форму слова так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная
ИЛИ
– подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная;4) сравнить проверяемое и проверочное слово.
– Печкин предлагает отгадать Шарику загадки и записать отгадки вместе с проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в слабой позиции.– Прежде, чем вы начнёте записывать слова, послушайте совет:
Смотреть в тетрадь соседа,Считаю, смысла нет.Ведь нет у вас уверенности,Знает ли сосед.
Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал.А проснувшись, стал реветь,Это зверь лесной – … (Медведь.) (Слайд 11.)
Он большой, как мяч футбольный,Если спелый – все довольны,Так приятен он на вкус,А зовут его … (Арбуз.) (Слайд 12.)
Сердитый недотрогаЖивёт в глуши лесной.Иголок очень много,А нитки ни одной. (Ёж.) (Слайд 13.)
Землю пробуравил,Корешок оставил,Сам на свет явился,Шапочкой прикрылся. (Гриб.) (Слайд 14).
То назад, то вперёдХодит, бродит пароход.Остановишь – горе!Продырявишь море! (Утюг.) (Слайд 15).
Невидимкой, осторожноОн является ко мне,И рисует, как художник,Он узоры на окне. (Мороз.) (Слайд 16).
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы вместе с Печкиным – работа в парах. (Слайд 17).– Работа в парах продолжается. Печкин предлагает вам прочитать текст и вставить в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу правильность вставленной буквы. (Слайд 18).
Солнечная пого…ка. Мы плывём на ло…ке к зелёному остро…ку. Под берё…ками и ду...ками прячутся гри…ки. Сла.кие яго…ки манят нас. Скорее на бере...!
(Работы детей проверяет жюри, итоги озвучивают в конце урока)
– Помогите Шарику, сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне:
Если слышишь парный звук,Будь внимательным, мой друг,Парный сразу проверяй,Слово смело изменяй:Зуб – на зубы, лёд – на льды –Будешь грамотным и ты. (Слайд 19).
Физкультминутка
(Учащиеся выполняют движения под слова песни “Глухие согласные” Радионяня. "Занимательная грамматика 2" - 32.Веселый урок - неясные согласные») http://muzofon.com/search/Радионяня/5/На дворе стоит мороз,Низкая температура.Стынет лоб и мёрзнет нос,Снег валит и небо хмуро.Покрывает землю лёдИ в машине стынет смазка.А в берлоге молодой медведь ревёт,Что нельзя ему кататься на салазках.
Чтобы знать, как тут быть,Надо слово изменить,Чтоб за звуком непонятным Гласная стояла.Сделай так поскорей –Сразу станет веселейИ послушай нашу песенку сначала.
На дворе стоит мороз –Нам морозы надоели.Стынет лоб и мёрзнет нос –Лбы от стужи покраснели.Покрывает землю лёдИ по льду скользит прохожий.А в берлоге молодой медведь ревёт,Что к медведям в гости он пойти не может.)4) Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.
– А дяде Фёдору Печкин предлагает вспомнить ещё одно “золотое” правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова. (Слайд 20).
– Составьте из данных слов предложение:
Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.
(Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)
– К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица.)– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.)– Назовите в этой пословице однокоренные слова.– Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз.– Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.)– Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т] выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].)– Как мы называем согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)– Какое же правило русской орфографии предлагает вспомнить Печкин дяде Фёдору?(Слова с непроизносимыми согласными в корне.)– Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.)– Какие ещё “хитрые” сочетания вы знаете? (Слайд 21).– Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. (Слайд 22).
Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:1) произнести слово;2) проверить, есть ли в слове “хитрые” сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;

3) подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо:

4) сравнить проверяемое и проверочное слово.
– Печкин предлагает вспомнить, что мы называем синонимами? (Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления.)
Работа в группах– Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните “хитрые” сочетания согласных.
здешний житель – местныйпасмурный день – ненастныйпечальная картина – грустнаязнаменитый артист – известныйвесёлый мальчик – радостныйстрашный ветер – ужасный (Слайд 23).
– Проверим с Печкиным вашу работу.– Помогите дяде Фёдору сделать вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова:
Иногда согласныеИграют с нами в прятки:Они не произносятся,Но пишутся в тетрадке.Мы родственное словоДолжны так подобрать,Чтоб Л и Т, и Д, и ВВ них верно написать.НО:вкусный, гласный, интересный,безопасный и небесный, и чудесный, и прекрасный,и ужасный, и напрасный.Этих слов не забывайте,букву Т в них не вставляйте! (Слайд 24).
– Молодцы! И в заключение Печкин предлагает вам ответить на вопросы теста.
(См. Приложение )5. Итог урока.
– Итак, какие “золотые” правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили?– Наши герои, благодаря вашей помощи, отлично справились со всеми заданиями и, конечно же, нашли свой клад. А для чего мечтали найти клад Матроскин, дядя Фёдор и Шарик? (Слайд 25).– А знаете ли вы, что героям Простоквашино поставлен памятник? (Рассказ ученика.)
Герою легендарного советского мультфильма “Простоквашино” почтальону Печкину открыт памятник в подмосковных Луковицах. Монумент самому знаменитому работнику почты отлили из бронзы высотой почти в два метра. А установили его, что, конечно, очень символично, напротив здания местного почтампа. Почтальон Печкин изображён на велосипеде, а рядом с ним расположились не менее примечательные герои мультфильма Матроскин и Шарик. (Слайд 26).
– Сегодня нам с вами тоже повезло. Вы преодолели пока небольшой, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте его на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз. (Слайд 27). Он находится в трёх волшебных сундучках. (У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём уровням.)
6. Домашнее задание– В первом сундучке задания для тех, кто умеет грамотно писать корень слова и не боится трудностей, может другим объяснить правила написания корня.
1. Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в которых были допущены ошибки.На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.2. Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах.Ученик сделал в диктанте три ____________.В аквариуме живут золотые ____________.К лесу вела узкая ____________.Сторож живёт в ______________.У берега реки стояла ветхая ____________.В берлогу зале_ бурый __________.)– Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.
Вставьте безударные гласные и подчеркните их.Л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков.
2. Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели корень. дв.ры р.дыгр.бок ш.гич.сы гр.зал.нейк к.за ст.лбы д.жди)
– В третьем сундучке задания для тех, кто тему не понял.
Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень.Ст.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.тёрка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га, ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вёр, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок.Запишите слова и подчеркните “хитрые” сочетания.трость – трос.никчесть – чес.ныйвесть – извес.ныйзвезда – звёз.ныйопасен – опас.ныйужасен – ужас.ный)
– Молодцы! Спасибо за работу на уроке! (Слайд 28).
А О Е
Я И
Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф.

Солнечная пого…ка. Мы плывём на ло…ке к зелёному остро…ку. Под берё…ками и ду...ками прячутся гри…ки. Сла.кие яго…ки манят нас. Скорее на бере...!
Тест для проверки знаний правил написания корня слов.
Родственными словами являются:а) роль, ролевой, король;б) вода, подводный, водить, водяной;в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).Проверочными словами к слову г.ра являются:а) гарь;б) горький;в) горка;г) загар.
Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:а) мороз;б) зима;в) холод;г) пальто.
К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика. Соедини их стрелками. Вставь пропущенные буквы.
Образуй от существительных прилагательные:радость – __________ненастье – __________счастье – ____________
(Критерии оценивания теста:нет ошибок – “5”1 ошибка – “4”2 ошибки –“3”3 и более ошибок – “2”.)
Высокий уровень
Исправьте ошибки
На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.
Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах.Ученик сделал в диктанте три ____________.В аквариуме живут золотые ____________.К лесу вела узкая ____________.Сторож живёт в ______________.У берега реки стояла ветхая ____________.В берлогу залез бурый __________.)Средний уровень
Вставьте безударные гласные и подчеркните их.Л…сные цв…точки, псв...тлело в л…су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, ...сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков.
Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели корень. дв…ры р…дыгр…бок ш...гич…сы гр...зал…нейк к…за ст…лбы д…жди)
Низкий уровень
Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень.
Ст..лы, м…сты, сл…ды, с…сновый, п…тёрка, с…нева, р…чушка, л…пили, г…ра, н…га, ч…сы, с…довник, т...нул, д…ска, к…вёр, кр...ты, тр…вяной, р...са, п…ясок.
Запишите слова и подчеркните “хитрые” сочетания.трость – трос…никчесть – чес…ныйвесть – извес...ныйзвезда – звёз…ныйопасен – опас...ныйужасен – ужас...ный)
-60960-53340Приложение к открытому уроку
по русскому языку
«Корневые орфограммы».

Содержание:
1.Сигнальные карточки
2.Карточки с дифференцированным домашним заданием
3.Мультимедийная презентация
00Приложение к открытому уроку
по русскому языку
«Корневые орфограммы».

Содержание:
1.Сигнальные карточки
2.Карточки с дифференцированным домашним заданием
3.Мультимедийная презентация