Урок-конференция как одна из форм развивающего обучения (статья из опыта работы).


Урок – конференция как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Автор: Вороненко М.Н.
Каким должен быть современный педагог, чтобы отвечать требованиям и задачам образования двадцать первого века? Конечно же, учитель должен любить то, чему он учит, и тех, кого он учит. Он должен разбираться в современных образовательных технологиях и мастерски использовать их в учебном процессе. Современный учитель должен разбираться в том, что происходит в образовании.
В соответствии с требованиями реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования урок-конференция - это урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков. Если на традиционном уроке ученики получали знания в готовом виде, то сейчас учащиеся сами добывают знания, а учитель направляет учащихся.
Урок-конференция - более высокая форма организации работы учащихся, чем семинарское занятие, более сложное сочетание фронтальной и индивидуальной работы. Подготовка и проведение конференций требует большой затраты сил и времени как от учащихся, так и от учителя, поэтому такие уроки следует проводить примерно три – четыре раза в году, то есть не чаще, чем один раз в четверть в каждом классе.
На конференциях подготовленные ученики выступают с докладами и сообщениями, причем все сообщения школьники готовят самостоятельно дома, используя дополнительную литературу - научно-популярные книги и журналы, газеты, материалы Интернет-ресурсов.
Цель урока-конференции – не только расширить и углубить знание учебного материала, познакомиться с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам, но и достичь деятельностной цели – научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Учитель ставит и содержательную цель – сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Подготовка учителя к уроку –конференции осуществляется поэтапно.
I этап.
Учитель определяет тему конференции, учебные задачи, которые предполагает решить на данном уроке, время ее проведения. Обычно такие уроки проводятся с целью углубления и расширения знаний учащихся.
II этап.
Учитель изучает теоретический материал по теме, используя специальную литературу, составляет план урока, отбирает литературу для учащихся. Не следует предлагать большое число новых пособий, лучше рекомендовать один - два источника. Полезно составлять картотеку дополнительной литературы по изучаемым на конференции темам, которая может быть использована в другой работе со школьниками. На карточках следует выписывать фамилию автора, название книги или журнала, место и год издания, используемые страницы.
III этап.
Учитель распределяет задания между учащимися. Для этого примерно за месяц до урока – конференции школьникам сообщается тема будущего урока, указывается литература для подготовки к нему и темы докладов.
IV этап.Учитель проводит индивидуальные консультации с учащимися, в процессе которых помогает докладчикам отобрать необходимый теоретический материал, определить объем выступления, составить его конспект.
Урок-конференция обычно начинается со вступительного слова учителя или учащегося, который сообщает тему занятия, раскрывает его значение, знакомит с планом проведения урока и поочередно предоставляет слово учащимся, готовившим сообщения. Остальные ученики должны не просто слушать докладчиков, а активно работать: самостоятельно конспектировать содержание выступлений или составить рецензии к некоторым из них. Рецензированию мы учим на уроке литературы.
Для снятия утомления учащихся во время прослушивания докладов учитель может делать обобщения не в конце урока, а в течение его - после одного – двух выступлений, обращая внимание на наиболее удачные моменты выступлений.
Активизировать внимание учащихся после прослушивания нескольких выступлений можно, организовав дискуссию по затронутому в них вопросу. В процессе дискуссии они учатся доказательно излагать свои мысли, общаться с товарищами. Не всегда дискуссия получается. Учитель не должен осуждать учащегося за неправильное мнение. Необходимо останавливать желающих посмеяться над товарищем.
Заключительная часть урока - конференции посвящается подведению итогов работы всего класса. Следует показать положительные моменты урока, о недостатках лучше поговорить индивидуально.
В ходе конференции возможно и чтение стихов, демонстрация фрагментов кинофильма, элементы театрализованного представления.
Таким образом, задачи уроков — конференций: активизация познавательной активности учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой, выступать публично, слушать других, обсуждать материал.