Статья для учителя начальных классовПортфолио учителя

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа №2












Портфолио учителя –

визитная карточка педагога –

профессионала











Подготовила: учитель начальных классов
Будцева Людмила Николаевна










2013 год
Современная школа при переходе на национальную модель образования нуждается в « новом» типе учителя – творчески думающем, владеющим современными методами и технологиями образования, приемами психолого – педагогической диагностики, способами конструирования педагогического процесса в условиях практической деятельности, умением анализировать свою профессиональную деятельность и прогнозировать ее результат. Существует много подходов к формированию навыков рефлексии ( самооценки) у учителя. Поговорим о портфолио учителя.
Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учета результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания как урочной, так и внеурочной деятельности учителя.
С помощью портфолио можно решить такую проблему, как аттестация педагога, когда ему необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя обобщить свой педагогический опыт и презентовать его. Кроме того, портфолио учителя может стать мотивационной основой совершенствования деятельности педагога.
Для того чтобы работа педагога над портфолио приобрела системный характер, необходимо зафиксировать основные задачи, этапы и планируемые результаты данной работы в специально подготовленной документации.
В нашей школе действует положение о портфолио учителя, которое официально на школьном уровне фиксирует задачи и цели, разделы портфолио.
Положение о портфолио учителя( педагогического работника)
Общие положения
Положение о портфолио учителя( педагогического работника) школы разработано с целью повышения качества образования и уровня компетентности и профессионализма педагогических работников.
Портфолио – это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные профессиональные достижения учителя в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие образования в школе, районе и регионе за определенный период времени.
Основные задачи ведения учителем портфолио:
выявление уровня профессионализма педагога;
объективная оценка деятельности учителя всеми категориями участников
образовательного процесса: администрацией школы, педагогическим
коллективом, обучающимися и их родителями;
обобщение и систематизация передового педагогического опыта;
рефлексия учителем собственной педагогической деятельности;
определение направлений и путей профессионального роста и развития учителя;
общественное признание достижений педагога.
Разделы портфолио
2.1. Каждый раздел должен содержать составленную педагогом аналитическую записку, в которой излагается опыт его работы в данном направлении.
2.2. В раздел « Официальные документы» включаются все имеющиеся у учителя сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения:
дипломы лауреата и участника конкурсов;
правительственные награды;
грамоты;
благодарственные письма;
сертификаты;
гранты и т. д.;
перечень всех представленных документов.
2.3. Раздел « Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке» содержит:
сведения о прохождении учителем курсов повышения квалификации за последние
5 лет:
- тема курсов;
- полное наименование организации, проводившей курсы;
- место проведения;
- номер и дата выдачи удостоверения, сертификата;
сведения о профессиональной переподготовке или получении учителем
дополнительного образования;
копии документов, подтверждающих наличие у педагога ученых и почетных
званий и степеней.
2.4. Раздел « Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта» включает сведения:
о наличии собственной системы методических разработок, публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей;
участии в мастер-классах, круглых столах, конференциях, стажировках;
разработке и реализации авторских концепций, программ или пректов;
участии в инновационной деятельности.
2.5. Раздел « Участие в профессиональных конкурсах» включает сведения об участии учителя:
в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
международных конференциях, конкурсах, проектах.
2.6.Раздел « Использование современных образовательных технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе» содержит:
название используемой технологии;
обоснование применения;
имеющийся или прогнозируемый результат.
2.7. Раздел « Демонстрация позитивной динамики достижений обучающихся» включает:
результаты образовательного процесса за определенный срок;
анализ соответствия знаний, умений учащихся государственному
образовательному стандарту;
анализ качества обученности;
педагогический анализ участия детей в олимпиадах и конкурсах;
анализ участия детей в научно-практических конференциях муниципального,
регионального и российского уровней;
результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;
результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя.
2.8. Раздел « Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах» содержат:
представленные администрацией школы характеристики отношения учителя к различным видам деятельности, коллегам, обучающимся и их родителям;
самоанализ учителем собственной педагогической деятельности;
отзывы о творческой работе учителя.
3.Оформление портфолио
3.1. Портфолио оформляется в кольцевой папке-накопителе с файлами.
3.2.В оглавление портфолио включается полный перечень материалов, сгруппированных по разделам.
3.3.Основные требования к оформлению портфолио:
систематичность и регулярность самомониторинга;
аналитичность, нацеленность автора на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов;
структуризация материала портфолио;
логичность изложения;
лаконичность всех письменных пояснений;
аккуратность и эстетичность оформления;
целостность, завершенность материалов;
наглядность представленной информации.
3.5. Титульный лист портфолио должен содержать следующие сведения:
полное название образовательного учреждения;
заголовок « Портфолио( Ф.И.О. в родительном падеже), учителя( преподаваемый предмет)»;
дата рождения учителя;
фотография произвольных размеров и характера;
сведения об образовании;
общий трудовой и педагогический стаж учителя;
стаж работы в данной должности, в данной школе;
квалификационная категория учителя с указанием срока действия, период, за который представлены документы и материалы;
классы, в которых работает учитель;
классное руководство;
город( село);
год.
4.Презентация портфолио
4.1. Основная цель презентации-показать основные результаты работы учителя, проделанной за определенный период времени.
4.2. Презентация портфолио может проходить в форме выставки портфолио, учебно – методических материалов, слайд – шоу, доклада и др.
4.3. Презентация портфолио проводится:
во время творческого отчета учителя в конце учебного года на последнем заседании предметного методического обьединения;
в период аттестации учителя на квалификационную категорию.
5.Анализ портфолио
5.1. Анализ портфолио проводится в конце учебного года.
5.2.Исчисление итоговой оценки портфолио осуществляет экспертная группа, состав которой определяется приказом директора школы.
5.3.По результатам оценки портфолио учителей школы составляется годовой рейтинг.
5.4. Учителя, набравшие наибольшее количество баллов по результатам оценки портфолио, награждаются премиями, грамотами.

Формирование портфолио в условиях реализации нового образовательного стандарта – необходимость для педагога.




















15