Статья Модель взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда при сопровождении учащихся с ЗПР

Модель взаимодействия
учителя начальных классов и учителя-логопеда
при сопровождении учащихся с задержкой психического развития
Жадан Светлана Томасовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №29» г. Северодвинска,
Красильникова Ирина Владимировна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория,
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №29» г. Северодвинска
С каждым годом растет число детей с проблемами в развитии: 1,6 млн. детей в РФ (4,5% от общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании [3]. Своевременная психолого-медико-педагогическая помощь таким детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Представляем вашему вниманию сложившуюся в нашем образовательном учреждении модель взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов, работающих с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития».
Данная категория учащихся отличается:
низким уровнем мотивации познавательной деятельности;
недостаточной организованностью и целенаправленностью её;
пониженной умственной работоспособностью;
стойкими трудностями в усвоении учебных знаний, умений и навыков;
эмоциональной поверхностностью;
неспособностью к волевому усилию;
аффективной возбудимостью и т.д. [6]
Это вызывает необходимость поиска путей совершенствования коррекционной работы, которая соответствовала бы следующим условиям: создание благоприятной обстановки, щадящего режима; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся; дифференциация требований и индивидуализация обучения и т.д. [7]. Этому способствует комплексное сопровождение учащихся, немаловажную роль в котором играют учитель-логопед и учитель начальных классов.
Мы стремимся к общей цели – помочь учащимся, испытывающим трудности в обучении, дать им качественное образование. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и учебно-воспитательного процесса.
Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от того, насколько слаженно будут взаимодействовать логопед и учитель, насколько едины будут подходы и требования в их работе.
Рассмотрим созданную нами систему взаимодействия учителя и логопеда:
Блоки
Цель
Виды совместной деятельности

1 блок – подготовительная работа
Выявление детей «группы риска» в ДОУ
Беседа с психологом и логопедом ДОУ.
Проведение родительского собрания в ДОУ.
Проведение занятий по подготовке к школе, в т.ч. логопедом

2 блок – диагностика

- Выявление индивидуальных особенностей детей и определение путей развивающей работы.
- Оценка эффективности проводимой коррекционной работы
Комплексное обследование учащихся.
Систематическое проведение анализа письменных работ, в т.ч. по развитию речи
Совместное заполнение речевых карт и дневников индивидуального сопровождения.

3 блок – планирование
Составление годового плана совместной работы
Постановка задач совместной коррекционной работы
Выбор тем для совместной работы и отражение их в календарно-тематическом планировании учителя и планировании логопеда
Планирование работы с родителями.

4 блок – коррекционно-развивающий
Обеспечение специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в развитии детей
Взаимопосещение занятий и уроков.
Проведение интегрированных уроков и групповых коррекционных занятий.
Совместная подготовка внеклассных мероприятий.
Организация проектной деятельности учащихся

5 блок – информацион-
но-просвети-
тельский
Проведение разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей
Работа в школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме
Проведение консультаций для педагогов
Работа с родителями:
- совместные консультации;
- мастер-классы;
- родительские собрания.

   
Остановимся на некоторых блоках более подробно. Например, в коррекционно-развивающий блок входит такая составляющая как интегрированные уроки, по проведению которых совместно учителем и логопедом нами накоплен немалый опыт.
Для обоснования необходимости использования интегрированных уроков в процессе обучения учащихся с ЗПР можно привести следующие аргументы:
возможность изучения материала по одной теме с разных точек зрения;
широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников;
развитие умственной деятельности, познавательных процессов;
формирование положительной учебной мотивации;
воспитание нравственных качеств.
Какие же уроки и в какой форме можно использовать для решения этих задач?
Обучение грамоте (примером может быть любая тема, т.к. этот этап обучения самый важный для пропедевтики нарушений письменной речи);
Русский язык (это и уроки развития речи, например, творческая мастерская «Письмо о родном городе», коллективное сочинение «Письмо африканскому мальчику о зиме»; и обобщающие уроки по любой теме, например, урок-игра «Крестики-нулики» «В стране однокоренных слов»);
Литературное чтение (особенно продуктивно для развития речи проходят уроки по устному народному творчеству, обобщающие уроки по теме «Поэтическая тетрадь», уроки внеклассного чтения, например, брейн-ринг «По страницам сказок А.С.Пушкина» и другие литературные игры);
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (примерами служат урок-путешествие в зоопарк «Какие бывают животные?», урок-телепередача «Пока все дома», урок-защита проекта «Мал городок, да дорог»);
Речь и культура общения, это курс, который ведется в нашей школе в специальных коррекционных классах (практически каждый урок может быть интегрированным, если посмотреть на темы «Какую речь приятно слушать?», «Учимся сочинять загадки», «Редактируем сочинение» и др., очень интересно и продуктивно прошел у нас в 4 классе урок «Фразеологические обороты» в форме игры «Умники и умницы»).
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Такой урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность, то есть представляет собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса, результат достигается только совместными, объединенными усилиями [2]. В рамках интегрированного курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.
Каждый педагог выполняет свою роль, мы избегаем дублирования в работе:
учитель-логопед работает над речевым дыханием, корректирует звукопроизношение, совершенствует фонематические процессы, отрабатывает новые лексико–грамматические категории, формирует навыки связной речи;
учитель начальных классов в свою очередь работает над темой урока, решает поставленные задачи, развивает учебную деятельность, активизирует мыслительные процессы и т.п.
Совместно педагоги ведут работу по созданию оптимальной организации учебного пространства на уроке. Коррекционная направленность предполагает, что методы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию.
Школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения. Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. И на этом этапе необходимо контролировать процесс формирования «сопряженного» мышления, отмечать момент, когда оно стало внутренней потребностью ученика. Отслеживание такого результата работы помогает сделать выводы об ее эффективности.
Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, лучше усваивается материал, создается комфортная психологическая обстановка. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, за счет переключения учащихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока, что очень важно при обучении детей с ЗПР.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества.
Работая с детьми, имеющими ЗПР, надо помнить, что одной из главных задач является формирование у них желания учиться, возрождение утраченной веры в свои возможности. Необходимо обеспечивать условия для постоянной деятельности самих учащихся. Установлено, что человек усваивает 10% информации, если слышит; 40%, если видит и 90%, если делает сам. Поэтому достаточно внимания мы стараемся уделить в своей работе проектной деятельности. Совместно с учителем-логопедом, начиная со 2 класса, при создании коллективных проектов мы развиваем:
интеллектуальные умения (развитие познавательных интересов учащихся);
исследовательские умения (ориентация в информационном пространстве);
организационные умения (планирование деятельности, распределение обязанностей);
коммуникативные умения (сотрудничество в процессе работы, оказание помощи);
презентационные умения (выступление перед аудиторией);
рефлексивные умения (оценка своего вклада и общего результата).
Ведь проект – это “пять П”:  Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Каждый педагог при подготовке проекта вносит свой вклад в развитие младших школьников:
Логопед на своих занятиях максимально обогащает лексический запас детей через знакомство с произведениями русского народного творчества, развивает связную речь через составление описательных рассказов, творческих пересказов, инсценировок.
Учитель в свою очередь организует экскурсии, развивает интерес и умение пользоваться различными источниками информации, учит эффективно сотрудничать в разнообразных по профилю группах, развивает связную речь, расширяет и закрепляет знания детей по каждой теме.
Работая над проектом, учителя согласуют свои педагогические действия: создают условия для преодоления проблем в развитии учащихся в процессе оказания им индивидуально-ориентированной, психолого-педагогической и социальной помощи; предоставляют каждому ребенку возможность для самораскрытия, самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
Во 2 классе мы создали долгосрочный проект «Мал городок, да дорог», презентация которого прошла на обобщающем уроке окружающего мира по теме «Наш город», который был проведен вместе с родителями. Вся работа над проектом велась под девизом «Любить – значит знать». Ребята подбирали пословицы и поговорки по теме, участвовали в игре в ассоциации «Магнит», находили информацию о достопримечательностях, предприятиях и улицах родного города, составляли рассказы, придумывали рекламу, читали газеты, проверяли свои знания о городе, учились работать в группах.
В 3 классе мы привлекали наших учащихся к проектам, связанным с внеурочной деятельностью. Так в течение 2 четверти мы знакомились с новогодними традициями и обычаями, разучивали праздничные песни и хороводы, готовили декорации и костюмы, учились актерскому мастерству. И вот наш продукт – спектакль «Новогодняя сказка» - был показан родителям, воспитанникам дошкольных учреждений, учащимся начальной школы.
А весной новый проект – «Масленичная карусель», цели которого:
знакомство с истоками культурных традиций русского народа и пополнение знаний  в области русского фольклора, обрядов старины;
привлечение в активную творческую деятельность учащихся и их родителей;
обучение работе в команде: учителя, учащиеся и родители.
В ходе этого проекта ребята уже работали в творческих группах «историки», «фольклористы», «исследователи», «игровики», «кулинары». Результатом стали такие продукты, как «Масленичный календарь», сборник устного народного творчества «Сударыня Масленица», картотека масленичных игр и конкурсов, «Словарь традиций и обрядов», «Блинная книга». А презентация проекта прошла в форме праздника «Широкая Масленица».
Проектная деятельность позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе; открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Также считаем немаловажным тот факт, что активными участниками во всех проектах являются родители учащихся, что позволяет привлечь их внимание к школе, направить процесс воспитания в нужное русло, оказать педагогическую поддержку.
Останавливаясь на блоке «Информационно-просветительском» можем отметить то, что родительские собрания в нашем классе проводятся регулярно не только классным руководителем, но учителем-логопедом. Их тематика: «Кто они, дети с ЗПР?», «Как помочь своему ребенку учиться», «Развиваем устную речь» и др. С целью оказания помощи родителям организуем мастер-классы «Делим слова на слоги», «Звуковой анализ слова» и др., в ходе которых под руководством педагогов родители в практической деятельности овладевают слоговым и звуковым анализом и синтезом, знакомятся с приемами, играми, которые могут применять, занимаясь дома со своим ребенком.
Участие в этих мероприятиях учителя-логопеда позволяет родителям четко увидеть цели и задачи логопедической работы с детьми, уяснить, каким образом нарушения письменной и устной речи влияют на успешность обучения ребёнка общеобразовательным предметам, это создаёт устойчивую мотивацию взаимодействия со специалистом коррекционно-логопедического процесса.
Мы представили модель взаимодействия учителя и логопеда и можем сделать вывод, что именно такой подход к сопровождению учащихся с ЗПР позволяет значительно облегчить коррекционную работу и повысить качество коррекционного воздействия, делает наши уроки и занятия более интересными, занимательными, с сохранением единых требований. Кроме того, у детей при явной заинтересованности педагогов в их личном успехе, повышается интерес к тому, что дается им с огромным трудом, а зачастую и большой неохотой.
Об эффективности сотрудничества педагогов говорят и следующие результаты по итогам 3 класса:
нарушения письменной речи зафиксированы лишь у 30% (по сравнению с 90% в 1 классе);
техника чтения выше нормы - у 80% детей;
снизилась ошибочность при чтении;
60% учеников написали итоговый диктант на «4» и «5».
Кроме того, повысились учебная мотивация и работоспособность, стало более устойчивым внимание, улучшилось эмоциональное состояние, развиваются навыки самоконтроля. Детям комфортно в нашем классе. Это главный итог нашей работы. Мы верим в возможности каждого ребенка, и считаем, что надо учить и развивать каждого ученика.
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве» [1]. На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, работающие в коррекционных классах.

Библиографический список
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей /ООН, Нью-Йорк, 30.09.1990.
Два в одном: Интегрированный урок: из опыта работы: метод. пос. / Авт._сост. О.Е. Архипова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2003.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.
Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: «Аркти», 2004.
Дмитриева А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми потребностями //«Дефектология». – 2005. - №4.
Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005.
Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: «Аркти», 2005.
Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1/ С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д Вильшанская. – М: 2005.