Рефлексивный отчёт коучинг занятия на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках»


Рефлексивный отчёт коучинг занятия
на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках»
Ангаралиевой Перузы Байрамовныучителей казахского языка
школы-гимназии №1 им А.С. Пушкина Функциональная грамотность- это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности , который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помоши текстов и других сообщений. И владение навыками функциональной грамотности – стало одним из требованием динамично развивающего мира. И мы задались целью провести коучинг занятие на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках». Целью, которого, мы поставили - знакомство с новыми методами и технологиями обучения навыкам функционального чтения; дать представление о тех навыках, которые необходимо системно применять в учебной деятельности.
И для успешного проведения данного коучинг занятия, мы посчитали необходимым установление благоприятного климата и доверительной атмосферы, положительного настроя при работе в группе и для облегчения участникам вхождения в контакт, развития нестандартного творческого мышления провести упражнения «Предметы по кругу». Сутью которого является-встать в круг и выбрать предмет: ручку, книгу, линейку, или два предмета, придумать для него образ, и продемонстрировать пантониму всем стоящим в группе, сосед по цепочке должен угадать образ. И это задание поспособствовало раскрытию не только креативности, но и установлению доброжелательного настроя на ход на дальнейшее проведение коучинг занятия. Так как выполняя данное задание участники коучинг занятия проявили не только чувство юмора, но и свою сообразительность.
Далее нам предстояло выявить значение термина «грамотность». И для этого мы посчитали наиболее своеобразным проведение приема критического мышления «понятийное колесо», то есть написать ассоциации к слову, а затем называть их поочередно не повторяясь друг за другом. И это дало нам понять, что мы не ошиблись в выборе задания, так как участники коучинг занятия ассоциировали не только со сферой образования, но и с остальными, важным для существования в социуме. И этому поспособствовал удачный подбор задания.
И благодаря проведению преведущего задания нам удалось подвести наших коллег к знакомству с новыми методами и технологиями обучения навыкам функционального чтения, дать им представление о тех навыках, которые необходимо системно применять в учебной деятельности, показав и прокомментировав презентацию о «Формировании функциональной грамотности на уроках». Затем побудив их к обсуждению о необходимости привития навыков функциональной грамотности путем открытых вопросов и конструктивного диалога и навыков владения глубокого аудирования.
Далее мы предложили нашим коллегам выполнить небольшое разминочное упражнение под видео клип «Macarena» , выполняя его совместно с ними, показав им нашу открытость и гибкость.
Затем, чтобы выявить, какими же навыками владеют функциональной грамотности владеют наши коллеги мы предложили поработать в группах с отрывками из текстов , не похожих по стилю написания и содержания , дав из задание прочитать ниже приведенные примеры и обсудив в группах ответить на вопрос «Как вы думаете, что их объединяет?»:
1.Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает , то их полижет;
Очки ни действуют никак.
И.А.Крылов «Мартышка и очки»
2. Утром вы бегло прочитали название лекарства на упаковке и приняли предписанную вам дозу. Вскоре вы почувствовали себя плохо. Позже выяснилось , что вы приняли препарат, который был выписан вашему дедушке.
3. В большом городе вы оказались в метро и заметили , что часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...»
4. Вы пытаетесь загрузить программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию , снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно...
5. Заполняя бланк беседы по развитию, в графе «Функциональные обязанности» работник написал: сканирование рынка, отслежка платежей, забивание клиентов в базу, а также их поиск и обаяние.
6. На одном из избирательных участков каждый четвертый избиратель заполнил бюллетень неверно. Голоса данных избирателей были анулированы...
7. В результате непрофессиональных действий водителя автобуса
произошла серьезная авария.. .
И благодаря этому заданию, мы убедились, что большинство из них владеют навыками функциональной грамотности. Хотя оставшая часть имела затруднения при выполнении данного задания и смогла справиться с ним благодаря нашей поддержке и наводящих вопросов.
А для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности мы предложили заполнить таблицу, используя индикаторы в таблице левого столбика и глаголы правого столбика сформулировать определения индикаторов функциональной грамотности. Участники коучинг занятия справились с данным заданием успешно, имея затруднения в формулировке определения «компьютерная грамотность» в связи с отсутствием навыков владения с информационно-компьютерными технологиями.
А итоги коучинг занятия мы подвели, проведя упражнения «Веночек», попросив по очереди все присуствующих класть руку на плечо соседа слева (или справа, но все в одном направлении), даря те знания или навыки, которые были приобретены на протяжении коучинг занятия. И мы посчитали , что проведение именно данного упражнения поспособствовало выявлению тому, что научились наши коллеги в ходе коучинг занятия, слыша какие слова они произносили друг другу.