Рабочая прграмма по технологии (неделимые)


Ростовская область, Тацинский район, станица ТацинскаяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ___________ /Н.И. Солошенко/
Приказ от 31.08.2015 № 167
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии 8 – е классы
основное общее образование
Количество часов 35
Учитель Прошина Наталья Анатольевна
Программа разработана на основе
Программы начального и основного общего образования, авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011;
Авторская рабочая программа по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под редакцией В.Д. Симоненко - 2011 г., авторы-составители Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова. Т.А. Подмаркова, издательство «Учитель» Волгоград;

2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 , основой послужили:
1. Программы начального и основного общего образования «Технология», Издательский центр «Вентана-Граф» г. Москва 2011 г.
2. Авторская рабочая программа по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под редакцией В.Д. Симоненко - 2011 г., авторы-составители Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова. Т.А. Подмаркова, издательство «Учитель» Волгоград.
Программа составлена с учётом индивидуальной работы с учащимися, имеющих задержку психического развития, которые должны обучаться в специальных коррекционных классах VII вида.Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
■ формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
■ освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
■ формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
■ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
■ овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
■ развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
■ формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
■ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
■ профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Задачи учебного курса
Образовательные:
приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
■ культура, эргономика и эстетика труда;
■ получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
■ основы черчения, графики и дизайна;
■ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
■ творческая, проектно-исследовательская деятельность;
■ технологическая культура производства;
■ история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
■ распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
■ с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
■ устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин); ■ предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
■ методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
■ информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
■ основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
■ умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
■ умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
■ навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
■ навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
■ навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
■ навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
■ умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
■ умением соотносить личные потребности с требования ми, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума
рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. В связи с тем, что в здании школы отсутствует специальное помещение, для обучения навыкам приготовления пищи, соответствующее СанПиН 2.4.2. 2821-10 пункт 5.12, практические работы по технологии приготовления блюд, после изучения теоретического материала и необходимого инструктажа, учащиеся выполняют самостоятельно, под наблюдением родителей в домашних условиях. Проверка ведётся по видео и фото - материалам, предоставленным в электронном варианте.
Основные отличительные моменты данной рабочей программы заключаются в следующем:
В разделе «Технология ведения дома» рассмотрены вопросы, одинаково востребованные мальчиками и девочками. Данный раздел одинаково необходим мальчикам и девочкам для успешной адаптации и социализации во взрослой жизни.
Раздел «Электротехнические работы» очень тесно связан с физикой и является важным для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; помогает понимать назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
В рамках учебного предмета «Технология» в 8 классах часть учебного времени используется для изучения учащимися строительных ремонтно-отделочных работ
Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» позволяют мальчикам и девочкам ознакомиться с историей и современностью народных художественных промыслов; изучить особенности понятия «натюрморт», «пейзаж». Данная тема одинаково для мальчиков и девочек привлекательна тем, что в процессе обучения школьников, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций. В целом обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально – активную и технологически грамотную личность.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Творческие проекты».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1ч. в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
■ трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
■ умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
■ навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
■ с основными технологическими понятиями и характеристиками;
■ технологическими свойствами и назначением материалов;
■ назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
■ видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
■ профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
■ со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
■ рационально организовывать рабочее место;
■ находить необходимую информацию в различных источниках;
■ применять конструкторскую и технологическую документацию;
■ составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
■ выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
■ конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
■ выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
■ соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
■ осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
■ находить и устранять допущенные дефекты;
■ проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
■ планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
■ распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
■ понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
■ развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
■ получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
■ организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
■ создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
■ изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
■ контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
■ выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
■ оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
■ построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Творческие проекты».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1ч. в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Содержание программы
Вводное занятие
Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 8-х неделимых классов , библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
Кулинария
Заготовка продуктов
Причины порчи продуктов, способы их сохранения. История возникновения консервов. Определение срока хранения консервов по шифру на крышках банок.
Ассортимент блюд с использованием консервов.
Практические работы. Приготовление блюд с использованием консервов по выбору учащихся.
Варианты объектов труда: салаты и бутерброды с использованием консервированных продуктов.
Сервировка стола
Требования к качеству готовых блюд. Составление меню. Расчёт стоимости продуктов. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами.
Технология приготовления пищи
Виды домашней птицы, их кулинарное применение. Первичная обработка птицы. Тепловая обработка птиц. Санитарно-гигиенические требования. Классификация супов в зависимости от состава и технологии приготовления на заправочные, молочные, супы-пюре, прозрачные, холодные и сладкие.
Сервировка стола к обеду.
Практические работы. Приготовление супов по выбору учащихся.
Варианты объектов труда: супы.
Технологии ведения дома
Элементы домашней экономики
Экономические функции семьи. Понятие «домашняя экономика». Источники доходов семьи. Особенности семейной предпринимательской деятельности. Бюджет семьи.
Практические работы. Описание источников, из которых складываются доходы семьи. Составление перечня товаров и услуг, которые могла бы производить семья. Составление бюджета семьи на 1 месяц. Расчет затрат на приобретение необходимых вещей к началу учебного года.
Варианты объектов труда: рабочая тетрадь, инструкционные карты.
Как правильно делать покупки
Штриховой код потребительского товара, правила его расшифровки. Основные правила определения качества продуктов (колбасы, молочные продукты, фрукты, овощи, мясо, птица, рыба).Практические работы. Расшифровка штриховых кодов, определение качества предложенных продуктов по внешнему виду.
Варианты объектов труда: упаковки товаров, штриховые коды, продукты питания по выбору учителя.
Ремонт помещений
Основные требования к уходу за квартирой. Проветривание. Освещение. Борьба с сыростью. Уборка, средства для уборки. Уход за мебелью.
Практические работы. Составление последовательности генеральной уборки квартиры.
Варианты объектов труда: рабочая тетрадь.
Реконструкция старой мебели. Обновление мягкой мебели
Способы обновления старой мебели, варианты ее отделки. Мягкие накладные элементы. Замена обивки.
Практические работы. Замена обивки мягкой мебели.
Варианты объектов труда: стулья, кресла.
Электротехнические работы
Электрические источники света (лампы накаливания: моноспиральные,биспираль-ные криптоновые). Электронагревательные приборы: утюг и электропечь. Устройство, принципиальная электрическая схема, правила эксплуатации, приемы безопасной работы. Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, их устройство и правила пользования.
Практические работы. Изучение устройства лампы накаливания (моноспиральные, биспиральные криптоновые), утюга, амперметра.
Варианты объектов труда: утюг, амперметр.
Современное производство и профессиональное образование
Сферы производства и разделение труда
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Анализ структуры предприятия.Понятие о профессии.
специальности, квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Построение плана профессиональной карьеры.
Пути получения профессионального образования
Роль и виды массовых профессий производства и сервиса. Региональный рынок труда и его
конъюнктура. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Интересы и увлечения человека. Определение склонностей и качеств личности, построение планов профессионального образования и трудоустройства. Возможности построения карьеры и профессиональной деятельности.
Творческие проектные работы
Способы оформления проекта. Презентация. Основа разработки дизайнерской задачи проекта. Выбор темы проекта. Выбор материалов по соответствующим критериям. Подбор материалов н инструментов. Технология выполнения выбранного изделия. Расчет себестоимости изделия. Экологическое обоснование. Значимость рекламы. Презентация готового изделия. Зашита проекта. Практические работы: Последовательность выполнения изделия. Значимость соблюдения требовании безопасности труда.
Тематический план
Разделы и темы Количество часов
Вводное занятие 1
Кулинария 6
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 4
Технологи ведения дом 9
Современное производство профессиональное образование 4
Электротехнические работы 2
Творческие проектные работы. 5
Черчение и графика 4
Итого 35
Календарно-тематическое планирование

у-рока№
у-ро-кав те-меДата Раздел, тема урока, количество часов Основные виды учебной деятельности Требования к результату Виды контроля Региональ-ный компонент Мате-риально-техническое обеспе-чениепо плану
8а/8б клас-сыпо факту
8а/8б
клас-сыВводный урок- (1 ч)
1 1 01.09
03.09 01.09
03.09 Технология как учебная дисциплина..1 час Знакомство с целями и задачами курса «Технология», изучение правил по ТБ.
Применение правил на практике.
Знать/понимать: правила безопасного поведения при использовании инструментов, механизмов; правила безопасного труда на уроках технологии.
Уметь: применять правила ТБ на практике Ответы на вопросы. К/п Пред-мет-Технология.
Кулинария- (6 ч)
2 1 08.09
10.09 08.09
10.09 Виды домашней птицы.
1 час Изучение первичной и тепловой обработки кур, сроков и способов хранения пищевых продуктов. Знать/понимать: правила безопасных приемов труда, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни;
Уметь: определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Беседа, ответы на вопросы. Домашняя птица Дона. к/п Виды домаш-ней птицы
3 2 15.0917.09 15.09.17.09 Способы определения готовности блюд из птицы.
1 час Изучение способов определения готовности и оформления блюд из птицы.
П. р.
Составление технологической последовательности приготовления блюда из домашней птицы. Знать/понимать: правила безопасных приемов труда, влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
Уметь: выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд. Проверка практ. работы Традиционные национальные (региональные) блюда «Жаркое из курицы» - (рус. кухня К/п Готовые блюда из птицы
4 3 22.09
24.09 22.09
24.09 Сервировка стола.
1 час Изучение способов оформления блюд и правила их подачи к столу, оранжировкой стола цветами,складывания салфеток различными способами, изготовления приглашения.
П. р.
Складывание салфеток. Знать/понимать: правила безопасных приемов труда, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой; виды оборудования современной кухни;
Уметь: выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; составлять меню завтрака, обеда, ужина;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил этикета за столом; сервировки стола и оформления приготовленных блюд. Опрос.
Проверка практ. работы. к/п Подача готовых блюд
5 4 29.09
01.10 29.09
01.10 Блюда с использова-нием консервов.
1 час Изучение ассортимента блюд с использованием консервов. Беседа. Знать/понимать: правила безопасных приемов труда, влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
Уметь: выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни. Беседа. К/п Блюда из консерв6 5 06.10
08.10 06.10
08.10 Причины порчи продуктов.
1 час Изучение причин порчи продуктов, способы их сохранения. Знать/понимать: правила безопасных приемов труда, влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
Уметь: выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
Ответы на вопросы. К/пПричи-ны порчи продук-тов.
7 1 13.10
15.10 13.10
15.10 Пищевые добавки. Изучение причин порчи продуктов, способы их сохранения. Знать/понимать: виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
Уметь: выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, рукоделие – 4 часа
8 2 20.10
22.10 20.10
22.10 Контрольная работа по теме «Кулинария».
1 час Тестирование.
Проверка теоретических знаний учащихся по разделу «Кулинария». Уметь обобщать полученную информацию по разделу. Проверка практ. работы Калорит- ное и эстетичес-кое своеоб-разие донской культуры декупажа. К/п Декори-рование9 3 27.10
29.10 27.10
29.10 «Декупаж». Технология декорирования
1 час Изучение современных направлений декорирования, правил по ТБ.
П.р. Выполнение эскиза декупажаЗнать/понимать: правила безопасных приемов труда, виды традиционных народных промыслов;
Уметь: выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием, оборудования и приспособлений, художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий. Проверка практ. работы Презен-тация Декорирование
10 4 10.11
12.11 10.11
12.11 Окончательная обработка изделия.
1 час Практикум.
Качество образца. Знать/понимать: правила безопасных приемов труда, виды традиционных народных промыслов;
Уметь: выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием, оборудования и приспособлений, художественной обработки изделий; выполнения различных видов художественного оформления изделий. Проверка практ. работы К/п Оконча-тельная обработка
11 5 17.11
19.11 17.11
19.11 Синтетические волокна.
1 час
П. р. «Определение ткани сложных структур». Знать/понимать классификацию
и символику волокон.
Уметь определять вид волокон по внешнему виду.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием, оборудования и приспособлений, художественной обработки изделий; Проверка
практичес-кой работы. Коллек-ция тканей, видео
«Произ-водство тканей», «Хими-ческие волокна».
Технология ведения дома – 9 часов.
12 1 24.11
26.11 24.11
26.11 Семья, её функции.
1 час Знакомство с понятием семейная экономика, изучение функций семьи. Знать/понимать: основные понятия: функции семьи, бюджет семьи, доходы, расходы, рынок товаров и услуг
Уметь: ориентироваться на рынке товаров и услуг, производить оценку качества товара.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оптимального ведения бюджета семьи, самостоятельной ориентации на рынке товаров и услуг. Беседа. Казачья семья: нравствен-ные устои; уклад;обы-чаи и традиции. К/п «Семей-ная экономика»
13 2 01.12
03.12 01.12
03.12 Потребности семьи.
1 час Знакомство с основными потребностями семьи. Знать/понимать: основные понятия: потребности семьи, потребительская корзина.
Уметь: ориентироваться на рынке товаров и услуг; производить рациональное планирование расходов семьи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оптимального ведения бюджета семьи, самостоятельной ориентации на рынке товаров и услуг. Работа с учебным пособием. К/пПотреб-ности семьи.
14 3 08.12
10.12 08.12
10.12 Информация о товарах.
1 час Знакомство с источниками информации о товарах.
Работа с документами. Знать/понимать: права и обязанности потребителя; способы защиты прав потребителя;
Уметь: защищать свои права, как потребителя, ориентироваться в законодательных актах с целью защиты своих прав.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа потребительских качеств товаров и услуг. Ответы на вопросы К/пИнфор-мация о товарах.
15 4 15.12
17.12 15.12
17.12 Торговые символы, этикетки и штрихкоды.
1 час
Контрольный тест по темам «Дом. экономика. Синтетические волокна»
20 мин. Ознакомление с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена.
П. р. «Расшифровка штрихкода». Знать/понимать: права и обязанности потребителя; способы защиты прав потребителя;
Уметь: защищать свои права, как потребителя, ориентироваться в законодательных актах с целью защиты своих прав.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа потребительских качеств товаров и услуг. Проверка практ. работы.
Тест К/п Торго-вые символы, этикетки и штрих-коды.
16 5 22.12
24.12 22.12
24.12 Бюджет семьи.
1 час Знакомство с понятием «бюджет семьи», его структурой. Знакомство с доходной частью бюджета. Знакомство с расходной частью бюджета.
Игра «Создай свою семью» Знать/понимать: основные понятия: бюджет семьи, доходы, расходы, рынок товаров и услуг
Уметь: ориентироваться на рынке товаров и услуг, производить оценку качества товара.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оптимального ведения бюджета семьи, самостоятельной ориентации на рынке товаров и услуг. игра Раздаточный матери-ал.
17 6 12.01
14.01 12.01
14.01 Расходы на питание.
1 час Изучение рационального планирования расходов на основе актуальных потребностей семьи, правил выбора способа совершения покупки, правил расчета минимальной стоимости потребительской корзины Ознакомление с основами рационального питания. П.р. Расчёт потребительской корзины. Знать/понимать: основные понятия: потребности семьи, потребительская корзина.
Уметь: ориентироваться на рынке товаров и услуг; производить рациональное планирование расходов семьи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оптимального ведения бюджета семьи, самостоятельной ориентации на рынке товаров и услуг. Проверка практ. работы К/пРасходы на питание.
18 7 19.01
21.01 19.01
21.01 Обязательные платежи.
1час Знакомство с видами обязательных платежей.
П.р. Работа с раздаточным материалом.
Знать/понимать: основные понятия: бюджет семьи, доходы, расходы, рынок товаров и услуг
Уметь: ориентироваться на рынке товаров и услуг, производить оценку качества товара.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оптимального ведения бюджета семьи, самостоятельной ориентации на рынке товаров и услуг. Проверка практ. работы К/пОбяза-тельные платежи
19 8 26.01
28.01 26.01
28.01 Ремонт помещений.
1 час Изучение основных требований по уходу за квартирой и её ремонта.
П. р. «Составление последовательности ремонта квартиры». Знать/понимать: правила безопасных приемов труда, характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ;
Уметь: планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены. Проверка практ. работы К/п Ремонт помещений.
20 9 02.02
04.02 02.02
04.02 Реконструкция старой мебели.
1 час П. р. «Составление последовательности замены обивки мягкой мебели». Знать/понимать: правила безопасных приемов труда, характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки мебели; средства оформления интерьера.
Уметь: планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением мебели;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены. Проверка практ. работы П/к Реконструкция старой мебели.
Электротехнические работы-2 часов.
21 10 09.02
11.02 09.02
11.02 Электротехни-ческие работы.
1час Ознакомление с общими сведениями об устройствах и путях экономии электроэнергии.
П. р. «Расчёт стоимости электроэнергии». Знать/понимать: назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;
Уметь: объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам. Проверка практ. работы К/пЭлектротехни-ческие работы.
22 11 16.02
18.02 16.02
18.02 Влияние электронных приборов.
1 час
Изучение влияния электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Знакомство с профессиями, связанными с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Знать/понимать: правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту; влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке. Беседа К/пВлияние электронных прибо-ров на здоровье человека
Проектирование и изготовление изделий – 5 часов.
23 1 23.02
25.02 18.02
25.02 Контрольный тест.
1 час
Тестирование.
Проверка теоретических знаний учащихся по разделу «Дом. экономика. Электротехнические работы» Уметь обобщать полученную информацию по разделу. Тест 24 2 01.03
03.03 01.03
03.03 Разработка дизайнерской задачи.
1 час
Изучение составляющих творческого проекта.
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта.
Анализ моделей-аналогов из банка идей.
Выбор модели проектного изделия.
Знать/понимать технологические особенности выполнения изделия, основные технологические понятия.
Уметь подбирать материалы и инструменты, цветовую гамму; выполнять эскиз изделия; соблюдать правила ТБ, проводить самоанализ.
рассчитывать стоимость изделия; проводить самоанализ, обосновать целесообразность предлагаемого изделия; провести презентацию изделия Творчес-кий проект 25 3 08.03
10.03 01.03
10.03 Изготовление изделия.
1 час Творчес-кий проект 26 4 15.03
17.03 15.03
17.03 Экономичес-кое обоснование проекта.
1 час Творчес-кий проект 27 5 05.04
31.04 05.04
31.04 Защита проекта.
1 час Оценка выполненной работы. Защита работы.
Творчес-кий проект Современное производство и профессиональное образование (4ч)
28 1 12.04
07.04 12.04
07.04 Сферы профессиональной деятельности.
1 час Знакомство со сферами и отраслями современного производства, основными составляющими производства; структурными подразделениями производственного предприятия. Знать/понимать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.
Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства Беседа Социально-професси-ональный портрет моего региона. К/п Сферы профес-сиональной деятель-ности.
29 2 19.04
14.04 19.04
14.04 Понятие о профессии, специальности.
1 час Изучение разделения труда на производстве, приоритетных направлений развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Знакомство с влиянием техники и технологий на виды и содержания труда. Знакомство с понятиеми профессия, специальность и квалификация работника. Знать/понимать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.
Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства Опрос Работа с учебным пособием 30 3 26.0421.04 26.0421.04 Роль профессии в жизни человека.
1 час Знакомство с путями получения профессионального образования, видами учреждений профессионального образования, ролью профессии в жизни человека, видами массовых профессий сферы производства и сервиса, анализом предложений работодателей на региональном рынке труда.
Поиск информации о возможностях получения профессионального образования и трудоустройства. Знать/понимать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.
Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства Беседа Я в «трудной» ситуации выбора будущей профессии Дона. 31 4 03.05
28.04 03.05
28.04 Диагностика склонностей личности.
1 час Изучение учета качеств личности при выборе профессии, профессиональных качеств личности и их диагностики, источниками получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности.. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудовой деятельности. Знать/понимать: факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.
Уметь: находить информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства. Анкетирование Раздаточный матери-алЧерчение и графика – 4 часа
32 1 10.0505.05 10.0505.05 Условно-графические символы.
1 час Знакомство с использованием условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
Знать/понимать: технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;Уметь: выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий. Беседа К/п Условнографи-ческие символы
Чертёж-ные инстру-менты33 2 17.0512.05 17.0512.05 Виды документации.
1 час Знакомство с понятием о системах конструктор-ской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
П.р. Чтение чертежей, схем, технологических карт.
Знать/понимать: технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;Уметь: выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий. Проверка практ. работы К/п
Виды документации
Чертёж-ные инстру-менты34 3 24.0519.05 24.0519.05 Применение компьютерных технологий при выполнении графических работ.
1 час П.р. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ.
Знать/понимать: технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;Уметь: выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий. Проверка практ. работы Чертёж-ные инстру-менты35 4 31.05
26.05 31.05
26.05 Построение чертежа и технического рисунка с помощью компьютерных технологий.
1 час Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
П.р. Построение чертежа и технического рисунка. Знать/понимать: технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;Уметь: выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий. Проверка практ. работы Чертёж-ные инстру-ментыРабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Технология 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Матяш, А.А. Электов, В.Д. Симоненко и др./ под ред. В. Д. Симоненко./ - М.: Вентана-Граф, 2013-2015г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
РАЗДЕЛ «Основы ведения домашнего хозяйства»
Учащийся должен
Знать/понимать: экономические функции семьи; понятие «домашняя экономика»; источники доходов семьи; особенности семейной предпринимательской деятельности; бюджет семьи; правила расшифровки штрихового кода; основные способы определения качества продуктов; основные требования к уходу за квартирой; средства для уборки; правила ухода за мебелью; обустройство современного интерьера квартиры своими руками; способы обновления старой мебели и варианты ее отделки; основные стили мебели.
Уметь: описывать источники, из которых складываются доходы семьи; составлять перечень товаров и услуг, которые могла бы производить семья; составлять бюджет семьи на 1 месяц; рассчитывать затраты на приобретение необходимых вещей к началу учебного года; расшифровывать штриховые коды, определять качество основных продуктов питания; составлять последовательность генеральной уборки квартиры; выполнять простые работы по замене обивки мягкой мебели.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноправного участия в рациональном ведении домашнего хозяйства.
РАЗДЕЛ «Кулинария»
Учащийся должен
Знать/понимать: историю возникновения консервов; ассортимент блюд с использованием консервов; классификацию супов в зависимости от состава и способа приготовления, причины порчи продуктов, способы их сохранения; понятие «десерт»; необходимые продукты для приготовления сладких блюд; классификацию сладких блюд; посуду и приборы для подачи холодных и горячих блюд.
Уметь: определять срок хранения консервов по шифру на крышках банок, готовить супы и блюда с использованием консервов; готовить сладкие блюда, сервировать стол при подаче десерта.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного приготовления блюд с использованием консервов, супов, сладких блюд и их оформления;сервировки стола.
РАЗДЕЛ «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» Учащийся должен
Знать/понимать: наиболее распространенные виды рукоделия (аппликация, ручная вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, макраме), технологию изготовления изделий с использованием определенных видов рукоделия, современные направления декорирования, правила по ТБ.
Уметь: изготавливать декоративные изделия с использованием любого вида рукоделия (по выбору).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для украшения жилого интерьера оригинальными изделиями, выполненными своими руками.Декорировать изделия в технике «декупаж»; подбирать материал и цветовую гамму; оценивать свою деятельность, ориентируясь на поставленные цели.
РАЗДЕЛ «Технологии ведения дома»
Учащийся должен
Знать/понимать: влияние применяемых материалов на окружающую среду, элементы декора, правила эксплуатации систем водоснабжения канализации и отопления. Рациональное планирование расходов, основные источники информации о товарах, права потребителей и способы их защиты.
Уметь: определять стиль мебели по изображениям; разрабатывать творческий проект оформления квартиры; выполнять элементы рельефных накладок, резные элементы для декорирования мебели.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания своими руками оригинальных предметов домашнего обихода.
РАЗДЕЛ «Электротехника» Учащийся должен
Знать/понимать: виды соединения элементов в электрических цепях, их условные обозначения. Понятия: постоянного и переменного электрического тока, напряжения и силы тока; классификацию электропроводов по назначению; виды электронагревательных приборов; устройство, принципиальную электрическую схему, правила эксплуатации, приемы безопасной работы утюга; устройство и принцип действия электроизмерительных приборов, правила пользования ими; разбираться в устройстве лампы накаливания, утюга, амперметра.
Уметь: читать и составлять принципиальные электрические схемы; собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным включением нагрузки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного использования бытовой техники.
РАЗДЕЛ «Современное производство и профессиональное образование» Учащийся должен
Знать/ понимать:сферы современного производства, профессиональное деление работников, роль профессии в жизни человека.
Уметь:анализировать структуру предприятия, определять факторы, влияющие на уровень оплаты труда, находить источники информации о профессиональном образовании, сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
РАЗДЕЛ «Черчение и графика» Учащийся должен
Знать/понимать: технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертёж.эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
Уметь: выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Система оценки и видов контроля
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология». Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля.
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.
Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты.
Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.
Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов технологии. В зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.
В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.
На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования Оценка «5»
ставится, если учащийся: Оценка «4»
ставится, если учащийся: Оценка «3»
ставится, если учащийся: Оценка «2»
ставится, если учащийся:
Защита проекта Обнаруживает полноеСоответствие содер-жания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все
Поставленные вопросы. Умеет самостоятельно
Подтвердить теорети-ческие положения
конкретными примерами. Обнаруживает, в основном, полное соответствие
доклада и проделаннойработы. Правильно
и четко отвечает почти на все
поставленные вопросы. Умеет, в основном,
самостоятельно подтвердить
теоретические положения
конкретными примерами Обнаруживает неполноеСоответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно
подтвердить теоретическое
положение конкретнымипримерами. Обнаруживает незнание большей части
проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
Оформление проекта Печатный вариант.
Соответствие требованиям
последовательности
выполнения проекта.
Грамотное, полное изло-жение всех разделов.
Наличие и качество наглядных материалов
(иллюстрации, зарисовки,фотографии, схемы и т.д.). Соответствие техноло-гических разработок
современным требов-аниям. Эстетичность
выполнения. Печатный вариант.
Соответствие требованиям
Выполнения проекта.
Грамотное, в основном, полное изложение всех
разделов. Качественное,
неполное количество
наглядных материалов.
Соответствие технологи-ческих разработок
современным требованиям. Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологичес-ких разработок современным требованиям. Рукописный вариант. Не соответствие
Требованиям выполнения проекта.
Неграмотное изложение всех разделов.
Отсутствие наглядных материалов.
Устаревшие технологии обработки.
Практическая направлен
ностьВыполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.
Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении. Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.
Соответствие технологии выполнения Работа выполнена в соответствии стехнологией.
Правильность
подбора
технологических
операций при проектировании Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется
Качество
проектного
изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей математики, ИВТ и технологии ______________И.А.Приходькоот __________ № ____ _____________201_ г
Руководитель МО___________