РАБОТА НАД СОЗДАНИЕМ ДИАФИЛЬМА С КОМПОНЕНТОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОТА НАД СОЗДАНИЕМ ДИАФИЛЬМА
С КОМПОНЕНТОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Две проблемы обозначены в заглавии предложенной статьи. Одна из них связана с созданием самодеятельного «диафильма» силами самих учащихся. Другая соотносится с самыми современными методическими воззрениями, касающимися проектной деятельности детей.
В практике педагогической деятельности стоит обратиться к исследованию Т. И. Шамовой по проблеме проектного обучения. Роль и место метода проектов Т. И. Шамовой определяются и с точки зрения теории, и с позиции анализа тех правил, кото рые обеспечивают успешность проектной деятельности: личностный смысл деятельности ученика повышает его мотивацию и учении и развивает творческий потенциал.
Первоочередным условием для работы по созданию в классе самодеятельных диафильмов должно быть знакомство учителя С кинематографической природой диафильма и его связью с мс диаобразовательными технологиями.
В предварительный этап этой работы входит анкетирование учащихся. В анкету могут войти, например, вопросы:
-Что такое диафильм?
-Есть ли у тебя дома диафильмы?
-Есть ли любимые диафильмы?
-Какие две составные части диафильма ты знаешь?
-Хотел бы ты быть автором диафильма?
-В какой роли ты хочешь выступить: в роли художника или сценариста?
Результаты анкетирования позволяют перейти к следующему этапу: уточнить основные сведения о жанре диафильма.
Диафильм - цельное экранное произведение, созданное по специально написанному сценарию. Расстановка, последовательность кадров в определённом порядке в соответствии со сценарием определяется монтажом. Межкадровый монтаж - характерная отличительная черта диафильма.
Обычно в каждом диафильме присутствуют изображение и покадровый текст (субтитр). Изображение и субтитр неотделимы друг от друга. Их сочетание на протяжении всей ленты и создают цельность содержания, которая характерна для диафильма.
У диафильма свой выразительный язык. Этот язык не идентичен языку слов, он является своеобразным синтезом изображения и слова при явном приоритете изображения. (Понятия, связанные с диафильмом, приведены для сведения учителя.)
Учащиеся должны понять, что создание диафильма - это не юлько интересный, но и полезный вид работы: он помогает бы- ггро вспомнить художественное произведение и правильно пересказать его.
Затем необходимо познакомить детей с определением сценария и других понятий, связанных с диафильмом.
Сценарий - литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создаётся диафильм (мультфильм, видеофильм)
Автор сценария - сценарист. Нам предстоит побыть в роли сценариста. Но текст не отделим от изображения. Значит, будем и иллюстраторами.
высказывания, различные по типу речи (повествование, описание, рассуждение).
2. Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение, сочинение, письмо, записи в дневнике, отзыв. Написать под диктовку текст в 90-100 слов; изложить текст в 110-115 слов по самостоятельно составленному плану; написать сочинение (100 слов) с элементами повествования, описания, рассуждения на заданную тему на основе прочитанного, детской теле- и радиопередачи, кинофильма; написать отзыв о прочитанной книге.