Конспект урока по географии на тему: Политические и экономические системы стран. Типология государств. Международные организации (10 класс)


Конспект урока
Тема урока: Политические и экономические системы стран. Типология государств. Международные организации.
Цель:
- образовательная – ознакомить учащихся с понятиями «тип страны», «типология»; рассмотреть особенности современной социально-экономической типологии;
- развивающая – развить умения определять тип стран мира, пользуясь картами атласа; характеризовать страны.
-воспитательная – воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.
Дайте ответы на вопросы.
Какая экономическая система существовала в Советском Союзе?
Какие изменения в экономике нашей стране происходили в связи с переходом на рыночную систему ведения хозяйства?
Что такое республика?
Джамахирия – это …
Монархия – это …
Монархия бывает …?
Задание 2.
Охарактеризуйте страны по приведенной таблице
Таблица 1
Страна Историко-
географический
регион Форма государственного устройства Форма административно-территориального
устройства
Вариант 1. Беларусь, Соединенные Штаты Америки, Индия.
Вариант 2. Германия, Япония, Польша.
Вариант 3. Великобритания, Китай, Австралия.
Вариант 4. Италия, Россия, Франция.
IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Государства можно сгруппировать по разным признакам, например по форме государственного устройства, площади, численности населения. Сегодня мы попробуем объединить страны по другим признакам (критериям). Почему? Так как они расскажут не только об особенностях страны, но и раскроют связи между, казалось бы такими разными характеристиками, как занятость в разных сферах хозяйства, объемы произведенной продукции, уровень и продолжительность жизни, уровень образования.
IV. Изучение нового материала.
Сегодня различают четыре типа экономических систем: традиционную, командную, рыночную и смешанную.
Традиционная экономическая система – это такая система, при которой хозяйственные отношения строятся на основе традиций и обычаев, сложившаяся столетиями. Она сохранилась только в племенных общинах экономически развитых стран.
Командная (плановая) экономическая система основывается на государственной собственности, директивном ценообразовании, централизованном планировании и распределении.
Рыночная экономическая система – основывается на частной собственности, конкуренции, свободном ценообразовании и свободном обмене товарами.
Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой - выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.
При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев. На первом этапе создания типологии действительно приходится проделывать огромную статистическую работу, но далее необходимо еще найти сходные черты, которые выделяют те или иные страны в обособленные группы.
Типологии бывают разные. Они учитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т. п. Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.
Страны делятся на группы (классифицируют) по различным признакам. По величине территории и численности населения, выделяют крупные государства (Китай, Индия, США), средние (Франция, Украина, Турция) и малые (Бельгия, Эквадор, Ливан). Можно также выделить группу карликовых стран (Ватикан, Монако, Андорра, Лихтенштейн).
За национальным составом населения можно выделить однонациональные государства (Швеция, Япония, Польша) и многонациональные (Россия, Индия, США). Можно также выделить континентальные и островные государства и т.д.
По уровню социально-экономического развития все государства объединяются в три группы: высокоразвитые (страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль, ЮАР); среднеразвитые (Греция, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Мексика, Венгрия, Чехия, Чили, Беларусь, Россия, Болгария, Украина, Молдова, Латвия, Литва, Колумбия, Парагвай, Индонезия, Филиппины, Тунис, Марокко) и развивающиеся страны (Афганистан, Нигер, Сомали, Чад)Задание.
Вспомните, что вы знаете о рыночной экономической системе и заполните таблицу «Рыночная экономическая система»
Таблица 1
Преимущества рыночной системы Недостатки рыночной системы
Это саморегулирующая, динамическая система с внутренним порядком и закономерностями. Существуют разные виды собственности на средства производства, в том числе частная. Свобода предпринимательства. Можно заниматься любым видом деятельности, который не запрещен законом.
Объемы производства и потребления регулируются через рынок.
Цены формируются под влиянием спроса и предложения.
Предприниматели действуют в условиях конкуренции. Это позволяет рационально использовать и распределять производственные ресурсы, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей, повышать качество произведенных товаров и предоставленных услуг, ускорять технический процесс, повышать производительность труда. Имеет стихийный характер развития с чередованием спадов и пиков производства. Надо быть готовым к возможным кризисным явлениям, безработице, банкротству.
Возможно формирование монополий, которые осуществляют диктат над потребителем.
Цены на товары и услуги колеблются.
Отсутствие эффективных механизмов для решения социальных проблем.
Ограничены возможности развития фундаментальных научных исследований.
Отсутствие эффективных механизмов защиты окружающей среды.
Происходит расслоение общества, появляются бедные и богатые.
V. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
Дайте ответы на вопросы:
Назовите виды экономических систем.
Расскажите о классификации стран по структуре занятости в областях хозяйства.
Что такое аграрная страна? Чем она отличается от индустриальной?
Назовите характерные особенности постиндустриальных стран и приведите примеры таких стран.
Сравните рыночную и командную систему экономики.
Задание 2.
Заполните таблицу «Типы государств по уровню развития»
Таблица 2
Тип государства Подтип Характерные особенности Примеры стран
Задание 3.
Вопросы.
Какие факторы обусловили появление индустриальных стран?
Как вы считаете, чем обусловлена связь между показателем ВВП на душу населения и уровнем образования?
Чем вы объясните значительные отличия между развивающимися странами?
Задание 4.
Прием «Как вы думаете?»
Какие показатели социально-экономического развития, по вашему мнению, является более важным при характеристике типа стран?
Существует ли зависимость между размером территории страны и её уровнем экономического развития? Доведите свое мнение на конкретных примерах.
Почему, по вашему мнению, некоторые страны, где доход населения высокий, (например: Саудовская Аравия, Катар, Кувейт), относят к странам, что развиваються?VI. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1.
Постройте диаграмму которая отображает долю стран – членов ЕС и ключевых государств в мировом ВВП.
Таблица 3
Название страны Количество, %
США 28
Китай 12
Япония 10
ЕС 28
Другие страны 32

Задание 2.
Дайте ответы на вопросы.
1.Какие черты характерны для экономик стран Большой семерки?
2.На какие подгруппы подразделяются среднеразвитые страны переходной экономики?
3.Чем объясняется большое количество подтипов развивающихся стран?
4.Какие национальные интересы защищает суверенное государство?
Задание 3.
Игровая минутка "Знаете ли вы страны мира?"
1.Страна Восходящего Солнца? (Япония)
2.Страна Утренней Свежести? (Корея)
3.Страна Тюльпанов? (Нидерланды)
4.Остров Свободы или Длинная зеленая ящерица с глазами из воды и камня? (Куба)
5.Изумрудный Остров (Ирландия)
6.Поднебесная? (Китай)
7.Страна Кленового Листа?(Канада)
8.Страна Тысячи Островов? (Индонезия)
9.Страна Тысячи Озер? (Финляндия)
10.Страна Льда и Огня, или Отшельник Атлантики? (Исландия)
Задание 4.
Дайте ответы на вопросы.
1.Назовите виды экономических систем?
2.Расскажите о классификации стран по структуре занятости в областях хозяйства?
3.Что такое аграрная страна? Чем она отличается от индустриальной?
4.Назовите характерные особенности постиндустриальных стран и приведите примеры таких стран.
Задание 5.
Игровая минутка. «Кто быстрее соберем карту мира?»
Для выполнения этого задания необходима карта мира, разрезанная на прямоугольники. Задача учащихся – как можно быстрее восстановить карту в первоначальном виде.
VII. Итог урока.
Сегодня на уроке мы рассмотрели такие понятия как «тип страны», «типология». Рассмотрели особенности современной социально-экономической типологии стран и научились определять тип страны.
VIII. Домашнее задание.
§ 5 конспект. Составить кроссворд по теме. Приготовится к контрольной работе.