Консультация для воспитателей и родителей «Ребёнок играет один»

РЕБЁНОК ИГРАЕТ ОДИН


А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Каков ребёнок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет». Значит игра – ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребёнка. Игра – школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребёнка. Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, и дидактические. В современных условиях расширилась классификация игр:
1. Игры по инициативе детей: игры эксперименты; игры с водой, с песком, глиной.
2. Сюжетно-самодеятельные игры: собственные знания; собственный опыт; режиссёрские игры.
Через игру формируем чувства, творчество и взаимоотношения детей, интерес, любознательность, эстетические чувства и предпочтения. Игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества. Самое плохое – осуждение игры, не надо делать замечания. Если ребёнок не готов, это приводит к внутри личностному конфликту, отсюда неполноценность, вялость, пассивность, чувство страха. Надо предупредить родителей, которые, желая блага своему малышу, что они могут перегрузить ребёнка занятиями, не учитывая индивидуальную особенность.
Новая игрушка – всегда радость, но проходит час – два, и она уже брошена, уже не интересна. Кто тут виноват? Игрушка, ребёнок или папа с мамой? Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность. Самое сложное, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Пусть ребёнок сам доделывает, додумывает. К сожалению, подсказка – распространённая форма «помощи» детям, но она только вредит. Наша обязанность, чтобы ребёнок открывал истины, сначала те, которые все знают, потом – которые знают некоторые, потом уже сам человек открывает свою истину. Игрушек много, а он не играет. Игрушки себя исчерпали. Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать ребенку задачу для ума может не вся игрушка. Строительный материал, пирамидка, мозаика не надоедают детям.
Современные дети смотрят телевизор. В мультфильмах и фильмах насилие встречается довольно часто. Быстрые меткие движения роботов привлекают мальчиков. Дети подражают роботам – игрушкам, не понимая о чём идёт речь. Крича громко, поднимая ноги вверх, ребёнок выплёскивает накопившийся гнев, обиду, злость. Задача взрослого – подойти к ребёнку и узнать во что он играет, что будет делать, когда победит. Одного ребёнка нельзя оставлять наедине с такими играми, обязательно должен быть рядом взрослый, чтобы остановить агрессию. Если ребенок играет один тихо, спокойно, положительно использует накопленный опыт (просмотр мультфильмов, чтение книг, наблюдения), не надо мешать ему. Наоборот надо создать благоприятные условия для игры. Уважительно относиться к игре ребенка.


Используемая литература.

Сотникова В.М. «Современные подходы к игровой деятельности детей»
 Д. В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре.

15