АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ
Статьева М.Н.
МОУ «Тубинская СОШ»

Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук. Широта образовательно – воспитательной задачи предмета география развивается и совершенствуется. Главным считаю совершенствование урока, так как и обучение, и воспитание, и привитие интереса к предмету, и развитие учеников реализуется в основном через урок. Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников через использование нетрадиционных форм занятий.
Нетрадиционные формы проведения уроков составляют прочную основу системы моей работы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Они содержат в себе неограниченные возможности для ликвидации перегрузки учащихся во время занятия и выполнения домашнего задания.
Географические диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работе, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карты, учебника, дополнительной литературы, пишут стихи, рассказы, рисуют, выполняют макеты, что способствует формированию более высокого уровня знаний и развития. Эффективен урок – исследование в виде конкурса «Почемучек». Ребятам интересно и важно знать не только где, но и почему, по какой причине, например, летом днем у поверхности Земли воздух теплее; грязный снег тает быстрее, чем чистый; почему образуются облака или начинает идти дождь; на Земле происходит смена времени года? Многие ответы на эти почему сопровождаются опытами.
Форма урока – путешествие, лучше всего подойдет для повторительно-обобщающего занятия. Можно отправиться в морское путешествие или по хребту географии пройти долину «сомнений», перевал «успеха», пропасть «ошибок», вершину «капитанов», пик «я умею», побывать «на привале».
Урок – игра по мотивам телевизионных передач дает возможность попробовать свои силы, обрести уверенность каждому ученику. Например: в «Своей игре» учащие сами себе выбирают вопросы, на которые должны ответить, в игре «Рифма» пригодится не только знание географических объектов, но также воображение и творчество: Аты – баты шли солдаты, и попали на (Карпаты), получили вы наказ отыскать горы (Кавказ)
Если урок – игра, как правило, проходит в конце темы, то элементы занимательной географии можно использовать на каждом уроке: загадки (Название какой реки у вас во рту – Десна; назовите самую горячую землю - Огненная Земля); пословицы (день и ночь – сутки прочь); народные приметы (много снега – много хлеба); поговорки, сказки, сказания, стихотворения, и легенды.
При оценка знаний учащихся применяю тестовые задания, географические диктанты, самоконтроль и самооценку знаний. Большой помощник в этом электронные тематические диски и презентации, энциклопедии и задания по подготовке к ЕГЭ.
Опыт выполнения нестандартных заданий помогает ученикам при участии в международном молодежном конкурсе «Географический чемпионат», в школьных и районных предметных олимпиадах, интернет проектах и викторинах.
15