Аналитический отчет учителя за межаттестационный период


Оглавление
1.Введение
1.1.Анализ возникших противоречий
1.2.Определение проблемы
2.Аналитическая часть
2.1.Теоретический анализ
2.2.Анализ выбора путей реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников
2.3.Анализ влияния реализации проектно-исследовательской деятельности на формирование всех видов универсальных учебных действий учащихся и качества обучения
2.4.Анализ проблем, возникших при реализации программы
3.Проектная часть
3.1.Задачи
3.2.Заключение
3.3.Программа саморазвития
4.Список литературы
5.Приложения

Введение
 
В соответствии с образовательной политикой РФ, Свердловской области, законом «Об образовании» от 01.09.2013 г., и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на сегодняшний день перед учителем поставлена непростая задача. Вместо обычной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится системно-деятельностный подход, т.е. развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.
Возникает вопрос: готов ли к этому ребенок, впервые переступивший порог школы?
Принимая свой очередной 1 класс в 2010 году и проведя стартовую диагностику готовности к школе, я выявила следующее:
1)пространственное восприятие: 8 чел. (63%) - средний уровень, 5чел. (37%) - низкий уровень; 2)зрительное восприятие: , 10 чел. (78%) - средний уровень, 3 чел. (22%) - низкий уровень; 3)развитие фонематического слуха: 1 чел. (7%) - высокий уровень, 5 чел. (35%) – средний уровень, 7 чел. (58%) – низкий уровень; 4)умение сравнивать два множества: 10 чел. (78%) – средний уровень, 3 чел. (22%) – низкий уровень; Познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение): 9 чел. (72%) – средний уровень, 4 чел. (28%) – низкий уровень; общая ориентация в окружающем мире: , 8 чел. (65%) – средний уровень, 5 чел. (35%) – низкий уровень; личностные черты (по тесту Р.Кеттела): 1 чел. (7%) – высокий уровень, 8 чел. (65%) – средний уровень, 4 чел. (28%) – низкий уровень; индивидуальные межличностные особенности: высокий уровень – нет, 9 чел. (63%) – средний уровень, 4 чел. (37%) – низкий уровень.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу – 6 чел. (48%) – средний уровень, 7 чел. (52%) – низкий уровень, умение адекватно принимать оценку взрослого и сверстников – 5 чел. (40%) – средний уровень, 8 чел. (60%) – низкий уровень, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками – 5 чел. (40%) – средний уровень, 8 чел. (60%) – низкий уровень, умение строить простое речевое высказывание – 6 чел. (48%) – средний уровень, 7 чел. (52%) – низкий уровень.
Из результатов диагностики мне стало ясно, что к моменту поступления в школу у каждого ребенка стихийно накоплен некоторый опыт - интуитивно распознавать эмоции и намерения людей, обмениваться сообщениями с детьми и взрослыми, действовать совместно или отдельно в разных ситуациях. Но этот опыт у каждого ребенка еще очень мал, хрупок, а у отдельных детей явно низок, на столь же невысоком уровне находятся при поступлении в школу и универсальные учебные действия, и это при том, что 79% посещали детский сад. А значит, моя задача – структурировать этот опыт, наполнить его новым содержанием и новыми умениями, позволяющими ребенку овладеть универсальным инструментом саморазвития.
Это определило для меня основную проблему : как, выполняя условия нового образовательного стандарта, найти наиболее эффективный подход к формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Ознакомившись с различной литературой на данную тему, а так же проанализировав свою педагогическую деятельность за прошедший межаттестационный период, я сделала опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- проектную технологию;
- ИКТ-технологию;
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
- здоровьесберегающую технологию.
Анализируя данные технологии еще глубже, пришла к выводу, что проектная технология как раз очень удачно сочетает в себе все остальные, поэтому решила взять ее за основу как технологию развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Эта технология использовалась мной не только в прошлый межаттестационный период, при работе по теме «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся», но и с предыдущими классами, задолго до внедрения ФГОС, и могу с уверенностью говорить о ее положительном влиянии. Эта технология не что иное, как попытка моделирования жизни, которая мотивирует учеников на добывание новых знаний. Такая мотивация – успешно рзработать тему проекта - бывает намного сильнее, чем требования учителя и родителей хорошо учиться для получения хороших оценок. .
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это работа, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат ее, найденный способ решения, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для ученика.
Учебный проект с моей точки зрения – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать проектную деятельность, вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования учащихся, а именно обучить:
- рассмотрению проблемы, выделения подпроблем, формулирование проблемы и постановке задач,
вытекающих из проблемы.
- целеполаганию и планированию деятельности ученика
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта)
- представление результатов своей деятельности и хода работы
- презентации в различных формах, с использованием макета, плаката, компьютерной презентации,
чертежа, модели, театрализации, видео, аудио и сценических представлений.
- поиску и отбору информации и усвоению необходимого знания
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях.
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта
проектирования.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Т.е. основным общеучебным умениям и навыкам
Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения:- распознавать проблему и преобразовывать ее в цель предстоящей работы;- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;- найти и привлечь нужные ресурсы;- оценивать достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки;- осуществить презентацию результата своей работы.
Практическая значимость проектной технологии:
 расширяется кругозор в предметных областях;
 повышается способность к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации;
 происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
 наилучшим образом развиваются творческие способности;
 развиваются речь и умение выступать перед аудиторией.
Поэтому я выдвинула для себя следующую педагогическую идею: создание на уроке и вне его условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, позволяющей сформировать универсальные учебные действия, основанные на использовании проектной деятельности.
Исходя из идеи, поставила следующую цель: раскрытие потенциала технологии проектов для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности его реализации в учебной и внеклассной деятельности.
В соответствии с заявленной целью выделила следующие задачи:
рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;
исследовать влияние проектной деятельности на формирование всех видов универсальных учебных действий;
выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для формирования и развития УУД у младших школьников;
выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов в начальной школе.
создать условия для успешного применения метода проектов в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
провести мониторинг влияния проектно-исследовательской деятельности на формирование всех видов УУД.
. Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение проектной деятельности, на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе повлечёт за собой повышение эффективности урока и всего учебно-воспитательного процесса.
Считаю, что процесс внедрения проектно-исследовательских технологий в учебную и внеклассную деятельность, при соблюдении вышеперечисленных условий, вполне управляем. Об этом свидетельствует анализ моей практической деятельности.
Аналитическая часть.
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».
А. ТоффлерИтак, приоритетной задачей федерального государственного образовательного стандарта является формирование всех видов универсальных учебных действий. Что же такое УУД? В широком значении термин «универсальные учебные действия» как раз и означает умение учиться. Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной проблемы является обучение на основе организации проектно-исследовательской деятельности.
Для этого сравним универсальные учебные действия с общими проектно-исследовательскими умениями и навыками.
УУД Проектно-исследовательские умения и навыки
Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание) Самоконтроль и самооценка
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция Умение ставить цель и планировать свою работу
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли) Задавать вопросы
Умение доказывать и защищать свои идеи
Познавательные
общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;
действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов
Умения и навыки структурирования материала
Уметь давать определение понятиям; классифицировать;
умения делать выводы и умозаключения выдвигать гипотезы
умение видеть проблемы.
Глядя на эту таблицу, становится ясно, что УУД тесно связаны с умением проектировать свою деятельность.
Учитывая, что формами организации проектно-исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
строить понятные для партнёра высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только новое знание, но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД:
адекватная самооценка;
испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Проектная деятельность играет важную роль и в формирование регулятивных УУД: -в определении целей деятельности,
-составления плана действий по достижению результата творческого характера;
-в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;
-в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность:
-предполагать, какая информация нужна;
-отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; -сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Таким образом, я пришла к выводу, что, организуя проектно-исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Но работа должна вестись в системе, организованно , на протяжении всех лет обучения в начальной школе, которую я и попыталась создать в межаттестационный период.
Прежде всего передо мной стал вопрос: справедливо ли всё вышесказанное и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако уверена, что начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Не секрет, что уже в начальной школе у детей отсутствует желание учиться – как неинтересный вид деятельности учебу оценивают 30% первоклассников и 65% выпускников начальной школы. У школьников нет мотивации к получению новых знаний. Мотивация – это ведь не только «хорошо учиться, чтобы поступить в институт». Дети должны понимать, зачем им нужны знания или конкретные навыки. Если спросить детей – а для чего писать грамотно? Что они ответят? Чтобы двойку не поставили? Если дети не видят, что эти навыки им будут нужны по жизни, то класса с третьего они почувствуют, что обучение – это насилие. Ребят не устраивает объяснение, что тот или иной материал  им необходим потому, что поможет, например, в институт поступить!. Но если поиски ответа на вопрос «Зачем нужно писать грамотно?» сделать целью проектной деятельности, и детям самим придется  давать на этот вопрос ответ, у них появляется интерес и даже азарт исследователя, и на фоне ярко выраженного познавательного мотива новая и нужная информация хорошо усвоится.        Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит метод проектов можно считать к тому же и здоровьесберегающей технологией. Участие в проектной деятельности активизирует школьников, у детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их и сразу использовать для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – успешно разработать проект – оказывается более сильной, чем выдвигаемое родителями и педагогами  требование учиться, чтобы получать хорошие оценки, или копить знания.
Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что: 1) метод проектов выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;2) метод проектов дает возможность изменить характер  учебной деятельности детей: из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую; прежний подход, когда учитель объясняет, а ученик слушает, запоминает, воспроизводит, заменяется подходом, когда ученик сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания; 3) метод проектов позволяет детям экспериментировать, осуществлять пробное самостоятельное действие, предъявлять  результаты – продукт; ребята получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и смотрят, но и действуют: мастерят, рисуют, конструируют, составляют задачи, кроссворды, пишут доклады, стихи, сценарии, участвуют в инсценировках; 4) метод проектов – педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей; 5) метод проектов позволяет ребенку проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной, новой ситуации знания и умения из разных образовательных областей; 6) метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения школьников к учебному труду; их умение работать в коллективе и способность активно действовать и брать на себя ответственность за качество выполненной работы. 7) метод проектов – это, с одной стороны, форма организации образовательного пространства, а с другой – метод развития творческого познавательного мышления.. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Частично этому способствует и УМК «Гармония», по которому работает наша начальная школа села Аятское, особенно такие предметы, как окружающий мир, технология, литературное чтение, ИЗО. Именно эти учебные предметы позволяют наиболее эффективно реализовать творческие замыслы детей, более того, я считаю, что эти дисциплины просто требуют введения проектной деятельности как в классно-урочную, так и внеурочную деятельность, но, разумеется, учитывая то, что проектная деятельность должна органично дополнять обычную систему обучения, а не вытеснять ее.
Потребовалось некоторое время и опыт, прежде чем прийти к выводу, что погружать первоклассников сразу в какой-либо проект нецелесообразно в силу недостаточно развитых умений, таких, как, например, умение спрашивать, говорить четко, умение договариваться, слушать другого, а также умений и навыков самостоятельной деятельности по причине психологических особенностей возраста. Поэтому моей первой задачей было организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.
Для этого с первых уроков начала создавать ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др. В этом плане использовала следующие приёмы: создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование. Применяю игры-занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий: развитие умений видеть проблемы, развитие умений выдвигать гипотезы, развитие умений задавать вопросы.
На уроках литературного чтения выполняем упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему: «Посмотрите на мир глазами персонажа», «Составьте рассказ от имени другого человека», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», игра «Волшебные превращения».
На уроках математики, окружающего мира сопоставляем два объекта, выясняем, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)», «Назовите как можно больше живых существ добрых, шумных, сильных».
На уроках систематически использую работу в парах, которая проходит в форме диалога учащихся. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, закрепляют материал, учатся задавать друг другу вопросы. Дети выступают то в роли ученика, то учителя. Такие виды деятельности помогают подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности, параллельно уже формируя тем самым все виды УУД.
В начале организации проектной деятельности в своем 1 классе, я определила для себя и своих учеников три шага:
1 шаг: это создание учебного сообщества, в котором первое время решение проектных задач ведется коллективно и главную роль играет учитель и постепенно, от проекта к проекту наращивается сложность и увеличивается доля самостоятельности учащихся..2 шаг: создание групп и выработка правил работы в группах : (у нас это следующие правила:
-не говорить всем сразу;
-слушать говорящего;
-заранее договариваться, кто что будет делать;
-не спорить зря;
-стараться понять друг друга, уважать мнение другого;
-поддерживать любую попытку высказать свое мнение перед коллективом.
НЕ ПЕРЕХОДИТЬ К СЛЕДУЮЩЕМУ ШАГУ, ПОКА НЕ ОТРАБОТАН ПРЕДЫДУЩИЙ!
3 шаг: решение проектных задач.
Пока – именно проектных задач, а не собственно проектов, т.к. решение проектных задач не требует чёткой привязанности к типу и структуре урока, теме урока, учебному предмету. Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию.
Для меня это было особенно важно при работе с классом, потому что в силу объективных причин пришлось сразу столкнуться с такими трудностями, как:
1)слияние в один разных коллективов, фактически классы формировались заново, многие дети пришли из нескольких разных коллективов, разных населенных пунктов, были очень замкнуты, закрыты;
2)30% учащихся имели дефект речи (в большей или меньшей степени сложности), двое учащихся имели рекомендации ПМПК по обучению 7 и 8 вида); разумеется, такой факт тоже имел немаловажное значение. 3)сыграли роль и такие субъективные причины, как контингент семей, из которых пришли дети, отсутствие в некоторых семьях не только Интернета, но и компьютера, невозможность заниматься после уроков с приезжими детьми, а таких в классе было 33%, в настоящее время в 1 классе – 46%). То есть, работа начиналась по крупицам, маленькими шажками.
После того, как дети поняли суть решения проектной задачи, постепенно, со 2 четверти, перешла к непосредственно проектной деятельности. Разумеется, встал главный вопрос: тематика проектов.
Продумывая тематику проектов, я выделила 8 правил, которые, по моему мнению, сделают работу наиболее продуктивной и эффективной:
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась мне как учителю, не даст должного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно моим маленьким исследователям. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача. Я стараюсь подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, стараюсь держаться ближе к той сфере, в которой сама лучше всего разбираюсь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев. И лишь 1-2 проекта могут быть долгосрочными.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, стараюсь учесть наличие исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Также для себя я поняла, чего не стоит делать при организации групповой работы:
нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями;
нельзя ожидать быстрых результатов, т.к. всё осваивается практически;
не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения и взаимодействия
Исходя из контингента класса, месте с учащимися разработала и распечатала такие памятки-правила, которые должны неукоснительно соблюдаться: (приложение 1)
* В команде нет лидеров. Все члены команды равны.* Команды не соревнуются.* Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.* Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.* Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».* Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Одной из основных форм проектной деятельности является исследование, Наивно полагать, что получив возможность проектировать и проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам тут же начнет это делать. Овладеть навыками исследовательской и проектной деятельности возможно целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Именно с этого я и решила начать. Я позволила себе воспользоваться программой «Я – исследователь!», составленной на основе методических рекомендаций А.И.Савенкова, адаптировав ее к условиям нашей школы. Программа рассчитана на 4 года, работу по программе начала со 2 полугодия 1 класса.. (приложение 2) Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамах внеурочной деятельности на кружке «Проектно-исследовательская деятельность».
Перед использованием метода проектов, учащимся 1 класса была предложена анкета с целью установления их исследовательских интересов (приложение 3) (вопросы читала я сама, «не пишущие» дети (а таких было большинство) использовали рисунки вместо надписи, вместо слов «да» и «нет» использовали знаки «+» или «-»). *Что тебе интересно больше всего?* Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? * Как ты понимаешь слово «исследование»?* Чем отличается взрослое исследование от детского?* Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?* Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
     В результате анкетирования учащихся было выявлено , что 63% понимают значение слова «исследование» и могут отличить детское исследование от взрослого. Также было выявлен круг интересов учащихся: 35% заинтересовали природные явления, то, что происходит на нашей планете (погода, снег, дождь, гроза, радуга, растения, смена дня и ночи, смена времен года), 56% - искусство, творчество (пение, рисование, лепка, конструирование из бумаги), 32% - так называемые «предметные» интересы (решение примеров, письмо букв, чтение), 24% - спорт (катание на велосипеде, купание, подвижные игры), 64% - игрушки (какие бывают, из чего делают), 25% - еда (сладости, вкусные-невкусные, полезные-неполезные продукты). Разумеется, многие дети отметили в кругу своих интересов сразу несколько из перечисленных пунктов. Таким образом, кроме проектов, предусмотренных непосредственно программой «Гармония»был определен примерный круг тем, которые будут интересны детям при работе над проектами. Но возникают и случаи, когда тема могла возникнуть спонтанно (и я считаю, что это очень здорово!) Например, на уроке обучения грамоте в букваре ребята увидели иллюстрацию, где снегирь клюёт на пеньке зёрна и крошки хлеба. Они удивились: «Где снегирь зимой в лесу взял хлеб и зёрнышки?» Так возник проект «Поможем птицам зимой». В других случаях тематика может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Соответственно, и проекты по своей форме могут быть следующими: 1)исследовательскими, 2)информационными, 3)практико-ориентированными, 4)ролево-игровыми, 4)творческими. Это могут быть: 1)монопроекты (в рамках одного предмета), 2)межпредметные, 3)свободные. Исходя из формы и вида, разными проекты могут быть и по времени выполнения: от 1-2-х дней до 1-2 месяцев. (опять же в зависимости от тематики и возраста детей).
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Здесь следует вспомнить составляющие любого детского проекта, его этапы:
1 этап. Мотивационно-планирующий:
1 шаг: выбор и осознание проблемы, 2 шаг: определение целей и задач проекта;
2 этап. Информационно-операционный:
3 шаг: сбор и анализ информации, 4 шаг: работа над проектом, 5 шаг: оформление результатов проекта и подготовка к презентации;
3 этап. Оценочно-рефлексивный:
6 шаг: презентация, защита проекта, 7 шаг: рефлексия.
Конечно, в начале 1 класса детям недоступна письменная форма работы над проектом, поэтому, продуктом нашей деятельности были рисунки, поделки, изготовление значимо полезных вещей (кормушка для птиц, гербарий осенних листьев для класса, панно и т.п.) Для моих первоклассников первым был проект «Моя первая школьная осень», над которым мы работали совместно с родителями .
Такой проект не только поднял уровень самооценки детей, но и помог мне как учителю узнать массу полезных вещей о своих воспитанниках: с каким запасом они пришли, как развита  моторика, умеют ли находить нужный объект по образцу, как развита речь, каков словарный запас, усидчивы ли, внимательны, аккуратны? А заодно – как относятся к учебной деятельности ребенка родители, и, конечно, оказался огромным подспорьем при работе над портфолио.Одной из особенностей является и то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.
В качестве преодоления этих трудностей в 1 классе я использовала предметный урок-проект «Игрушки» (ИЗО).
Для осуществления этого проекта класс делится на группы по 3-4 человека. Определяются лидеры группы. Поскольку они только приступают к поисково – исследовательской работе, все группы выполняют одинаковые задания.
В данном проекте для проведения поисково–исследовательской работы были подготовлены следующие задания:
- Как вы думаете, какими были игрушки  на Руси?
- Из чего делали игрушки и почему?
- В какие игрушки играли девочки, а в какие – мальчики? Почему?
- Назначение игрушек.
- Виды игрушек.
-Похожи ли ваши игрушки на игрушки ваших родителей? Бабушек?
Исходя из того, что в начальных классах учащиеся не умеют целенаправленно работать с дополнительной литературой, мною был приготовлен и разложен в классе обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы, в основном, это был материал иллюстрированный. Таким образом, перед учащимися стояла более простая задача: найти ответ в одном источнике.
По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой и приобретения навыка чтения, количество иллюстрированного материала уменьшается, а текстового – увеличивается.
Для проведения защиты продуктов своей деятельности учащимся  задавалось дополнительное домашнее задание: изготовить игрушки вместе с родителями. Результатом проекта были не просто ответы на вопросы, а и небольшие творческие рассказы и практические работы учащихся и родителей
Следующим проектом, над которым работали ребята, стал предметный информационно-творческий проект «Моя семья» (окружающий мир).
Цели проекта: осознать роль семьи в жизни человека, изучить историю своей семьи, род занятий, хобби членов семьи, понять свою роль в семье, подобрать фотографии, отражающие важные моменты в жизни семьи.
Планируемый результат: сближение членов семьи, создание выставки альбомов «Моя семья».
Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого, ребенок учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом.
Работа над проектом позволила формировать все виды УУД:
 -личностные:осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты); -метапредметные:совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).
-предметные:усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций.
Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия. Конечно, альбом формировался при помощи родителей, но комментарии в виде рассказа ребенок делал самостоятельно.
Во I полугодии 2 класса мы расширили круг изучения, объектом нашего внимания и в рамках изучения темы «Край, в котором мы живем» (окружающий мир) стало село, в котором живём. Нашей целью было не только знакомство с улицами своего села, мы решили выяснить их «народные» названия, познакомиться с известными людьми нашего села. Сложность состояла в том, что мои ученики проживали в разных населенных пунктах, поэтому нужна была помощь родителей.
На мотивационном этапе нами был заявлен общий замысел, создан положительный мотивационный настрой.
На планирующе – подготовительном этапе была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия, согласованы способы совместной деятельности.
Третий, информационно – операционный этап, делится на две части: в первой ученики с помощью родителей собирают материал, работают с разными источниками, непосредственно выполняют проект, предполагается выход за рамки кабинета. Я как учитель исполняла роль координатора, наблюдателя и источника информации.
На рефлексивно - оценочном этапе ученики участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, учитель выступил участником коллективной оценочной деятельности.
Данный проект отличается от предыдущего не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в парах и микрогруппах, что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков. Работа над проектом «Моё село» позволила проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде. Данный проект способствовал формированию у детей следующих умений: - адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Организация работы над проектом строится на основе совместной деятельности учителя и учащихся, учащихся и родителей , коллектива учащихся, что способствует формированию у детей умений совместных действий, укрепляет связи в детских и родительских отношениях, вовлекает родителей в образовательный процесс (при работе над долгосрочным и трудоемким проектом, таким, как «Моё село») Действия родителей здесь могут быть следующими:
-проявление заинтересованности как важного фактора мотивации;
-помощь советом, информацией;
-активное участие в каждом этапе проекта, но при этом обеспечение самостоятельности ребенка.
Разумеется, на практике при работе по привлечению родителей все обстоит намного сложнее, т.к. многие родители, особенно в селе, еще до сих пор не до конца осознают свою роль в учении ребенка, видят ее лишь в том, чтобы помочь своему ученику выполнить домашнее задание. Поэтому мною неоднократно проводились учебы родителей по совместной работе над проектной деятельностью, были вручены памятки для родителей по работе с детьми над проектом ( приложение 4).
Зато по окончании работы над тем или иным проектом часто можно было услышать от родителей: «Оказывается, так интересно, даже мы, взрослые, узнали много нового!», «Мы теперь кашель лечим в семье только по рецепту, который узнали из проекта «Ель», одна семья, благодаря проекту «Село мое», нашла новых родственников и т.д. Начиная со 2 класса нами были разработаны «предметные» проекты на темы: «Деревья нашего леса» (окружающий мир), «Животные нашего леса» (окружающий мир), «История планеты Земля» (окружающий мир) и другие.
Проектно-исследовательская деятельность не может ограничиваться рамками урока. Поэтому большая часть работы над проектами проводится во внеурочной деятельности, на кружках по внеурочной деятельности «Юный краевед», «Знайка», «Помогайка», «Художественное слово», «Здоровейка», «Мой портфолио» (см. программы).
В рамках внеурочной деятельности нами разработаны ролево-игровые проекты «Огонь – друг или враг?», «Кто ты – русская матрешка?», «Эта яркая дымка».
Со 2 полугодия 2 класса приступили к работе над исследовательскими проектами «Ель – неизвестная и очень знакомая», «Черёмуха», «Шоколад – за и против», практико-ориентированными проектами«Сохраним живую ель», «Букваряткины истории» и другие. Практико-ориентированный проект «Букваряткины истории», так увлек учащихся, что он стихийно продлился три учебных года, продуктом стала самая настоящая книжка-азбука в стихах.
Публикации некоторых проектов («Ель неизвестная и очень знакомая», «Шоколад – за и против», «Букваряткины истории») размещены на образовательном портале «Продленка» , интернет-проекте «Копилка уроков» и подтверждены свидетельствами соответствующего образца.
Проектную деятельность по своей структуре, как мы знаем, называют «5 П»: ПРОБЛЕМА, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, ПРОДУКТ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ (6-е «П» - портфолио, папка, где собраны все рабочие материалы).
 Особое внимание мне хотелось бы обратить на завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.
После защиты проекта изделие мы либо дарим, либо оформляем выставку проектных работ, важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали гордость за доставленную людям радость и пользу. Например, при презентации проекта «Черемуха», мы обеспечили всех родителей, учителей и гостей, присутствующих на презентации, рецептами блюд из черемухи, в проекте «Шоколад – за и против» все попробовали настоящий, экологически чистый и полезный шоколад собственного изготовления, проект «Ель – неизвестная и очень знакомая» сохранил много живых деревьев в лесу, т.к. во многих семьях нашего класса на Новый год поставили ёлочки, изготовленные при работе над проектом, в классе также были установлены елочки собственного производства, нашему примеру последовали и другие начальные классы.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов я отмечаю дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. У нас был поощрен каждый, кто участвовал в проекте.
Теперь, опираясь уже на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков и внеурочных занятий, на которых используется представление своих проектов учащимися, отражают один из главных принципов – принцип привлекательности. Сейчас, работая со своим следующим классом и продолжая начатую работу по проектной деятельности, я разработала копилку проектов своих учащихся и их презентаций , которую постоянно пополняю и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения, а также на внеурочных занятиях. Благодаря постепенному внедрению элементов проектной деятельности уже в следующем 1 классе, с которым я начала работу в 2014-2015 учебном году, учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью, стали высказывать свое мнение, рассуждать.
.
  Результативность использования проектно-исследовательской деятельности и в том, что в ходе работы учащиеся 3 класса научились находить материал по теме исследования в разных источниках: книгах, Интернете, библиотеке, выполнять такие доступные им методы исследования, как наблюдение, знакомство с кино- и телефильмами по теме своего исследования, брать интервью у учащихся класса и школы, родителей, учителей, жителей села. Работая с различными материалами, учащиеся научились выделять из текста основные понятия, выстраивать по порядку основные идеи, предлагать свои примеры, сравнения и сопоставления, делать выводы и умозаключения, готовить устный и письменный текст сообщения.
Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и сельской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и ответить на поставленный вопрос. Учащиеся моего класса принимают самое активное участие в различных конкурсах и выставках, муниципальных и международных олимпиадах.
Мною было проведено анкетирование с целью выяснения у учащихся 3 класса (2012-2013 уч.год) предпочтения видов учебной деятельности на уроке, определения сформированности навыков проектной деятельности и выявления эмоционального отношения к школе и классу.
На вопросы «Нравится ли тебе учиться в школе » и «Нравится ли тебе учиться в твоем классе» все ученики (100%) ответили утвердительно «да», что определяет стабильную положительную учебную мотивацию детей. Ответы на вопрос, «Какие виды деятельности на уроке тебе особенно нравятся» указывают на предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом» была в выборах у 80% учеников.(приложение 6)
28194014605
Третьеклассники предпочитают работать в парах, группах или «со всем классом над одним заданием», что соответствует 70%, 60% и 60%, то есть можно судить о наличии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.
Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя по выборам детей, – учитель (100% выборов), родители (80%), одноклассники (60%), значит можно говорить о том, что цель создания единого творческого образовательного пространства «ученик- учитель - родитель» достигнута.
Детям было предложено отметить те виды умений проектной деятельности, которые они выполняют хорошо и с удовольствием. Практически каждый подчеркнул три из предложенных четырех пунктов: «готовить сообщение»-60%, «презентовать итоги своей работы по заданной теме»-60%, «высказывать предложения по тому, что надо сделать по данной работе»- 50%, «работать в группе сообща»-80%.
-16573587630
-133351238251Полученные ответы на вопрос «Ты участвуешь в проектной деятельности потому, что…» тоже предполагал несколько выборов, предпочтительных для каждого ученика: «узнать что-то новое» выделили 80% третьеклассников, «можно раскрыть свои способности, подняться в глазах одноклассников на более высокий уровень»-50%, «пообщаться с одноклассниками»-30%.

В результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся 3 класса (2012-2013 уч.год) овладели следующими компетенциями, которые представлены в стандартах второго поколения начального общего образования:
Работа с источниками информации.
Знание о том, какие источники информации существуют – 100%.
Умение использовать различные источники информации – 64%
Умение использовать компьютерные технологии – 70%.
Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации – 64%
Обработка и представление результатов
Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы – 56%.
Умение находить дополнительную информацию – 64%
Умение обобщать, сравнивать, выносить суждение доказывать его – 64%.
Умение описать и представить результаты своей работы – 56%.
Использование компьютерных технологий.
Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере, работать с текстом в различных форматах – 71%.
Умение вводить и оформлять текст на компьютере – 100%
Умение работать со средствами Интернета – 84%
В течение всего межаттестационного периода мною проводился мониторинг сформированности УУД (что, собственно, и является основной целью моей работы). Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Инструментарием служат следующие методики, проводимые в виде тестов, анкетирования, устного опроса, и усложняющиеся от класса к классу: (приложение 5)
Личностные УУД (самопознание, самоопределение, нравственная ориентация): тест на определение самооценки «Лесенка», «Что такое хорошо и то такое плохо».
Регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка): рисование по точкам, кодирование.
Коммуникативные УУД: методика «Левая и правая сторона», «Рукавички», «Узор под диктовку», «Кто прав», «Совместная сортировка».
Познавательные УУД (общеучебные, логические, постановка и решение проблем): методика «Сравни картинки и найди отличия», «Выдели существенные признаки», «Найди логические закономерности».
Данные результатов я заношу в индивидуальные технологические карты формирования каждого вида УУД от класса к классу (приложение 6). Затем данные заносятся в сводную карту «Результатов мониторинга сформированности УУД» (также индивидуальную для каждого учащегося) и, наконец, все данные заносятся в общую карту «Результатов мониторинга сформированности УУД класса за каждый год (приложение 7)
По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса я получила следующие результаты:


По диаграммам видно, что к окончанию первого класса количество детей со средним и высоким уровнем сформированности УУД повысилось, а с низким уровнем значительно понизилось.
По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 2 класса мы получили следующие результаты:


По диаграммам видно, что к окончанию второго класса количество детей со средним и высоким уровнем сформированности УУД остается стабильным (коммуникативные, познавательные УУД), а с низким уровнем понизилось (регулятивные УУД).
По результатам мониторинга сформированности УУД у учащихся 3 класса я получила следующие результаты: В 3 классе у нас произошли большие изменения, пришло 4 новеньких (один из школы-интернала 7 вида, трое с очень слабой успеваемостью; в то же время выбыла «отличница»):


Из диаграмм видна положительная динамика в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно использование технологии проектной деятельности способствует развитию универсальных учебных действий.
Таким образом, я считаю, что постоянный мониторинг сформированности УУД обучающихся позволяет грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом.
По отдельным позициям заметен рост количества обучающихся, выполняющих задания на повышенном уровне.
Умение оформлять свои мысли: 1 класс – 8%, 2 класс – 23%, 3 класс – 46%
Умение преобразовывать информацию: 1 класс – 12%, 2 класс – 30%, 3 класс – 56%
Умение добывать информацию: 1 класс 16%, 2 класс – 35%, 3 класс – 49%
Работа по предложенному плану: 1 класс – 24%, 2 класс – 35%, 3 класс – 56%
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ анализ показал, что формирование всех видов УУД псредством проектно-исследовательской деятельности несомненно повлекло за собой повышение качества предметных умений учащихся.
Я провела анализ успеваемости по русскому языку, математике, окружающему миру за 2 и 3 класс и увидела следующие результаты:
2 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК: 1 четв. - «4» и «5» - 77%, «3» - 23%, «2» - 0%, 2 четв. – «4» и «5» - 77%, «3» - 23%, «2» - 0%, 3 четв. – «4» и «5» - 84%, «3» - 16%, «2» - 0 %, 4 четв. – «4» и «5%» - 84%, «3» - 16%, «2» - 0%.
МАТЕМАТИКА: 1 четв. – «4» и «5» - 84%, «3» - 16%, «2» - 0%, 2 четв. – «4» и «5» - 84%, «3» - 16%, «2» 0%, 3 четв. – «4» и «5» - 92%, «3» - 8%, «2» - 0%, 4 четв. – «4» и «5» - 84, «3» - 16%, «2» - 0%.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: 1 четв. – «4» и «5» - 92%, «3» - 8%, «2» - 0%, 2 четв. – «4» и «5» - 92%, «3» - 8%, «2» - 0%, 3 четв. – «4» и «5» - 92%, «3» - 8%, «2» - 0%, 4 четв. – «4» и «5» - 92%, «3» - 8%, «2» - 0%.
3 класс (в класс прибыли: 6 учащихся, из них1 учащийся из школы-интерната 7 вида, 1 учащаяся, почти не говорящая на русском языке; выбыла учащаяся-отличница)
РУССКИЙ ЯЗЫК: 1 четв. – «4» и «5» - 64% , «3» - 36%, «2» - 0%, 2 четв. – «4» и «5» - 64%, «3» - 36%, «2» - 0%, 3 четв. – «4» и «5» - 64%, «3» - 36%, «2» - 0%, 4 четв. – «4» и «5» - 64%, «3» - 36%, «2» - 0%.
МАТЕМАТИКА: 1 четв. – «4» и «5» - 72%, «3» - 28%, «2» - 0%, 2 четв. – «4» и «5» - 72%, «3» - 28%, «2» - 0%, 3 четв. – «4» и «5» - 72%, «3» - 28%, «2» - 0%, 4 четв. – «4» и «5» - 72%, «3» - 28%, «2» - 0%.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: 1 четв. - «4» и «5» - 86%, «3» - 14%, 2 четв. – «4» и «5» - 93%, «3» - 7%, 3 четв. – «4» и «5» - 93%, «3» - 7%, 4 четв. – «4» и «5» - 93%, «3» - 7%.
На «отлично» закончили 3 класс 2 человека (14%). При переходе в 4 класс (в нашей школе на тот период это уже предметная система) и далее, в 5 классе, успеваемость учащихся снизилась на 7% (один учащийся перешел в разряд «троечников» по русскому языку), но увеличился процент учащихся, закончивших 5 класс на «отлично».
Результаты техники чтения в конце 1 класса: норма – 28%, выше нормы – 65%, ниже нормы – 7%.
Результаты техники чтения в конце 2 класса: норма – 14%, выше нормы – 72%, ниже нормы – 14%.
Результаты техники чтения в конце 3 класса: норма: 14%, выше нормы – 79%, ниже нормы – 7%.
Следует отметить, что не только повысился интерес учащихся к чтению, значительно изменился качественный выбор читаемой литературы.
Это говорит о безболезненной адаптации детей и их дальнейшем успешном обучении, чему способствовало формирование активной жизненной позиции и коммуникативного поведения в период обучения в начальной школе. Учащиеся моих классов каждый год принимают участие в международном конкурсе «Эму», в 2014-2015 уч.году 6 учеников класса заняли 1 место в разных направлениях конкурса.
В 2013 – 2014 учебном году моя ученица, выпускница 11 класса (уточню, что это класс, с которым я впервые, еще до внедрения ФГОС, ввела элементы проектной деятельности) Болтабаева Шахзода, подтверждает повышенный уровень обученности: золотая медалистка. В 2014-2015 году 65% учащиеся 8 класса (в котором я также применяла метод проектов, закончили учебный год на «4» и «5».Таким образом, считаю, что формировние у учащихся всех видов УУД посредством проектно-исследовательской деятельности, принесло свои положительные плоды:
· возрос познавательный интерес обучающихся;
· повысилась мотивация к учебной деятельности;
· появился интерес к освоению компьютера в учебных целях;
· совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
· повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Нельзя сказать, что процесс работы над проектами всегда проходит гладко и безболезненно. Работая с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с определёнными трудностями.
· у младших школьников пока еще относительно низкая (по сравнению со «взрослой») техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
· ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию самостоятельно;
· не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей);
.не всегда своевременной и актуальной и правильной бывает помощь и самих родителей, учитывая контингент семей, в которых воспитываются мои ученики: прошлый класс: 65% - многодетные семьи, 30% - неполные, 30% - низкий социальный статус, 30% - нее имеют образования; нынешний класс: 50% - многодетные семьи, 57% - неполные семьи, из них половина детей воспитывается бабушкой, 14% - опекаемые, 28% - низкий социальный статус.-отсутствие в 30% семей прошлого класса и 21% нынешнего класса компьютера.
Но все эти трудности - ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ, решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности. Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.
Совершенствование собственного педагогического мастерства
При работе с детьми нельзя не совершенствовать своё профессиональное мастерство с учётом требований времени. Поэтому в межаттестационный период для достижения поставленной мной цели я уделяла огромное внимание повышению уровня профессиональной компетентности. Прошла курсы повышения квалификации : «Содержание и технологии реализации ФГОС НОО», «Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в ОУ» (выступила с докладом на эту тему на районном методобъединении), прошла дистанционные курсы «Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих ФГОС», приняла участие в работе областной конференции «Информационные технологии в образовании», участвовала в районном семинаре на тему «Внедрение ФГОС в образовательный процесс», проведя открытый урок-презентацию исследовательского проекта «Черемуха» во 2 классе.
Помимо посещения уроков коллег, в процесс самообразования я включаю и работу по собственной методической теме. В межаттестационный период я выступала на ШМО с докладами :2013г. - «Проектная деятельность учащихся начальной школы», 2015г. – «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования всех видов УУД». Моя статья «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования всех видов УУД» опубликована на Всероссийском образовательном портале «Продленка» (свидетельство от 31.05.2015г. серия 60215-132876).
Также вместе со своими учащимися в рамках различных проектов занимаюсь общественной деятельностью, принимаю активное участие во всех сельских и районных мероприятиях, имею большое количество грамот и благодарственных писем от дома культуры и администрации села Аятское .Моя работа отмечена Грамотами Управления образования НГО, Администраци Невьянского городского округа, Министерства образования Свердловской области.
В заключение хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Проектная часть
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД)
Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую продолжить работу по теме: формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы через технологию учебное проектирование.
И ставлю перед собой следующие задачи:
1)продолжить работу по использованию технологии учебное проектирование в образовательной деятельности;
2)разработать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания проектных умений младших школьников.
3)создать условия для проектной и исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования);
4)продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников школы на личном, классном и школьном сайте);
5)способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
Заключение
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
Основная цель проектной деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс. Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
· личностно ориентировано;
· использует множество дидактических подходов;
·самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
· позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
· приносит удовольствие учащимся, использующим продукт своего труда.
Проектная деятельность в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействует все аспекты жизни детей в школе и дома. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности. Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности. Данная технология разрушает школьную рутину, позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
В результате педагогической деятельности, все поставленные на межаттестационный период задачи, были решены успешно.
В дальнейшем планирую свою работу расширять, усложнять применительно к возрасту, нарабатывать новые материалы и применять их в своей педагогической деятельности.
В заключение хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения.

Программа саморазвития и план ее внедрения на 2016 – 2021 годы.
Область развития Задачи Прогнозируемый результат Пути решения Сроки
Профессионально-личносстный потенциал Ознакомиться с новейшими методиками формирования всех видов УУД учащихся начальных классов
Изучить новые технологии проектно-исследовательской деятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Разработать систему диагностики сформированности УУД
Провести мониторинг эффективности внедрения проектно-исследовательской деятельности для формирования всех видов УУД Повышение уровня сформированности УУД
Повышение качества учебно-воспитательного процесса
Повышение уровня педагогического мастерства, определение условий формирования всех видов УУД младших школьников
Составление системы педагогического, психологического мониторинга Изучение литературы на данную тему
Прохождение курсов повышения квалификации на данную тему
Изучение литературы на данную тему
Анализ входных, рубежных, итоговых диагностик Январь 2016г
Сентябрь-декабрь 2016г.
Январь – май 2017г.
Январь 2016г. – декабрь 2021г.
Литература
1. Воронцов А. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей начальных классов. Москва «Просвещение» - 2011.
2.Воронцов А. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Моссква «Просвещение» - 2011.
3.. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 2-3.
4.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград. Издательтво «Учитель» - 2012.
5. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы. –1995.— № 6, — с. 39 – 47.
6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа. – 2013. – №10. – с. 8-11.
7. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. – Чебоксары, 2007.
8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2014. – №1.
9. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование. –2005. – №2.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. – М., 2010.
11. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. – 2000. – № 1. - с. 41-45.
12. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель.— 2000. – № 4. - с. 52-55.
13. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
14. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. – 2004. – №1.
15. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2006.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград. Издательство «Учитель» - 2012
16. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. – 1999.
Шатилов М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград. Издательство «Учитель» - 2012.