Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога за 2014-2015 учебный год

Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога
за 2014 - 2015 учебный год

Цель психологической службы – обеспечение условий для психического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Общая направленность работы психолога определялась следующими задачами:
сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;
осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психологической помощи руководителям, педагогическим работникам и родителям;
определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
оказание необходимой срочной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях образовательного учреждения;
проведение адаптационных мероприятий со вновь поступившими в учреждение учащимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем;
осуществление психологического консультирования детей и взрослых.
Деятельность педагога-психолога на каждой ступени образования включает работу по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическая диагностика.

Психологическое просвещение. Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:
1. Проведение тематических классных часов для учащихся. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов: «Стратегии поведения в конфликте», «Психология общения», «Способы снятия стресса», «Мир труда и профессий».
В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих данное направление деятельности можно считать эффективным.
2. Выступления на родительских собраниях. В течение учебного года педагогом-психологом были проведены классные и общешкольные родительские собрания по темам:
5 класс: «Возрастные особенности младших школьников», «Трудности адаптации пятиклассников к школе», «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника», «Особенности семейного воспитания»;
6-е классы: «Подростковый суицид», «Причины неуспеваемости ребенка», «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»;
7-е классы: «Этот трудный подростковый возраст», «Роль родителей в формировании положительной мотивации детей к школе», «Стили семейного воспитания»;
8-е классы: «Возрастные особенности подростков», «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»;
9-классы: «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Психологические особенности подготовки к ГИА. Психологическая поддержка выпускников»;
10 класс: «Роль семьи в становлении личности», «Роль самооценки в формировании личности», «Юность и ее психологические проблемы»;
11-е классы: «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ. Психологическая поддержка выпускников».
В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
3. Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.
Задачами данного вида просветительской деятельности является: повышение психологической грамотности; осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.
4. Выступления на педагогическом совете и методических объединениях. Тема выступлений «Адаптация 5 класса», «Профилактика неуспеваемости школьников», «Взаимодействие с агрессивными детьми», «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога».
Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива, ознакомление с рекомендации по работе с детьми девиантного и гиперактивного, агрессивного поведения. Рекомендации педагогам «Как обращаться с учащимися 5-го класса в период адаптации к новым условиям»,
Вывод. Реализацию просветительской деятельности можно считать удовлетворительной.

Психологическое консультирование. Всего за 2014 – 2015 учебный год проведено 328 консультаций (по сравнению с прошлым учебным годом количество консультаций выросло на 14), из них с учащимися школы – 227 консультаций, с педагогами школы и других учреждений – 38 консультаций, с родителями учащихся – 51 консультаций; это свидетельствует о повышении заинтересованности обучающихся, родителей и педагогов в повышении психологических знаний.
Также были проведены групповые консультации для педагогов по темам «Профилактика неуспеваемости школьников», «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога». Присутствующие педагоги проявили заинтересованность, получили методические рекомендации и памятки.
В целях повышения уровня психологических знаний участников образовательного процесса педагогом-психологом проведёны индивидуальные и групповые консультаций для родителей и педагогов с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей, были даны рекомендации. Основная тематика консультаций: для учителей - индивидуальные особенности личности учащихся, проблемы, возникающие у детей в процессе обучения, тревожность учащихся, межличностные отношения педагогов, дифференцированный подход к учащимся, мотивация учения; для родителей – взаимоотношения в семье, агрессивное поведение подростков, причины непослушания, причины неуспеваемости, конфликты в школе, возрастные особенности детей, определение профиля обучения, помощь при подготовке к экзаменам.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов учащихся связаны с проблемами межличностного общения. В ходе консультаций рассматривались следующие вопросы:
Проблемы преодоления трудностей в обучении, уточнение образовательного маршрута.
Трудности в общении со сверстниками;
Эмоционально-поведенческие трудности;
Проблемы в детско-родительских отношениях;
Трудности в профессиональном самоопределении;
Консультации по результатам групповой диагностики.
Поведенческие проблемы.
Также в течение отчетного периода активизировано такое направление, как индивидуальное консультирование родителей учащихся «группы риска». Данное направление реализовывалось через приглашения родителей в школу и через совместные выходы с классным руководителем и социальным педагогом в семьи учащихся.  
Вывод. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу. Стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей.
В 2015/2016 учебном году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.

Психологическая профилактика. Важная роль в профилактической работе педагога-психолога отводится психологической профилактике с обучающимися, которая проводится через групповые коррекционно-развивающие занятия и классные часы. Тематика их разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя и администрации школы. В этом учебном году проводились следующие групповые занятия:
5 классы - «Тропинка к своему Я». Цель- снижение тревожности в период адаптации, развитие навыков здорового образа жизни, мобилизации внутренних ресурсов (занятия проводились 1 раз в неделю, всего 34 часа);
6 классы - «Тропинка к своему Я». Цель- развитие навыков здорового образа жизни, мобилизации внутренних ресурсов (занятия проводились 1 раз в неделю, всего 34 часа);
5 классы - «Развитие познавательных способностей». Цель- развитие психических познавательных процессов: мышление, восприятие, внимание, память, воображение у обучающихся на основе развивающегося предметно-ориентированного тренинга (занятия проводились 1 раз в неделю, всего 34 часа);
7 классы - «Развитие познавательных способностей». Цель- развитие психических познавательных процессов: мышление, восприятие, внимание, память, воображение у обучающихся на основе развивающегося предметно-ориентированного тренинга (занятия проводились 1 раз в неделю, всего 34 часа);
7 классы - «Умение сказать «нет»». Цель - Познакомить учащихся с отрицательным воздействием курения на организм человека; воспитывать у учащихся негативное отношение к курению (4 занятия в 7 а классе и 4 занятия в 7 б классе);
8 классы - «Навыки противостояния и сопротивлению ПАВ». Цель - формирование у учащихся активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ (5 занятий в 8 а классе и 5 занятий в 8 б классе);
9 классы - «Учись учиться». Цель - снижение стрессоопасных состояний, совершенствование здоровьесберегающих технологий в период подготовки и проведения экзаменов (6 занятий в 9 а классе и 6 занятий в 9 б классе);
11 классы - «Путь к успеху». Цель - повышение сопротивляемости стрессу, уверенности в себе, в своих силах во время подготовки и проведения ЕГЭ (6 занятий в 11 а классе и 6 занятий в 11 б классе).
Неотъемлемой частью сопровождения ребенка в школе является школьное ПМПк. За истекший период 2014-2015 учебного года было проведено 4 заседания, направленных на оказание помощи педагогам и родителям при работе с обучающимися имеющими трудности в обучении. На школьном ПМПк рассматриваются персональные дела обучающихся, состояние их здоровья, уровни адаптации, осуществляется сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, динамика в развитии обучающихся и эффективность коррекционного воздействия.
Вывод. Все проведенные занятия считаю удачными, так как у детей наблюдалась высокая активность и заинтересованность.

Психологическая коррекция. Коррекционно-развивающая работа проводилась с учащимися, обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII вида – 7 в класс (2 человека), 9 в класс (3 человека), с детьми - инвалидами (обучение на дому) - 6 б (1 человек), 9 б класс (1 человека), по запросу – учащиеся, имеющие трудности психологического и педагогического плана (5 человек).
В течение учебного года проводились занятия с детьми «группы риска» - «Тренинги по развитию социальных навыков». Цель занятий - развитие социальных навыков и повышению социальной адаптированности, которая достигается с использованием различных приёмов по снятию агрессии, повышению самооценки, обучению навыкам саморегуляции, по развитию социального интеллекта с использованием методов арт-терапии. Занятия проводились в сенсорной комнате 2 раза в месяц, всего 18 занятий.
Для выявления динамики в развитии обучающихся уточнялся и пополнялся банк данных; оформлялись, пополнялись личные карты детей «группы риска».
Индивидуальные и групповые занятия проводились по утвержденному расписанию в сенсорной комнате. На занятиях шла работа по снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения, развитию эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов, мыслительных операций и коммуникативных навыков.
Вывод. Коррекционную работу можно считать успешной, по отзывам самих участников. Однако стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися 8, 9 классов. Низкая посещаемость занятий учащимися, возможно, связана с высокой «загруженностью» учащихся. В дальнейшем необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.
Психологическая диагностика. Отслеживание динамики в развитии обучающихся осуществляется через диагностику. С результатами диагностики и с выявленными проблемами были ознакомлены родители и классные руководители. По результатам диагностики у обучающихся в конце года не всегда наблюдается положительная динамика в развитии. Связаны такие результаты с индивидуальными особенностями обучающихся, отсутствием мотивации получение психологической помощи у обучающихся и их родителей (законных представителей) и формирования у них осознанного запроса, несистематическое посещение занятий детьми (особенно детей цыганской национальности).
Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на ее основе делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной, так и в групповой форме, проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей и администрации школы.
В течение 2014-2015 учебного года были проведены следующие диагностические исследования в рамках психолого-педагогического сопровождения:
1. Мониторинг исследования процесса адаптации. Цель обследования: определение уровня   адаптации учащихся 5 и 10 классов к новой ступени обучения. Обследование проводилось с 25.09 - 24.10. 2014 года, повторное – в феврале 2015 года. Всего было обследовано 26 пятиклассников и 16 десятиклассников. (Приложение 1.)
2. Мониторинг определение уровня тревожности выпускников. Цель обследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой  и выявление уровня тревожности выпускников. Дата проведения: 13-18 октября 2014 г, повторное – 16-20 февраля 2015 г. (Приложение 2.)
3. Мониторинг уровня сформированности учебной мотивации. Цель исследования: изучение особенностей школьной мотивации как составляющей для формирования и развития склонностей ребенка к познавательной деятельности. Исследование проводилось в феврале 2012 года, феврале 2013 года, феврале 2014 года и феврале 2015 года с помощью анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. (Приложение 3.)
4. Мониторинг психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. (Приложение 4.)
5. Мониторинг профессионального самоопределения школьников. Цель: выявление профессиональных интересов учащихся, оказание помощи в выборе профессии. В мониторинге принимали участие учащиеся 8 - 11 классов. Диагностика проводилась в январе-марте 2015 года. (Приложение 5.)
6. Мониторинг по результатам диагностики психологического климата классного коллектива. Цель: выявление психологического климата классного коллектива. Участники исследования: учащиеся 5-11 классов. Дата проведения исследований: 20 – 24 октября 2014 г. (Приложение 6.)
7. Мониторинг «Степень удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов психологическим микроклиматом и жизнедеятельностью школы». Цель исследования: изучение удовлетворённости участников образовательного процесса качеством образовательных услуг; выявление сильных и слабых мест в деятельности школы. Дата исследования: 11 – 22 мая 2015 года. В исследовании приняли участие 429 человек, из них: учащиеся – 215 чел., родители – 194 чел., педагоги – 20 чел. Метод исследования: социологический метод анкетного опроса (анкета «Удовлетворенность образовательным процессом», ЛукьяноваМ., Калинина Н.) (Приложение 7.)
8. Мониторинг уровня умственного развития учащихся. Цель: исследование уровня интеллектуального развития детей. Методика ГИТ («Групповой интеллектуальный тест»). В обследовании участвовали 64 человек, из них – 25 учеников 5 класса, 19 учеников 6 а класса, 20 ученик 6 б класса.
Методика ШТУР («Школьный тест интеллектуального развития»). В обследовании участвовало 124 человек, из них – 24 ученика 7 а класса, 22 ученика 7 б класса, 22 ученика 8 а класса, 13 учеников 8 б класса, 23 ученика 9 а класса, 20 учеников 9 б класса. (Приложение 8.)
Таким образом, за данный период было проведено 8 комплексных мониторинговых исследований.
Также в течение учебного года проводилась индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей (дети «группы риска»), развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы (дети с ОВЗ), написание психологического представления по запросу, при личном обращении обучающихся и родителей, выявление склонностей. По результатам каждой проведенной диагностики были составлены аналитические справки, проведены консультации для педагогов, родителей и учащихся, обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися, даны рекомендации.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк.
Методическая работа. Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ.
Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.
Изучению методической и специальной литературы в целях самообразования.
Оформление документации педагога-психолога.
Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.
Участие в конкурсах:
Международная выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов – 2015: «Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Волшебный мир сенсорной комнаты» - сертификат участника.
Эрудит. Всероссийский конкурс «Педагог-педагогу» - диплом победителя.
Бакалавр. Всероссийский конкурс «Внеурочная деятельность» - «Рабочая программа «Тропинка к своему Я» - диплом 2 степени.
Всероссийский творческий конкурс: "Рассударики". Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов» - «Рабочая программа учебного предмета «Этика» в 7-9 классах» - диплом 3 степени;
Бакалавр. Всероссийский конкурс «Педагогическое мастерство» - диплом 3 степени.

В 2014-2015 учебном году ученики также принимали участие в очных и дистанционных конкурсах по психологии:
III Форум научно-исследовательских работ учащихся Ульяновской области «Море талантов-2015»:
Грызина Анастасия и Григорьева Наталья – победители.
Всероссийский дистанционный конкурс проектов и исследовательских работ «Я познаю мир»:
Грызина Анастасия – победитель;
Григорьева Наталья – победитель.
Всероссийский дистанционный конкурс проектов и исследовательских работ «Удивительное открытие»:
Андреева Александра – победитель;
Виряскина Маргарита – победитель.
В школе имеются рабочий кабинет психолога, где проводятся диагностика, развивающие занятия с учащимися, консультирование родителей, детей, педагогов.
Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит: нормативно-правовую документацию; рабочие журналы; папки с результатами диагностических обследований; программы и конспекты коррекционно-развивающих; папки с рекомендациями для родителей и педагогов. В течение года значительно пополнился банк литературы, в том числе и на электронных носителях, которые оказывают существенную помощь в организации и проведении профилактических, развивающих и коррекционных мероприятий.
Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогами, программам работы с одаренными детьми, программе реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Из анализа деятельности педагога-психолога за 2013-2014 учебный год, можно сделать вывод, что все направления реализованы, запланированные мероприятия выполнены, однако в ходе работы выявлены трудности привлечения родителей к процессу оказания помощи ребенку по причине страхов родителей, отсутствия мотивации к изменению собственной позиции и образа жизни, неготовности принимать помощь от сотрудника ОУ, где учится их ребенок.
Исходя из анализа деятельности за 2013-2014 учебный год, перед психологической службой стоит ряд задач:
Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения;
Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска»;
Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья обучающихся;
Содействие обеспечению условий для интегрированного обучения в массовой школе детей с проблемами в развитии;
Осуществление информационной поддержки обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения;
Распространение опыта сопровождения обучающихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса 5 - 8 классов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.


31.05.2015 г.










13PAGE 15


13PAGE 141015







13 PAGE 141015



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615