Аналитический отчет педагога-психолога 2015-2016 уч. год


Аналитический отчет
за 2015-2016 учебный год
педагога-психолога МБОУ СШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово
Булановой Марии Дмитриевны

Аналитический отчет
о выполнении основных направлений годового плана работы
педагога – психолога МБОУ СОШ №9
с углубленным изучение отдельных предметов г. Павлово
Деятельность психологической службы в 2015-2016 учебном году строилась в соответствии с основными направлениями психологической службы:
Цель работы:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
Задачи деятельности:
Формирование потребности в психологических знаниях у всех участников образовательного процесса;
Воздействие на развитие личности и индивидуальности обучающихся;
Выявление индивидуальных особенностей обучающихся на основе диагностических данных.
Знакомство учащихся с миром профессий и содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;
Психологическое просвещение среди педагогов, учащихся и родителей;
Оптимизация работы педагога-психолога.
Вся работа психолога в 2014-2015 учебном году строилась в соответствии сИнструктивным письмом 24.12.2001 №29 1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога – психолога образовательного учреждения» Е.Е.Чепурных,
Должностной инструкцией педагога-психолога,
годовым планом работы.
Основными направлениями психологической службы являются:
Психологическое просвещение.
Психологическое просвещение – одно из основных направлений психологической службы.
Задача психолога в этом направлении сводится к тому, чтобы рассказать всем субъектам процесса обучения о возможностях практической психологии в решении различных проблем: воспитательных, образовательных, конфликтных ситуациях, проблемах семейного и глубоко личного характера.
Основными формами работы в этом направлении являются семинары для учителей, тематические родительские собрания и классные часы.
Семинары, лектории, родительские собрания, тренинги для родителей Лектории, классные часы, конференции для учащихся Лектории, педагогические чтения, семинары для учителей
Родительские собрания:
«Адаптация детей 1-го класса к школе» - 79 чел.
«Готовность ребенка к школьному обучению» -80 чел.
«Особенности адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения». – 74 чел.
«Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам» 11 кл. – 44 чел. Классные часы:
«Как сказать нет!» - 5 В, 5 А, 7А, 5Б, 6Б, 6В - 148 чел.
«Психологическая подготовка к ГИА учащихся 9-х классов» (А, Б, В) – 71чел.
«Способы решения конфликтов» - 5А, 5Б – 48 чел.
«Что такое стресс и как с ним бороться?» 11А, 11Б – 50 чел.
«Профессиональное самоопределение» -9В, 11Б, 8Б – 73 чел.
«Учимся взаимодействовать» - 5Б -25 чел.
«Эмоции. Какие они?» - 7Б -25 чел.
«Разведчики» - 1А, 1В - 52 чел.
«Способы снижения эмоционального напряжения» -7Б – 25чел.
«Как учиться весело» - 5А – 23 чел.
«Особенности борьбы со стрессом» - 7А – 24 чел.
Тренинговое занятие на сплочение коллектива – 4А, 4Б, 4В – 77 чел. Педсовет:
«Особенности работы с детьми «группы риска»».
РМО педагогов-психологов:
«Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС ООО»
Руководитель РТГ педагогов-психологов на тему: «Восстановительные технологии в работе педагога-психолога ОУ»
МО педагогов дополнительного образования: «Психолого-педагогические особенности работы с подростками».
Психологическое просвещение направленно на формирование у субъектов образовательного процесса положительных установок к психологической помощи, деятельности педагога-психолога и расширение кругозора в области психологического знания. Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы педагога-психолога.
В рамках психологического просвещения была проведена «Неделя психологии».
Результаты проведения «Недели психологии».
МБОУ СШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г.Павлово.
Тема: «Такие разные эмоции!»
Девиз: «Существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума.
(Жан-Жак Руссо)».
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки участникам образовательного процесса школы, создание атмосферы для развития сотрудничества, доверия во взаимоотношениях, формирование благоприятного психологического климата в школе.
Задачи:
создать положительную психологическую атмосферу в школе;
активизация творческого потенциала обучающихся;
организация совместного пространства для взаимодействия всех участников образовательного процесса;
развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов;
формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества;
стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.
Формы проведения: психологические акции, психологические лекции, тренинговые занятия.
Принципы построения «Недели психологи».
При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов.
1.Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец недели;
2.Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том, числе, и определенную информацию для размышления;
3.Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.
4.Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.
Ключевые мероприятия:
Родительское собрание: «Условия успешной адаптации ребенка на новой ступени обучения»
Выступление было подготовлено для родителей будущих пятиклассников. Так как 5 класс является одним из кризисных в школьной жизни, то необходимо оказать максимальную поддержку ребенку и подготовить его. Родители были ознакомлены с основными трудностями, с которыми они и их дети могут столкнуться при переходе в среднее звено. Кроме того, мы разобрали признаки дезадаптации ребенка и поговорили об особенностях детей, которые могут осложнить их адаптацию в 5 классе. В течение апреля с учащимися 4-х классов был проведен ряд диагностик, направленных на выявление особенностей мотивации, самооценки и уровня комфортности в школе. На основание полученных результатов всем желающим родителям в индивидуальном порядке были даны рекомендации по подготовке ребенка к переходу в 5 класс.
Акции «Напиши письмо психологу и «Забор откровений».
Данные акции уже стали традиционными в нашей школе, они очень нравятся детям, поэтому их мы проводить несколько раз в год. Основная цель таких акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок и культурных значений.
Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.
Учащиеся записывают свои мечты, пожелания на специальном «заборе психологической разрядки». Ограничение только одно - запись должна дарить радость другим людям. Ребята быстро включились в работу, около «забора» постоянно толпились ребята. Малыши писали пожелания своим любимым учителям, старшеклассники передавали приветы и признавались в симпатии.
Тренинг для педагогов на снижение уровня тревоги.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Умения выразить свои чувства.
Задачи:
Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.
Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.
Отработка различных способов межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.
Предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.
Занятия на снижение уровня тревожности - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов, оно ориентировано на оказание помощи педагогу в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности.
Тренинг: «Как противостоять стрессу».
С учащимися 9 и 11 классов проводилось тренинговое занятие «Как противостоять стрессу». Целью данного занятия научить ребят стратегиям поведения в сложных стрессовых ситуациях, таких как экзамен. В легкой, игровой форме ребята познакомились со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ОГЭ и ЕГЭ; обучились навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы; повысили уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемости стрессу; развивали способности к самопознанию и рефлексии собственного состояния и поведения. Основные приемы, используемые на занятии: мини-лекция, беседа, релаксационные упражнения.
Тематические занятия с учащимися 1-8 классов.
В течение всей недели с учениками проводились различные занятия, наиболее актуальные для их возрастной категории. Так для начальной школы, проводилось занятие на тему: «Такие разные мы». Целью, которого было создание позитивного настроя у обучающихся на совместное взаимодействие, признание различий и индивидуальности каждого, повышение уровня творческой активности. В среднем звене проводились занятия на тему: «Управление эмоциями», которое раскрывало ребятам понятие «эмоции» и «эмоциональная саморегуляция», дало представление о различных методах саморегуляции; помогло развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.
В течение недели всем участникам образовательного процесса был предложен кроссворд на тему «Эмоции и чувства», которые привлек дополнительное внимание к психологии как науке и к теме тематической неделе. Ребята с энтузиазмом искали ответы на вопросы и обращались за помощью к педагогам. В целом можно сказать, что все запланированные мероприятия были проведены. Хотя в течение самой недели появились новые идеи, которые хотелось бы реализовать на следующий год. Неделя психологии придала загадочный и праздничный тон обычным школьным будням. Затронула каждого участника, вызвала неподдельный интерес к психологу и друг к другу.
Психологическая профилактика.
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей и взрослых.
Поскольку профилактика — это прежде всего работа по предупреждению возможного неблагополучия в развитии детей, то основными ее шагами являются: своевременное выявление особенностей детей, которые могут привести к определенным сложностям и создание условий для их предупреждения, а также профилактика отклонений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
Профилактика явлений школьной и социальной дезадаптации учащихся, воспитанников Профилактика наркомании, СПИДа, табакокурения, экстремистских настроений. Профилактика суицида, психических нарушений, неврозов, тревожности учащихся, воспитанников
Работа в совете профилактики (группа риска). Анонимное анкетирование уч-ся 8-10 классов лет на предмет отношения к употреблению психоактивных веществ –214 чел.
Изучение уровня тревожности учащихся 5 классов при переходе в среднее звено – 74 чел.
По результатам тестирования тренинговые занятия на снижение школьной тревожности (раз в неделю) – 11 чел.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.
Развивающие занятия Тренинги, ролевые игры Другие мероприятия.
Индивидуальные развивающие занятия для детей неуспевающих по предмету (раз в неделю) – 5 чел.
Индивидуальные развивающие занятия на снижение агрессивности (раз в неделю) -2 чел.
Психологическая подготовка к итоговой аттестации» 9, 11 кл. –12 чел.
Тренинг по предупреждению противоправных действий (трудные подростки, стоящие на учете).
Тренинговые занятия на снижение школьной тревожности (раз в неделю) – 12 чел.
Развивающие занятия с будущими первоклассниками (в присутствие родителей) -8 чел.
Психологическая диагностика.
Цель этой работы – при помощи диагностических методик определить причины учебных, поведенческих, межличностных и т.п. проблем субъекта образовательного пространства. Диагностика необходима для построения дальнейшей коррекционно-развивающей работы с субъектом.
Групповая диагностика учащихся, воспитанников: тестирование, анкетирование Групповая диагностика в педагогических коллективах Мониторинги (темы, программы), участие в ОЭР
Изучение готовности к школьному обучению учащихся (в присутствие родителей) – 8 чел.
Изучение личности трудных подростков, стоящих на внутришкольном учете. ( Акцентуация характера, Несуществующее животное и др.)
Изучение профессиональных склонностей уч-ся 9- классов - 71 чел.
Изучение профессиональных склонностей уч-ся 11- классов – 50 чел.
Изучение адаптации к обучению уч-ся в 5 классе классов – 74- чел.
Изучение уровня мотивации обучения старшеклассников и ведущих мотивов учения. 11 кл. – 50 чел.
Выявление особенностей психологического климата классного коллектива -1-11 кл.
Диагностика школьной тревожности в период подготовки к итоговой аттестации 9 кл.- 71 чел.
Диагностика школьной тревожности в период подготовки к итоговой аттестации 11кл.- 50 чел.
Первичное анкетирование родителей будущих первоклассников – 81 чел. Изучение уровня мотивации обучения старшеклассников и ведущих мотивов учения. 11 кл. – 50 чел.
Изучение уровня воспитанности учащихся 5-11 кл.
Изучение уровня развития личностных УУД- 1-4 кл
Изучение уровня развития личностных УУД - 5 кл.
Анонимное анкетирование уч-ся 8-10 классов лет на предмет отношения к употреблению психоактивных веществ – 214 чел.
СПРАВКА
по результатам проведения
«Методики наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности» учащихся (Э.М.Александровская)
1. Название образовательной организации: МБОУ СШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово.
2. Метод исследования: «Методика наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности» учащихся (Э.М.Александровская).
3. Цель методики: определение показателей адаптации и эффективности учебной деятельности.
4. Количество человек: 23 (5 «А»), 25 (5 «Б»), 26 чел. (5 «В»).
Всего: 74 человека.
5. Дата проведения: сентябрь 2015 года.
6. Сводная таблица показателей. (Форма 2, Форма 3).
7. Выводы и рекомендации психолога (для учителей и родителей).
Сводная таблица показателей.
У
У
Д Показатель Начало года
Высокий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование Средний уровень кол-во и % от числа прошедших обследование Низкий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование
Личностные Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения
Критерий 2 42 ч.-57% 28 ч.-39% 4 ч.-4%
Эмоциональное благополучие Критерий 4 48 ч.-65% 24 ч.-32% 2 ч.-3%
Регулятивные Целеполагание
Критерий 1, шкала 2 35 ч.-47% 37 ч.-50% 2 ч.-3%
Самоконтроль
Критерий 1, шкала 3 43 ч.-58% 30 ч.-41% 1ч.-1%
Познавательные Учебная активность
Критерий 1, шкала141 ч.-55% 29 ч.-41% 4 ч.-4%
Усвоение знаний, успеваемость Критерий 1, шкала 4 40 ч.-54% 34 ч.-46% 0%
Коммуникативные Взаимоотношения с одноклассниками Критерий 3, шкала 1 52 ч.-73% 22 ч.-27% 0%
Взаимоотношения с учителями
Критерий 3, шкала 2 51 ч.-69% 23 ч.-31% 0%
Общий показатель адаптации к школьному обучению.
УУД Высокий
уровень (%)Средний уровень (%)Низкий
уровень (%)Личностные 42 ч.-57% 30 ч.-40% 2 ч.-3%
Регулятивные 37 ч.-50% 46 ч.-49% 1 ч.-1%
Познавательные 40 ч.-54% 34 ч.-46% 0%
Коммуникативные 52 ч.-73% 22 ч.-27% 0%
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 42 ч.-57% 31 ч.-42% 1 ч.-1%
Вывод:
Адаптировались 42 чел.- 57%
Средний уровень 31 чел. - 42 %
Низкий уровень 1 чел. -1%
Дезадаптированы (причина) 0 чел. 0 %

Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личности ребенка. Большинство ребят успешно адаптировались к новым условиям обучения. Остальные ребята находятся на стадии адаптации. Учащиеся с признаками дезадаптации отсутствуют.
Рекомендации.
Для педагогов:
Прививать правила моральных норм и нравственного поведения;
Обращать внимание на развивающую ценность любого задания
Принимать позицию ребенка, понимание его интересов, мотивов, ценностей, действий.
Развивать у учащихся способность к волевому усилию.
Учитывать формы дифференцированной работы в классе.
Ставить перед учащимися поведенческие и социальные проблемы.
Для родителей:
Помогите ребенку найти свои индивидуальные личностные особенности.
Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Научите ребенка высказывать свои мысли.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.
Результаты диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5 классов 2015-2016 уч.год.
Цель диагностики: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Сроки проведения: сентябрь 2015г.
Исследование проводилось: в МБОУ СШ №9
Количество человек: 23 (5 «А»), 25 (5 «Б»), 26 чел. (5 «В»).
Всего: 74 человека.
Области применения данных диагностики: данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.
Диагностический инструментарий:
УУД Название методики Автор
Личностные «Изучение учебной мотивации» М.Р.Гинзбург
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Т.В.Дембо, С.Я.РубинштейнМетодика «Круги». Щурковой Н.Е.
Экспресс-методика выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации.
О. Хмельницкая (модификация теста Филипса)
Регулятивные «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся». Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Коммуникативные «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся». Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Методика КОС В.СинявскийПознавательные «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся». Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Тест на оценку самостоятельности мышления. Л.А. ЯсюковаЛичностные универсальные учебные действия-
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
1. «Изучение учебной мотивации» (М.Р.Гинзбург).
Цель: Изучение мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в среднее звено.
Количественный анализ.
Класс Кол-
во Уровень мотивации Преобладающий мотив Кол-во выборов
I II III IV V У С ПО И В 5 «А» 23 ч. 6ч.-26% 14ч.-61% 2ч.-8% 1ч.-5% 0% 46ч.-22% 18ч.-9% 108ч.-51% 15ч.-7% 4ч.-2% 18ч.-9% 209
5 «Б» 25 ч. 9ч.-36% 12ч.-48% 2ч.-8% 2ч.-8% 0% 61ч.-24% 19ч.-7% 131ч.-52% 20ч.-8% 8ч.-3% 16ч.-6% 255
5 «В» 26 ч. 6ч.-23% 14ч.-54% 4ч.-15% 2ч.-8% 0% 54ч.-24% 22ч.-10% 117ч.-51% 16ч.-7% 1ч.-1% 19ч.-7% 229
Общее 74 ч. 21ч.-28% 40ч.-54% 8ч.-11% 5ч.-7% 0% 161ч.-23% 59ч.-9% 346ч.-51% 51ч.-7% 13ч.-2% 53ч.-8% 693
Примечание I-очень высокий уровень мотивации учения
II- высокий уровень;
III-средний уровень;
IV-сниженный уровень;
V-низкий уровень. У - учебный мотив;
С – социальный мотив;
П - позиционный мотив;
О - оценочный мотив;
И – игровой мотив;
В – внешний мотив.

Качественный анализ.
Как видно из гистограммы и таблицы у учащихся преобладает высокий уровень мотивации учения (54%), кроме того учащиеся с низким уровнем мотивации отсутствуют (0%). Можно говорить о том, что в начальной школе у ребят был сформирован учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям, а именно к способам добывания знаний. Формирование новых уровней мотивации составляет значительный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в дальнейшем. Кроме того, результат диагностики показали, что у наших учеников преобладает позиционный мотив (51%), который может проявляться в попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Следующий по популярности среди учащихся 5-классов идет учебный мотив (23%). Это свидетельствует об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. Этот мотив отражает стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Особенно радует, что у наших учеников практически не выражен внешний (8%) и игровой (2%) мотивы, что говорит о зрелости личности ученика и о готовности к новым условиям обучения.
2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
Цель: Оценить испытуемыми ряда личных качеств.
Количественный анализ.
Класс Кол-во Уровень мотивации Уровень притязаний
низкий средний высокий оч.высокийнизкий средний высокий оч.высокий5 «А» 23 ч. 3ч.-13% 8ч.-35% 11ч.-48% 1ч.-4% 0% 4ч.-17% 6ч.-26% 13ч.-57%
5 «Б» 25 ч. 3ч.-12% 5ч.-20% 13ч.-52% 4ч.-16% 2ч.-8% 4ч.-16% 14ч.-56% 5ч.-20%
5 «В» 26 ч. 3ч.-11% 6ч.-23% 11ч.-42% 6ч.-24% 0% 4ч.-15% 7ч.-27% 15ч.-58%
Общее 74 ч. 9ч.-12% 19ч.-26% 35ч.-47% 11ч.-15% 2ч.-3% 12ч.-16% 27ч.-36% 33ч.-45%


Качественный анализ.
Из гистограммы и таблицы видно, что большинство наших учащихся имеет высокий уровень самооценки (47%), что благоприятно влияет на формирование самосознания ребенка. Но наблюдаются и отклонения от адекватной самооценки личности – низкая самооценка (12%) и очень высокая самооценка (12%). При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. На уровень мотивации очень влияет уровень притязаний – это уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности. Самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий. Поэтому при явно завышенном уровне притязаний есть риск снижения уровня самооценка, так как для гармоничного развития личности ребенка очень важно присутствие ситуации успеха. У учащихся 5-х классов наблюдается: тенденция к завышенному уровню притязаний - 45% учеников имеют очень высокий уровень притязаний, что может неблагоприятно сказаться на их самооценке. Поэтому в данном направлении обязательно нужна дополнительная работа, направленная на гармонизацию уровня притязаний и самооценки.
.
3. Методика «Круги» (Щурковой Н.Е.).
Цель: Определить уровень комфортности обучающихся.
Количественный анализ.
Класс Кол-во Уровень комфортности.
высокий средний ниже среднего низкий
5 «А» 23 ч. 7ч.-30% 13ч.-57% 2ч.-9% 1ч.-4%
5 «Б» 25 ч. 21ч.-84% 4ч.-16% 0% 0%
5 «В» 26 ч. 13ч.-50% 8ч.-31% 4ч.-15% 1ч.-4%
Общее 74 ч. 41ч.-55% 25ч.-34% 6ч.-8% 2ч.-3%

Качественный анализ.
Из таблицы и гистограмм видно, что большинство учеников 5-х классов чувствуют себя достаточно комфортно в школе: высокий уровень комфортности – 55%, средний – 34%. Особое внимание следует уделить ребятам, испытывающим низкий уровень комфортности – 3%, и ребятам с уровнем комфортности ниже среднего – 8%. Необходимо установить является ли дискомфорт ситуативным или постоянным И обязательно выявить причины вызывающие ситуации тревоги у учеников для дальнейшей работы над этими трудностями.
4. Экспресс-методика выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации (О. Хмельницкая (модификация теста Филипса)).
Цель: оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время.
Количественный анализ.
Класс Кол-во Уровень тревожности
низкий средний повышенный высокий
5 «А» 23 ч. 9ч.-39% 12ч.-52% 2ч.-9% 0%
5 «Б» 25 ч. 15ч.-60% 8ч.-32% 1ч.-4% 1ч.-4%
5 «В» 26 ч. 10ч.-39% 12ч.-46% 4ч.-15% 0%
Общее 74 ч. 34ч.-46% 32ч.-43% 7ч.-10% 1ч.-1%

Качественный анализ.
Из гистограмм и таблиц видно, что большинство учеников 5-х классов испытывают низкий (46%) и средний (43%) уровень тревожности, у 10% наблюдается повышенный уровень тревожности и лишь 1% (1 чел.) испытывает высокий уровень тревожности. Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод, что большинство учеников чувствуют себя свободно в новых условиях обучения, что позитивно сказывается на ситуации обучения. Особое внимание следует уделить ребятам с повышенным и высоким уровнем тревожности, с данными ребятами будет проводиться дополнительные занятия, направленные на снижение уровня школьной тревожности.
Регулятивные универсальные учебные действия-
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
1. «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся». Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).
Цель: Изучение периода адаптации учащихся для предупреждения и преодоления школьных факторов риска. Включает изучение регулятивный, коммуникативных и познавательных учебный действий.
Количественный анализ.
Сводная таблица показателей.
У
У
Д Показатель Начало года
Высокий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование Средний уровень кол-во и % от числа прошедших обследование Низкий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование
Личностные Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения
Критерий 2 42 ч.-57% 28 ч.-39% 4 ч.-4%
Эмоциональное благополучие Критерий 4 48 ч.-65% 24 ч.-32% 2 ч.-3%
Регулятивные Целеполагание
Критерий 1, шкала 2 35 ч.-47% 37 ч.-50% 2 ч.-3%
Самоконтроль
Критерий 1, шкала 3 43 ч.-58% 30 ч.-41% 1ч.-1%
Познавательные Учебная активность
Критерий 1, шкала141 ч.-55% 29 ч.-41% 4 ч.-4%
Усвоение знаний, успеваемость Критерий 1, шкала 4 40 ч.-54% 34 ч.-46% 0%
Коммуникативные Взаимоотношения с одноклассниками Критерий 3, шкала 1 52 ч.-73% 22 ч.-27% 0%
Взаимоотношения с учителями
Критерий 3, шкала 2 51 ч.-69% 23 ч.-31% 0%
Общий показатель адаптации к школьному обучению.
УУД Высокий
уровень (%)Средний уровень (%)Низкий
уровень (%)Личностные 42 ч.-57% 30 ч.-40% 2 ч.-3%
Регулятивные 37 ч.-50% 46 ч.-49% 1 ч.-1%
Познавательные 40 ч.-54% 34 ч.-46% 0%
Коммуникативные 52 ч.-73% 22 ч.-27% 0%
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 42 ч.-57% 31 ч.-42% 1 ч.-1%
Вывод:
Адаптировались 42 чел.- 57%
Средний уровень 31 чел. - 42 %
Низкий уровень 1 чел. -1%
Дезадаптированы (причина) 0 чел. 0 %
Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личности ребенка. Большинство ребят успешно адаптировались к новым условиям обучения. Остальные ребята находятся на стадии адаптации. Учащиеся с признаками дезадаптации отсутствуют.
Познавательные универсальные учебные действия-
Включают общеучебные, логические, а также постанову и решение проблем.
Тест на оценку самостоятельности мышления (Л.А. Ясюкова).
Цель: Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.
Количественный анализ.
Класс Кол-во Уровень самостоятельности мышления
слабый средний хороший высокий
5 «А» 23 ч. 6 ч.-26% 8 ч.-35% 9 ч.-39% 0%
5 «Б» 25 ч. 5 ч.-20% 10 ч.-40% 9 ч.-36% 1 ч.-4%
5 «В» 26 ч. 7 ч.-27% 16 ч.-62% 3 ч.-11% 0%
Общее 74 ч. 18 ч.-24% 34 ч.-46% 21 ч.-29% 1 ч.-1%

Качественный анализ.
Из таблицы и гистограмм видно, что большинство учеников имеют средний уровень самостоятельности мышления (46%), т.е. ученики более склонный действовать по заданному алгоритму работы. Этим ребятам сложно дают новые задания, где необходимо логически подумать и найти новый подход к выполнению. Кроме того, 29% ребят имеют хороший уровень логического мышления – эти ребята готовы самостоятельно искать логическое решение поставленной задачи. К сожалению, 18 человек (24%) имеют слабый уровень самостоятельности мышления и нуждаются в подробной инструкции, как именно нужно действовать при решении той или иной задачи. Часто несамостоятельность не ограничивается только интеллектуальной сферой и может проявляться и в поведении ребенка. Если в семье излишне опекают ребенка, стараясь все делать за него, то он становиться не способным к самостоятельной деятельности и в личностной сфере.
Общие выводы:
Таким образом, полученные данных подтверждают оптимальное развитие личности и всех систем универсальных учебных действий учащихся 5-х классов. На основе этих результатов ведётся дальнейшая коррекционно-развивающая работа с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. По общим показателям наблюдается тенденции к сниженным показателям в области регулятивных учебных действий, поэтому в данном направлении разработан цикл развивающих классных часов.
Рекомендации:
Психологу:
Довести до сведения классных руководителей результатов психологических диагностик развития уровня УУД.
Организовать процесс консультирования родителей (по запросу) по координации действий направленных на снижение уровня тревожности в условиях семейного воспитания.
Организовать и провести развивающие занятия с целью устранения трудностей обучения, а так же формирования положительной учебной мотивации.
Для педагогов:
Прививать правила моральных норм и нравственного поведения;
Обращать внимание на развивающую ценность любого задания
Принимать позицию ребенка, понимание его интересов, мотивов, ценностей, действий.
Развивать у учащихся способность к волевому усилию.
Учитывать формы дифференцированной работы в классе.
Ставить перед учащимися поведенческие и социальные проблемы.
Для родителей:
Помогите ребенку найти свои индивидуальные личностные особенности.
Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Научите ребенка высказывать свои мысли.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.
СПРАВКА
по изучению мотивации обучения старшеклассников
Диагностическое изучение проводилась: в МБОУ СШ №9
Дата: февраль 2016 г.
Вид работы: фронтальная диагностика.
Количество человек: 45 чел. (11 кл.)
Метод исследования: «Методика изучения мотивации обучения старшеклассников Лукьянова М.И.».
Цель: определение уровня мотивации обучения старшеклассников и ведущих мотивов учения.
Результаты:
11 классы (сводная)
Мотивы учения.
Количество
обучающихся Очень высокий уровень Высокий уровень Нормальный (средний) уровень Сниженный уровень Низкий уровень
45 чел. 1 чел.
2 % 6 чел.
13 % 38 чел.
85 % 0 чел.
0 % 0 чел.
0 %

Ведущие мотивы.
Количество
обучающихся Внешний Игровой Получение отметки Позиционный Социальный Учебный
45 чел.
0 чел.
0 % 0чел.
0 % 2 чел.
4 % 6 чел.
13 % 22 чел.
49 % 15 чел. 34 %

Внутренняя и внешняя мотивация
Количество
обучающихся Преобладание внутренних мотивов над внешнимиРавные показатели внешних и внутренних мотивов Преобладание внешних мотивов над внутренними45 чел.
14 чел.
31 % 31 чел.
69 % 0 чел.
0 %

Выводы:
Из таблиц и гистограмм видно, что у большинства учащихся 11-х классов преобладает нормальный (средний) уровень мотивации учения (85%), ученики с низким уровнем мотивации учения (0%) и со сниженным уровнем мотивации учения (0%) отсутствуют.
У преобладающего большинства учеников ведущим мотивом учебной деятельности выступает – социальный мотив (49%), кроме того, большое количество учеников отдали предпочтение учебному мотиву (34%). Игровой (0%) и позиционный (0%) мотивы полностью отсутствуют.
Относительно внешней и внутренней мотивации можно сказать, то у большинства учеников равные показатели внешних и внутренних мотивов (69%), обучающиеся с преобладанием внешних мотивов над внутренними мотивами отсутствуют (0%).
При сравнительном анализе полученных показателей с показателями предыдущего года (2014-2015 уч. года) были получены следующие результаты:


Таким образом, из полученных гистограмм видно, что в целом уровень мотивации учащихся вырос и можно говорить, что педагогам удалось создать для учащихся «ситуацию успеха». Кроме того, видно, что увеличилось количество ребят с учебным мотивом, т.е. повысился интерес к учению, добыванию новых знаний и к предметам. Ребята отказались от игровых мотивов, что говорит о более серьезном отношении к учению и ориентированы более на получение знаний. Что касается данных по внутренней и внешней мотивации учащихся, то тут показатели остались практически неизменны - учащиеся более ориентированы на внутренние мотивы учения. В целом за прошедший год можно говорить о положительных изменениях уровня мотивации обучения старшеклассников и ведущих мотивов учения.
Рекомендации:
Педагогам, работающим в 11 классах продолжать повышать инициативу и самостоятельность, интерес к способам добывания знаний учащихся.
Учителям-предметникам продолжать ориентировать учащихся на внутренние мотивы обучения (стремление к самостоятельному получению знаний, интерес к результатам своей деятельности, стремление к самореализации).
Педагогам, использую различные формы и методы активизации познавательной деятельности, способствовать тому, чтобы учебные мотивы наиболее полно реализовывали в поведение учащихся.
Учитывать индивидуальные особенности учащихся для поддержания интерес к учению.
Использовать в обучение различные современные технологии и методы интересные для старшеклассников.
Результаты диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5 классов 2015-2016 уч.год.
Цель диагностики: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Сроки проведения: апрель-май 2016 год.
Исследование проводилось: в МБОУ СШ №9
Количество человек: 23 (5 «А»), 25 (5 «Б»), 25 чел. (5 «В»).
Всего: 73 человека.
Области применения данных диагностики: данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.
Диагностический инструментарий:
УУД Название методики Автор
Личностные «Изучение учебной мотивации» М.Р.Гинзбург
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Т.В.Дембо, С.Я.РубинштейнМетодика «Круги». Щурковой Н.Е.
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся».
Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
1. «Изучение учебной мотивации» (М.Р.Гинзбург).
Цель: Изучение мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в среднее звено.
Количественный анализ.
Класс Уровень мотивации
Сентябрь Май
Кол-во I II III IV V Кол-во I II III IV V
5 «А» 23 ч. 6ч.-26% 14ч.-61% 2ч.-9% 1чю-4% 0% 21 ч. 11ч.-52% 9ч-43% 1ч.-5% 0% 0%
5 «Б» 25 ч. 9ч.-36% 12ч.-48% 2ч.-8% 2ч.-8% 0% 21 ч. 8ч.-38% 10ч.-48% 2ч.-10% 1ч.-4% 0%
5 «В» 26 ч. 6ч.-23% 14ч.-54% 4ч.-15% 2ч.-8% 0% 25 ч. 4ч.-16% 13ч.-50% 5ч.-19% 3ч.12% 0%
Общее 74 ч. 21ч.-28% 40ч.-54% 8ч.-11% 5ч.-7% 0% 67 ч. 23ч.34% 32ч.-48% 8ч.-12% 4ч.-6% 0%
Примечание I-очень высокий III- среднийV - низкий
II - высокий IV - сниженный

Качественный анализ.
Как видно из гистограммы и таблицы у учащихся как и в начале года преобладает высокий уровень мотивации учения (май- 48%, сентябрь – 54%), кроме того учащиеся с низким уровнем мотивации отсутствуют (0%). Из гистограммы видно, что увеличилось количество ребят с очень высоким уровнем мотивации, но с высоким уровнем мотивации стало чуть меньше ребят. Возможно, именно у этих ребят вырос уровень мотивации до очень высокого, так как по всем показателям видна положительная тенденция роста уровня мотивации. Кроме того, количество ребят с низким уровнем мотивации уменьшилось, что так же говорит о положительной динамике (май – 6%, сентябрь – 7%). Можно говорить о том, что в течение года у ребят продолжил сформироваться учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям, а именно к способам добывания знаний. Формирование новых уровней мотивации составляет значительный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в дальнейшем.
2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
Цель: Оценить испытуемыми ряда личных качеств.
Количественный анализ.
Класс Уровень самооценки
Кол-во Сентябрь Кол-во Май
низкий средний высокий оч.высокийнизкий средний высокий оч.высокий5 «А» 23 ч. 3ч.-13% 8ч.-35% 11ч.-48% 1ч.-4% 21 ч. 0% 3ч.-14% 9ч.-43% 9ч.-43%
5 «Б» 25 ч. 3ч.-12% 5ч.-20% 13ч.-52% 4ч.-16% 20 ч. 6ч.-30% 0% 5ч.-25% 9ч.-45%
5 «В» 26 ч. 3ч.-12% 6ч.-23% 11ч.-42% 6ч.-23% 25 ч. 5ч.-20% 7ч.-28% 6ч.-24% 7ч.-28%
Общее 74 ч. 9ч.-12% 19ч.-26% 35ч.-47% 11ч.-15% 66 ч. 11ч.-17% 10ч.-15% 20ч.-30% 25ч.-38%

Класс Уровень притязаний
Кол-во Сентябрь Кол-во Май
низкий средний высокий оч.высокийнизкий средний высокий оч.высокий5 «А» 23 ч. 0% 4ч.-17% 6ч.-26% 13ч.-57% 21 ч. 0% 0% 5ч.-24% 16ч.-76%
5 «Б» 25 ч. 2ч.-8% 4ч.-16% 14ч.-56% 5ч.-20% 20 ч. 0% 2ч.-10% 2ч.-10% 16ч.-80%
5 «В» 26 ч. 0% 4ч.-15% 7ч.-27% 15ч.-58% 25 ч. 1ч.-4% 2ч.-8% 2ч.-8% 20ч.-80%
Общее 74 ч. 2ч. -3% 12ч.-16% 27ч.-36% 33ч.-45% 66 ч. 1ч.-2% 4ч.-6% 9ч.-14% 52ч.-78%


Качественный анализ.
По сравнению с началом года у учащихся 5-х классов значительно выросла самооценка – 38% имеют очень высокую самооценку. Несмотря на то, что завышенная самооценка выражается в уверенности в себе, она таит и отрицательное воздействие на личность ребенка. На фоне завышенной самооценки у ребенка могут возникнуть трудности адекватной оценки своего потенциала и важности для окружающего мира. Кроме того, любая неудача такого ребенка может привести к депрессивным состояниям, поэтому данный показатель необходимо контролировать. На фоне общего роста числа ребят с очень высокой самооценкой повысился и процент ребят с низкой самооценкой (май- 17%, сентябрь – 12%). Возможно, это связано с трудностями, с которыми столкнулись ребята в среднем звене, так как существенно изменилась нагрузка на ребенка и требования к выполняемой работе. Очень важно оказать необходимую поддержку ребятам с низкой самооценкой, как со стороны педагогического коллектива школы, так и со стороны родителей.
На уровень мотивации очень влияет уровень притязаний – это уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности. Самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий. Поэтому при явно завышенном уровне притязаний есть риск снижения уровня самооценка, так как для гармоничного развития личности ребенка очень важно присутствие ситуации успеха. У учащихся 5-х классов к концу учебного года наблюдается значительный скачок в уровне притязаний – 78% учащихся имеют очень высокий уровень (сентябрь – 45%), возможно именно в этом и кроется причина снижения уровня самооценки у некоторых ребят. По данному направлению необходимо запланировать мероприятия, направленные на гармонизацию уровня притязаний и самооценки.
.
3. Методика «Круги» (Щурковой Н.Е.).
Цель: Определить уровень комфортности обучающихся.
Количественный анализ.
Класс Уровень комфортности
Кол-во Сентябрь Кол-во Май
высокий средний ниже среднего низкий высокий средний ниже среднего низкий
5 «А» 23 ч. 7ч-30% 13ч-57% 2ч-9% 1ч-4% 21 ч. 1ч-5% 14ч-66% 5ч-24% 1ч-5%
5 «Б» 25 ч. 21ч-84% 4ч-16% 0% 0% 21 ч. 10ч.-47% 9ч.-43% 2ч-10% 0%
5 «В» 26 ч. 13ч-50% 8ч-31% 4ч-15% 1ч-4% 25 ч. 10ч-40% 11ч-44% 4ч-16% 0%
Общее 74 ч. 41ч-55% 25ч-34% 6ч-8% 2ч-3% 67 ч. 21ч-31% 34ч-51% 11ч-16% 1ч-2%

Качественный анализ.
Из таблицы и гистограмм видно, что большинство учеников 5-х классов испытывают средний уровень комфортности в школе - 51%. К концу года уровень комфортности ребят снизился, что, возможно, связано с трудностями, с которыми столкнулись ребята в среднем звене. Но, несмотря на это, большинство ребят чувствуют себя достаточно комфортно в школе. Особое внимание следует уделить ребятам, испытывающим низкий уровень комфортности – 2%. К концу года этот показатель снизился, можно говорить о положительной динамики уровня комфортности учащихся в школе. Но по данному направлению нужна постоянная и непрерывная работа по формированию классного коллектива, налаживанию межличностных контактов, формированию навыков позитивного общения и прочих аспектов, которые помогают делать школьную жизнь для учащихся легче, приятнее и комфортнее.
4. «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся». Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).
Цель: Изучение периода адаптации учащихся для предупреждения и преодоления школьных факторов риска. Включает изучение регулятивный, коммуникативных и познавательных учебный действий.
Количественный анализ.
Сводная таблица показателей.
У
У
Д Показатель Начало года
Высокий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование Средний уровень кол-во и % от числа прошедших обследование Низкий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование
Личностные Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения
Критерий 2 42 ч.-57% 28 ч.-39% 4 ч.-4%
Эмоциональное благополучие Критерий 4 48 ч.-65% 24 ч.-32% 2 ч.-3%
Регулятивные Целеполагание
Критерий 1, шкала 2 35 ч.-47% 37 ч.-50% 2 ч.-3%
Самоконтроль
Критерий 1, шкала 3 43 ч.-58% 30 ч.-41% 1ч.-1%
Познавательные Учебная активность
Критерий 1, шкала141 ч.-55% 29 ч.-41% 4 ч.-4%
Усвоение знаний, успеваемость Критерий 1, шкала 4 40 ч.-54% 34 ч.-46% 0%
Коммуникативные Взаимоотношения с одноклассниками Критерий 3, шкала 1 52 ч.-73% 22 ч.-27% 0%
Взаимоотношения с учителями
Критерий 3, шкала 2 51 ч.-69% 23 ч.-31% 0%
Общий показатель адаптации к школьному обучению.
Класс Кол-во Высокий
уровень (%)Выше среднего (%)Средний уровень (%)Ниже среднего (%)Низкий
уровень (%)5 «А» 23 чел. 16 ч.-70% 7 ч.-30% 0% 0% 0%
5 «Б» 25 чел. 15 ч.-60% 8 ч.-32 % 1 ч.-4% 0% 1 ч.-4%
5 «В» 25 чел. 11 ч.-44% 1 ч.-4% 13 ч.-52% 0% 0%
Общее 73 чел. 42 ч.-58% 16 ч.-22% 14 ч.-19% 0% 1 ч.-1%
Вывод:
Адаптировались 58 чел. – 80%
Средний уровень 14 чел. – 19%
Низкий уровень 1 чел. – 1%
Дезадаптированы (причина) 0 чел. 0 %

Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личности ребенка. Большинство ребят успешно адаптировались к новым условиям обучения – 80%. Учащиеся с признаками дезадаптации отсутствуют. Можно сказать, что в течение 5-го класса наблюдается положительная динамика в развитие всех видов УУД. Основные трудности наблюдаются в области самооценки учащихся, вызывает опасения столь завышенный уровень самооценки. Это может привести к осложнениям в личностной сфере учащихся, поэтому на следующий учебный год необходимо спланировать цикл мероприятий направленных на выработку адекватной самооценки.
Рекомендации:
Психологу:
Довести до сведения классных руководителей результатов психологических диагностик развития уровня УУД.
Организовать процесс консультирования родителей (по запросу) по координации действий направленных на снижение уровня тревожности в условиях семейного воспитания.
На следующий учебный год запланировать развивающие занятия с целью выработки адекватной самооценки, а так же формирования положительной учебной мотивации.
Для педагогов:
Прививать правила моральных норм и нравственного поведения;
Обращать внимание на развивающую ценность любого задания
Принимать позицию ребенка, понимание его интересов, мотивов, ценностей, действий.
Развивать у учащихся способность к волевому усилию.
Учитывать формы дифференцированной работы в классе.
Ставить перед учащимися поведенческие и социальные проблемы.
Для родителей:
Помогите ребенку найти свои индивидуальные личностные особенности.
Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Научите ребенка высказывать свои мысли.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.
5. Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование рассматривается как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования. Консультирование ориентировано на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы или, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач. Консультирование выполнялось с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполнял задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач. Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:
способствование изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы;
развитие умения завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
повышение потенциала личности.
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;
с учителями и родителями учащихся 4, 5-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;
с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;
с учащимися по поводу психологической готовности к экзаменам;
с учащимися и родителями по поводу выбора жизненного пути;
по запросам учителей, родителей.
Наиболее типичные причины обращения к психологу.
Ученики:
Трудности в общении с родителями- 15%
Трудности в общении с учителями – 11%
Трудности в общении с одноклассниками – 18%
Профориентация – 33%
Способы саморазвития -23%
Учителя:
Трудности в общении с учениками - 25%
Трудности в общении с коллегами – 6%
Взаимодействие в организации просветительской работы - 53%
Индивидуальные маршруты обучения учеников – 16%
Родители:
Трудности в общении с детьми - 23%
Проблемы в учебной деятельности ребенка – 24%
Выбор жизненного пути ребенка - 14%
Психологическая адаптация к школьной жизни 23%
Психологическая готовность к школе - 16%
Учащиеся 83
Педагоги 63
Родители 38
В связи с результатами проделанной работы хотелось бы порекомендовать следующее:
1. Классным руководителям – увеличить количество классных мероприятий, направленных на формирование дружного коллектива учащихся, сближение в коллективе, привлекать родителей учащихся к совместной работе с детьми.
2. Учителям-предметникам, работающим в 5-11-хклассах – согласовывать свою работу с учащимися с их классными руководителями, родителями.
3. Родителям – проявлять повышенную заинтересованность в воспитании своих детей, их успехам в учебе и школьной жизни.
4. Педагогу - психологу школы –
улучшить работу, направленную на координацию совместных усилий всех участников образовательного процесса – учащихся, классных руководителей, учителей-предметников и родителей (проведение совместных занятий, разработка индивидуальных рекомендаций и т.д.);
усилить работу по выявлению детей «группы риска», профилактике алкоголизма, наркомании, интернет зависимости;
продолжать отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы;
особое внимание уделить работе с гиперактивными детьми и детьми с трудностями в обучении;
разработать критерии оценки эффективности своей деятельности по основным направлениям и адаптировать имеющиеся программы.
31 мая 2016 года
Педагог-психолог МБОУ СШ №9
Буланова М.Д._________