Аналитический отчет работы педагога – психолога за 2015-2016 учебный год


Аналитический отчет
работы педагога – психолога за 2015-2016 учебный год
Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДО.
Задачи педагога – психолога на 2015 – 2016 год:
1. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
2. Создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы в ДО.
3. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДО.
Основные направления работы:
Диагностическое.
Коррекционно- развивающее
Просветительско- профилактическое
Консультативное.
Формы работы:
диагностика
наблюдение
беседа
анкетирование
развивающие занятия
тренинги
консультации.
Организационно-правовое обеспечение
профессиональной деятельности психолога
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РК;
Положение о психологической службе в системе образования РК;
Должностная инструкция педагога-психолога.
Закон об образовании РК
Наличие документации:
План работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год
Заключение по результатам проведенных психодиагностического обследования
Журнал учета консультаций
Журнал учета групповых форм работы
Паспорт психологического кабинета
График работы
Программы и методики
Аналитический отчет
Анализ по направлениям работы
В 1 младших группах проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и группы адаптации. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:
- эмоциональное состояние;
- социальные контакты с взрослыми и детьми;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакция на изменение привычной ситуации.
С августа – сентября 2016 года в наше учреждение поступило 42 ребенка.
28 детей в группу «Сказка».
Воспитатели:
21 ребенок в группу «Балакай».
Воспитатели:
В результате изучения течения адаптации детей младших групп были получены следующие данные:
№ группы Кол-во детей Формы адаптации
Легкая Средняя
степень Тяжелая
гр. «Сказка» 28 9 д. 17 д. 2 д.
гр. «Балакай» 21 6 д. 11 д. 4 д.
Всего по группам
49 15 д. 28 д. 6 д.
Таким образом:
15 детей адаптировались в легкой форме, т.е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
У 28 детей острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: они переболели по 1- 2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
У 6 детей группы №3 –адаптация прошла тяжело. Связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, низким уровнем навыков самообслуживания, неподготовленность к режимным моментам детского сада, отсутствие единства требований в воспитании ребенка. По истечению 2 месяцев у 4 детей поведение нормализовалось.

У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.
По моим наблюдениям в период адаптации педагоги приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. С воспитателями групп проведена беседа и даны рекомендации по облегчению процесса адаптации к детскому саду. Был налажен тесный контакт с родителями. Педагогом – психологом проведен анкетный опрос для родителей с целью того, чтобы помочь ребенку
успешно адаптироваться к детскому саду, по облегчению прохождения адаптации и подготовлена консультация в раздевалке группы по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» (психологическое просвещение родителей).
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей в младших группах детского сада прошла относительно благополучно.
Также в апреле 2016 года была проведена психологическая диагностика готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая деятельность включала в себя пакет методик ( Тест «Обведи контур», «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йерасика», тест для дошкольников «Два домика», «Лесенка», «Запомни и расставь точки», «Чем залатать коврик?»), позволяющих исследовать информационный, интеллектуальный, мотивационный, моторно – зрительный и волевой показатели уровня подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Всего обследовано 39 детей, это воспитанники старших групп «Почемучка» и «Меруерт», из них 23 ребенка идет в КПП ОСШ: из этих 23 детей высокий уровень готовности к обучению в школе показали 7 детей (31%); средний уровень готовности к обучению в школе - 12 (52%) детей; низкий уровень готовности к обучению в школе – 4 (17%) детей Большинство детей имеют средний мотивационный показатель готовности к переходу в школу.
Полученные результаты характеризуют детей старшего дошкольного возраста со стороны общего психического развития: развития мелкой моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности.
Результаты диагностик выявили следующие проблемы:
Недостаточный уровень сформированности графической деятельности топологических и методических (соблюдение пропорций) пространственных представлений – задание «Рисунок мужской фигуры».
Недостаточный уровень развития тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы) – задание «Подражание письменным буквам» и «Срисовывание группы точек».
Недостаточный уровень развития способности к анализу и суждениям.
Проблемы, возникшие при работе с детьми:
Недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного
процесса соответствующего современным требованиям.
Недостаточный контакт с родителями.
Высокая заболеваемость детей.
Следует отметить, что результаты диагностики и успешности дальнейшего обучения во многом могут зависеть от врождённых качеств детей (темперамента), поэтому средний уровень не является отрицательным результатом диагностики.
В течение года проводилась индивидуальная повседневная работа с детьми в виде игр, бесед, проведения тестов по запросу педагогического коллектива и родителей.
На следующий учебный год планируется продолжать проводить занятия по развитию коммуникативных навыков, эмоционального мира детей, внедрять в работу инновационные формы и методы взаимодействия с родителями и педагогами.
Рекомендации родителям:
Родителям детей, показавших низкий уровень психологической готовности к обучению в школе необходимо:
Помочь подобрать специальные упражнения;
Дать задания на лето;
Поставить перед родителями четкие задания по развитию ребёнка.
Совершенствовать работу по развитию у детей навыков самоконтроля через проведение этических бесед, игр-инсценировок, игр с правилами, чтение художественных произведений, сотрудничество с семьёй.
Подобрать необходимый материал для консультирования родителей по вопросам подготовки старших дошкольников к школьному обучению, развитию у них необходимых навыков, умений и познавательных процессов.
Вести углубленную работу по развитию у детей логического, творческого мышления.
Обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к детям на основе результатов психодиагностики.
Также, на основе результатов психодиагностики психологу необходимо обеспечить коррекционно-развивающую деятельность с детьми, подготовив ряд коррекционно-развивающих программ.
Рекомендации педагогам:
Педагогам старших групп совершенствовать работу по развитию у детей навыков самоконтроля через проведение этических бесед, игр-инсценировок, игр с правилами, чтение художественных произведений, сотрудничество с семьёй.
Подобрать необходимый материал для консультирования родителей по вопросам подготовки старших дошкольников к школьному обучению, развитию у них необходимых навыков, умений и познавательных процессов.
Вести углубленную работу по развитию у детей логического, творческого мышления.
Обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к детям на основе результатов психодиагностики.
Заключение
Интеллектуальное развитие в целом соответствует возрастным особенностям детей 5 – 6 лет.
Особое внимание хотелось бы обратить на мнемонические особенности детей логопедических групп. В основном у них преобладает неосознанное, механическое запоминание. Это проявляется в непонимании причин и следствий элементарных явлений.
Профилактическое направление
Консультации в информационных уголках:
Консультации для первых младших групп:
Сентябрь «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»
Октябрь «Как справиться с детским гневом»
Ноябрь «Возрастные и психологические особенности развития ребенка 2-3лет»
Декабрь «Возрастные и психологические особенности развития ребенка 3-4 лет»
Январь «Показатели окончания адаптационного периода»
Февраль «Я не жадина!»
Март «Если ребенок кусается…»
Апрель «Истерики»
Май «Ребенок со страхами»
Консультации для вторых младших групп:
Сентябрь «Возрастные и психологические особенности развития ребенка 3-4 лет»
Октябрь «Если ребенок капризничает и плачет»
Ноябрь «Как узнать, что ваш ребенок гиперактивный»
Декабрь «Как помочь ребенку делиться»
Январь «Кризис 3 лет»
Февраль «Играя дома, тренируем внимание и развиваем память»
Март «Если ребенок кусается…»
Апрель «Признаки психоэмоционального напряжения»
Май «Если ребенок часто обманывает»
Консультации для средних групп:
Сентябрь «Правила общения в семье»
Октябрь «Ребенок со страхами»
Ноябрь «Признаки психоэмоционального напряжения»
Декабрь «Индивидуальные особенности детей»
Январь «Если ребенок часто обманывает»
Февраль«Играя дома, тренируем внимание и развиваем память»
Март «Как узнать, что ваш ребенок гиперактивный»
Апрель «Если ребенок капризничает и плачет»
Май «Заповеди для родителей»
Консультации для старших групп:
Сентябрь «Переутомление у детей»
Октябрь «Если дети балуются»
Ноябрь «Ребенок от 5 до 6 лет. Какой он?»
Декабрь «Тревожный ребенок»
Январь «Роль семьи в воспитании ребенка»
Февраль «Рассеянные дети»
Март «Если ребенок упрямится»
Апрель «Возрастные и психологические особенности развития ребенка 5-6 лет»
Май «Подготовка детей к школе»
Важным направлением в моей работе является психологическое консультирование родителей, детей и педагогов. Психологическое консультирование осуществляю в индивидуальной и групповой форме. Всего за год мною было проведено- 48 индивидуальных консультаций: с родителями детского сада – 36, с педагогами-12.
Результатами работы в данном направлении считаю положительными, так как обратившиеся за психологической помощью осознали причины своих проблем и затруднений, нашли способы их решения.
Развивающая и коррекционная работа
Реализуя годовые задачи, с целью развития коммуникативных навыков, С детьми средней группы проводились занятия на развитие всех психических функций, а с ребятами старшего возроста проводились занятия для подготовки их к школьному обучению. На занятиях царил дух лёгкости, непринуждённости, теплоты и понимания. В ясельной группе, согласно перспективному плану работы психолога были проведены игровые занятия с использованием красок и разнообразных приёмов рисования. Целью этих занятий было развитие моторики, обогащение эмоциональной сферы детей, расширение представления об окружающих их предметах, формирование умений выполнять действия по инструкции.
Работа с родителями
Наряду с консультациями в работе с родителями применялись анкетирования на различную тематику. Анкетирования оказались полезными не только своей информативностью, но и рефлексией родителей в процессе заполнения анкет.
Так же регулярно обновлялась наглядно-стендовая информация на стенде педагога-психолога.
В течение года проводились:
Семинар – практикум:
«Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»
«Проблемы детей по подготовке к школе»
Мамина школа:
Консультации:
«Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием»
Как найти подход к "протестующему" ребёнку.
Случается ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется?
Как найти подход к "протестующему" ребёнку.
Групповая дискуссия:
Нужны ли наказания?
Умеем ли мы слушать и слышать ребенка и друг друга?
Консультационный пункт
Возрастные особенности детей 1 – 2 лет
Мама-терапия - лечение маминой любовьюПодготовка памяток
Ребенок должен уметь к 5 годам:
К 6 годам ребенок должен знать и уметь:
К семи годам ребенок должен знать и уметь:
Адаптация
Скоро в школу
Работа с педагогическим коллективом
В течение года с педагогическим коллективом учреждения проводилась психолого-просветительская и консультационная работа
Участвовала в производственных совещаниях. Принимала участие в работе МППК. Вела экспертную деятельность: участие в составе, жюри посещение открытых занятий. Давались рекомендации педагогам. Выступала на педагогических советах.
В течение года регулярно посещала городские методические объединения.
Повышение психологической грамотности педагогов и взаимодействие с администрацией.
Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОНа сегодняшний день актуальным в отношении управления коллективом остается определение мотивации труда. Это стремление работника удовлетворить свои потребности, получить определенные блага путем трудовой деятельности. Поэтому для выявления мотивации в трудовом коллективе мы провели направленное исследование с целью выявления социально-психологических особенностей мотивации трудового коллектива педагогов ДО.
Цель исследования: выявить, что социально-психологические особенности педагогов ДО влияют на мотивацию трудового коллектива.
Объект исследования: трудовой коллектив педагогов.
Предмет исследования социально-психологические особенности мотивации педагогов.
Задачи:
1. Подобрать и апробировать диагностический материал.
2.Выявить особенности мотивации педагогов ДО.
3.Проанализировать полученные результаты.
Для решения задач используются следующие методики.
Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон).
Диагностика мотивационной структуры личности (В. Мильман).
Тест-опросник «Мотивация и стимулирование персонала»
Описание контингента испытуемых
Обследование проходило в ГККП « Балапан»
В группу эксперимента вошли педагоги ДО в количестве 16 чел., женского пола, возрастной период которых составил от 20 до 59 лет.
Возраст педагогов: от 20-35 лет-56.25%; от 36-50 лет-18.75%; от 55-65лет-25%.
Квалификация педагогов: первую категорию имеют-12.5 % педагогов, 2 категорию-12.5%,без категории- 75%. Образование педагогов: высшее педагогическое- 43,75%,среднее специальное-56.25%.
Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон)
Данная методика разработанная, В. Стефансоном в 1958 г., предназначена для изучения представлений о себе.
Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от«наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен тест-опросник «Q-сортировка» с высказываниями.
Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических). Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами. Тенденция принятия «борьбы» — это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противоположность этой тенденции, избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.
В результате проведения методики было выявлено, что у 25% проявляется тенденция к зависимости во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических) и 75 участников анкетирования независимы в своем мнении и не пойдут на принятие всех групповых стандартов. У 50 % тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами, 25% преподавателей необщительны, а у 25% конфликт с самим собой в данном направлении и 25 % респондентов готовы вступить «борьбу» — это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противоположность этой тенденции, избегание «борьбы» (75%) показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах
и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.
Диагностика мотивационной структуры личности (В. Мильман)
Цель методики — выявить некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению обеспечению комфорта, социального статуса и пр.
Сумма баллов по шкалам ж, к, с ст., о характеризует общежитейскую направленность; сумма баллов по шкалам о.а., т.а., с.п. характеризует «рабочую» направленность личности. Затем строятся мотивационные профили (графики).
По результатам данной диагностики были составлены на каждого педагога индивидуальные графики из которых можно увидеть производственную мотивацию и общежитейскую направленность личности (потребительской мотивации).
Респондент №1

Респондент № 2

Респондент № 3

Респондент № 4

Респондент № 5

Респондент № 6

Респондент № 7

Респондент № 8

Респондент № 9

Респондент № 10

Респондент № 11

Респондент № 12

Респондент № 13

Респондент № 14

Респондент № 15

Респондент № 16

Тест-опросник «Мотивация и стимулирование персонала»
Данный тест-опросник выявляет существующие, как самые эффективные, так и наименее желательные методы стимулирования, индивидуально для каждого работника. А также раскрывает способы самомотивации для самих сотрудников. Тест опросник проясняет, чем именно привлекает  данная работа, какие плюсы она дает работнику сейчас и какие он может получить в дальнейшем, для получения удовлетворения от самой работы и лучшей самореализации.
Методы стимулирования, формы мотивации
Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
Моральные - грамоты, награды, доска почета и пр.
Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
Организационные - условия работы, ее содержание и организация. Привлечение к совладению и участию в управлении.
Примечание:
"Базовая" – наиболее действенная форма стимулирования.
"Применима" – может быть использована.
"Нейтральная" – не окажет никакого воздействия.
"Запрещена" – не допустима к применению.
Например, для приведенных данных видно, что преобладают типы мотивации "Профессиональный" (на первом месте) и "Патриотический" (на втором месте).
Следовательно, стимулирование должно базироваться на моральных и организационных формах стимулирования; применимыми являются денежные, натуральные формы и участие в собственности. Негативные формы и патернализм запрещены.
Если при определении форм стимулирования возникает противоречие, необходимо учитывать вес (т.е. индекс) типов мотивации и структуру преобладающих типов по первому-второму месту.
Результаты данной диагностики показаны в таблице №1.
Таблица №1
Тип мотивации Процентный показатель по ДО «Балапан» Формы стимулирования
СТ 6,25% Негативные Базовая
Денежные Нейтральна
Натуральные Базовая
Моральные Нейтральна
Патернализм Базовая
Организационные Запрещена
Участие в управлении Запрещена
ИН
37,5% Негативные Нейтральна
Денежные Базовая
Натуральные Применима
Моральные Запрещена
Патернализм Запрещена
Организационные Нейтральна
Участие в управлении Нейтральна
ПР 31,25% Негативные Запрещена
Денежные Применима
Натуральные Нейтральна
Моральные Применима
Патернализм Запрещена
Организационные Базовая
Участие в управлении Применима
ПА 25% Негативные Применима
Денежные Нейтральна
Натуральные Применима
Моральные Базовая
Патернализм Применима
Организационные Нейтральна
Участие в управлении Применима
Вывод: Таким образом, полученные результаты позволяют сформулировать ряд выводов: Применение данных методик дает положительные результаты при организации межличностных отношений. Определённым образом, группируя, представителей различных типов друг с другом, с учётом фазы деятельности, рабочего пространства и ряда других моментов можно проводить необходимые качественные изменения в отношениях коллектива.
Поставленная перед нами целевая установка экспериментально выявить, что социально-психологические особенности педагогов ДО влияют на мотивацию трудового коллектива была достигнута.
Вывод:
Работа педагога-психолога строилась исходя из цели и задач дошкольного учреждения, учитывались проблемы специальной помощи детям в соответствии с развитием.
Критерием эффективности результатов готовности к школе явились групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию психических процессов, эмоционально - волевой сферы.
Наиболее результативной была работа в направлении «психологическое консультирование», «коррекционно-развивающая работа» с детьми», «работа с родителями».
Менее эффективной оказалась работа с педагогическим коллективом, где большая часть запланированных мероприятий (тренинги) не были проведены. Причины были объективные - это длительные карантины в группах в течение года. Болезни педагогов.
Вышеперечисленные виды работ способствуют созданию условий для формирования положительной динамики в развитии воспитанников ДО.
Работа носила целенаправленный, последовательный характер. Содержание запланированных мероприятий отвечало решению поставленных задач.
Особого внимания требовали:
Дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность);
Дети, имеющие различного рода неблагополучия личностного плана: тревожные, депрессивные, с заниженной или чрезмерно завышенной самооценкой.
Основная тематика запросов услуг
Проблемы, с которыми обращались воспитатели и родители:
Нарушения в поведении, общении детей
Оказание помощи в обучении, воспитании
Условия успешной адаптации
Исходя из данных аналитического отчёта, в следующем учебном году, планирую продолжить отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы (проведение интегрированных занятий), продолжить разработку индивидуальных рекомендаций, увеличить количество обучающих и практических занятий для педагогов и родителей.
Планируемая цель на 2015-2016 учебный год:
Организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения детей, воспитателей, родителей.
Укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста, подготовка к школе.
Задачи:
Создание психолого-педагогических условий для детей, внедрение здоровьесберегающих технологий.
Формирование психологической готовности детей к обучению в школе, выявление трудностей в интеллектуальном и эмоциональном развитии личности дошкольников.
Участие в работе семинаров, совещаний, педсоветов, службы мониторинга для повышения психологической грамотности педагогов.
Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста:
Сформировать осознанное отношение к своему здоровью, бережное отношение к своему организму, иметь представления о том, что вредно и что полезно для здоровья;
- формировать знания о правах и обязанностях старших дошкольников.
Обеспечить психологическое благополучие педагогов как залог формирования благоприятного психологического климата в стенах ДО.