Аналитический отчет педагога-психолога за 2014 — 2015 учебный год

Аналитический отчёт
педагога-психолога Утенковой С. Н.
за 2014 – 2015 учебный год.

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.
ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса). Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
ЗАДАЧИ:
Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.
Проведение мониторингов образовательного процесса.
  Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе
Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях:
Проведение мониторингов, согласно плану.
Работа с педагогическим коллективом.
Активное взаимодействие с учащимися.
Психолого-педагогическое консультирование родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки.
В течение года работа велась по четырем основным направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психопросвещение.
В 2014 -2015 учебном году моя работа включала в себя следующие направления деятельности:
Психологическое сопровождение предпрофильной;
Психологическое сопровождение выпускников нашей школы;
Психолого – педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания к себе;
Работа с педколлективом;
Работа с родителями.

С начала сентября по ноябрь проводилась работа по адаптационному периоду учащихся 1,5,10 классов. Цель адаптационного периода - профилактика социально-психологической дезадаптации школьников, создание благоприятного психологического климата.
Период адаптации пятиклассников к условиям средней школы я вела наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, проводила индивидуальные беседы с детьми и родителями. Среди детей было проведено анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что период адаптации прошел успешно для большинства учащихся. Затянулся период адаптации у 2 человек, с ними была организована индивидуальная работа. По этому вопросу было проведено совещание «Адаптация учащихся 5 класса в средней школе».
Проведено анкетирование детей и родителей первоклассников по адаптации к школе, которое показало, что адаптационный период у всех учащихся прошел успешно. С учащимися 1 класса проводились групповые занятия, направленные на снижение адаптационных переживаний.
Велись наблюдения за учащимися 10-х классов на переменах, уроках и на внеклассных мероприятиях. Проводились беседы, диагностика тревожности, состояния психологического климата в коллективе, оценка самочувствия, активности и настроения учащихся.
Для подготовки учащихся 4-х классов к поступлению в среднее звено проведено тренинговое занятие « Дорога в 5 класс».

В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги:
1.Изучение школьной адаптации 1 а, б, в,, 5 а, б, в , 10 А.
2. Изучение учебной мотивации в 1-ых, 2-ых, 3-ых, 4-х ,5-х, 7-х классах.
3. Диагностика состояния агрессивности в 4 А, Б и Г, 5 А и Б, 7 А и Б, 8 А. классах.
4. Уровень воспитанности учеников (с 1 по 9-е классы).
5. Изучение проф.направленности в среднем звене 5-е – 7-е классы
6. Проведение проективных рисуночных тестов:
«Несуществующее животное» в 1 - е, 2-е, 3-е, 4 –е классы.
«Человек под дождем» в 3 Б, 4-е, 5-е классе.
7. Выяснение межличностных отношения с помощью методики ЦАМ в 5-ых классах.
8. Диагностика познавательных процессов (внимание, мышление, память) 1-ых и 4-х классах.
9. Подготовка индивидуальных карт детей представленных на медико-психолого-педагогическую комиссию (полное обследование) 7 человек.
10. Изучение психологического климата в детских коллективах с 1 по 11 классы.
11. Изучение отношения к школе с 1 по 11 классы.
12. Эмоциональное состояние на уроках с 1 по 11 классы.
13. Анкетирование об употреблении алкоголя, наркотических и токсических веществ учащихся 8-х – 11-х классов.
14. Изучение профессионального самоопределения учащихся 8-х ,9-х , 10-х и 11-х классов.
15. Проведение тренингов с 1 по 7-е классы во время занятий «Познай себя.
16. Диагностика детей группы дошкольного образования «Солнышко».
17. Диагностика толерантности 9 – 11 классов.
18. Методика «Автопортрет» в 3 Б, 4 А, 5 – е классы, 7-е классы.
19. Изучение стрессоустойчивости в выпускных классах 9-е и 11-е.
20. Исследование личности с помощью опросника Кетелла (детский и подростковый вариант) в 4 В, 7 А и 7 Б классах.
21. Оценка отношений подростка с классом в 5-ых и 7-ых классах.
22. Выявление структуры темперамента с помощью опросника ВМ Русалова в 4 А и В, в 11 А классе.
23. Сочинение с целью диагностики состояния тревожности с 3-е по 7-е классы «Что я могу рассказать телефону доверия?».
24. Рисунки с целью диагностики состояния тревожности с 1-е по 2-е классы «Что я могу рассказать телефону доверия?».
В индивидуальной работе применялись следующие методики: выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и запаса имеющихся у них бытовых знаний. Методики определения отношения и мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Методы оценки внимания – его устойчивости, распределения, переключения и объема. Методы диагностики памяти. Методика определения объема кратковременной зрительно памяти. Методика оценивания оперативной зрительной памяти. Методика определения объема кратковременной слуховой памяти. Изучение оперативной слуховой памяти ребенка – младшего школьника. Методы изучения воображения младшего школьника. Методы психодиагностики мышления. Детский вариант личностного теста Р. Кеттелла. Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф-Харриса. Методика оценки уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса. Проективные рисуночные тесты с целью изучения состояния личности: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Человек под дождем», «Школа Зверей», «Дом. Дерево. Человек». Методики направленные на изучение профессиональной направленности личности – «Карта интересов», «ДДО», «Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда».
Также выступления на ШМО начальных классов, ШМО классных руководителей и РМО педагогов-психологов, Педагогическом совете школы.
Проводилось одно открытое занятие регионального значения в 7 А классе в декабре месяце.
За 2014-2015 учебный год проведено 172 консультаций, из них 88 с учащимися, 48 с педагогами, 36 с родителями. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, личностным проблемам, проблемам общения, школьной неуспеваемости, школьной не успешности, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации.
Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: посещение семей на дому, личные беседы-консультации с родителями, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.
Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальным является вопрос: связанный с конфликтными ситуациями в классах и сниженной мотивации у отдельных участников педагогического процесса.
Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности, развитию сплоченного коллектива в классах и повышение мотивации к учебной деятельности.
В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:
Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.
Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их у внеурочной деятельности.
Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.




Педагог-психолог Утенкова С.Н.
05 июня 2015 г.
15