Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.


Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.
Познавательный интерес ребёнка очень широк, он интересуется всем вокруг и задача учителя начальных классов суметь направить
этот интерес так, чтобы ребёнок получал оптимальные сведения научного характера и сведения об окружающем мире для успешного овладения школьными знаниями. Для успешного обучения нам необходимо с 1 класса начать формировать у ребёнка познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадях, дополнительной литературе, осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы обобщения, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Ребёнок воспринимает материал лучше, когда задействованы все органы чувств. Особенно в 1 классе по моим наблюдениям практически у всех детей действует такой принцип: услышал – увидел - изобразил
графически – поделился с другом – проговорил и запомнил. Так, например, самый трудный момент для учащихся 1 класса – работа со звуком. На слух тяжело воспринимать классификацию звуков: гласные – согласные, твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, шипящие, парные – непарные. Приходится повторять на уроке несколько раз, но на следующий день многие дети это забывают. Намного эффективнее работа со звуком и буквой проходит, используя знаково-символичные средства: «Весёлые человечки».
С их помощью я осуществляю операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делаем выводы, обобщения, и понимание сложной темы проходит в интересной, игровой форме. Дети в этой работе мои помощники и руководители образовательного процесса.
Наша параллель 2 классов работает по учебнику В. П. Канакиной мы считаем, что содержание учебника «Русский язык» как и методика преподавания, отвечает всем требованиям концепции развития различных УУД. Так же я использую в работе и дополнительные источники: тетради творческих работ, тетради комплексных работ, рабочие тетради, которые представляют  большие возможности для формирования познавательных универсальных действий. Но, конечно, есть много заданий, которые я подбираю сама и предлагаю детям. Хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания и приёмы позволят: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей и использовать знаково - символические средства.
Из какой группы слов можно составить предложение ?Душистый, пчела, осень, цветы, солнце.
Утром, на, капли, траве, росы, засверкали.
Прочитай текст. Найди предложение , которое не подходит по смыслу.
Однажды мы поехали в лес за земляникой .Много ягод набрали. Я тоже целый ковш набрал и бабушке отдал для варенья . Леса – лёгкие нашей планеты . Я радовался , что в этом варенье была и моя земляника.
В каком порядке нужно расставить предложения ,чтобы получился текст?
Ёж быстро привык ко мне. 2) Летом на даче я встретил друга. 3) Каждое утро я ставил ему блюдце с молоком .4) Это был ёж.
4,3,1,2 2,4,3,1 1,2,3,4
«Напиши как  можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».
М…………… в……….. с………… п……………. г………… .Мы всей семьёй пошли гулять.
В……………. у……………… в………………. м…………. .М……………. с………………. г……………….. б……………. . Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить.
 1) п, и, к, а, т               2) ь, о, ч, н             3) й, е, н, и
т, ф, и, у, л                      ч, е, е, р, в             д, а, р, г
б, и, и, т, н, о, к                у, о, р, т                с, г, е, н
г, а, о, п, и, с                    н, е, д, ь               ь, д, д, о, ж
Ответ: 1)тапки, туфли, ботинки, сапоги-обувь;2)ночь, вечер, утро, день-время суток; 3) иней, град, снег, дождь- осадки
 Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить.
 1) е, м, р, о                  2) к, у, а, п              3) а, к, о, р, о, с
р, а, е, к                          з, я, а, ц                  в, л, е
ш, а, а, м, р, о, к             а, и, с, л                  щ, а, у, к
о, о, е, з, р                      х, м, а, у                  а, а, ь, с, р, к
ь, ю, т, л, н, а, п              м, й, е, в, а, у, р       т, р, г, и
ф, к, а, а, л, и                  к, в, о, л                   а, н, о, о, р, в
Ответ:1) море, река, ромашка, озеро, тюльпан, фиалка;2)паук, заяц, лиса, муха, муравей, волк; 3)сорока, лев, щука, карась, тигр, ворона.Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык.
Язык до Киева доведёт.
Разведчики взяли языка.
Без языка и колокол нем.
Язык под чесночным соусом.
Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:    
 автомобиль, тормоз — автор
колос, роза, вата — …
кора, лото, боксер — …
баран, рана, банка — …
Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию. И самое главное: мне это интересно и необходимо».