Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
«Скажи мне- и я забуду, покажи мне-и я запомню,
вовлеки меня- и я научусь»
Конфуций
Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются следующие:
- понимание детьми процесса обучения;
- понимание того, чему обучать;
- представление о том, как структурировать учебный процесс,
- как оценить результативность обучения» (Руководство для учителя,
стр 138)
Понимания уровня знаний, личного опыта ученика помогает учителю определиться с методами и формами обучения. Старый материал, жизненный опыт учеников должен служить отправной точкой для получения новых знаний. Это и есть основа конструктивистской теории обучения, что позволяет ученику самостоятельно изучить новый материал на основе прошлых знаний. Но и не нужно забывать о роли учителя. «Учитель следит за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удерживания внимания учеников, при этом предоставляя им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач» (Руководство учителя 140 стр.)
Свои уроки я планировала основательно, я постаралась создать на своих уроках коллаборативную среду для учащихся 10 класса, кстати хочу заметить, что дети в нашей школе чувствуют себя очень комфортно, возможно это связано со спецификой школы, интернатное учреждение дети друг друга знают очень хорошо, поэтому достаточно раскрепощены, еще один нюанс в том, что дети нашей школы не комплексуют и не зажимаются при посторонних, они часто выезжают и это помогает им быстро адаптироваться к любой среде. Зная такую специфику нашей школы я была уверенна, что и на моем уроке при проведении разминок они будут вести себя естественно и не принужденно. Перед первым уроком из серии последовательных уроков по истории Казахстана я вместе с учениками разработала правила работы на уроках: 1)Пользоваться телефонами только для работы в интернете, по разрешению учителя 2) Порядок в классе( дети даже предложили закрепить за контролем исполнения этого пункта, Зелимхана 3)Открыто высказывать свое мнение 4)Работать в группах 5) Чаще показывать и разбирать исторические фильмы, но продолжительностью не больше 30 мин. На первом своем уроке в качестве разминки я решила им дать музыкальную гимнастику «Кара жорга танцует ежик», но мои ожидания не были оправданы, то ли из-за съемки на камеру, то ли из-за неправильного подхода, все таки 10 класс,большинство детей не танцевало .
Когда я провела первый урок я сделала вывод, что для создания атмосферы сотрудничества, не буду использовать танцевальные разминки, на втором уроке я провела игру «Приветствие», суть игры заключалась в том, что каждая группа, их 3 должны были поприветствовать друг друга особым способом, группа «первобытных людей»-дергали за ухо, группа «андроновцев»- гладили по голове и группа «саков»- приветствовали учеников в классе рукопожатием, детям очень понравился этот игровой компонент на уроке они очень смеялись и подшучивали друг над другом, но все же был один негативный момент, когда было предложено группе «андроновцы» поприветствовать друг друга носом, они не захотели этого делать, поэтому я сделала вывод, что дети не достаточно комфортно чувствуют себя друг с другом, задание я конечно поменяла, предложив им просто погладить голову, им это понравилось, но я уже знала,что в следующей разминке постараюсь поставить детей в одинаковые условия
В качестве урока для описания я взяла 3 урок, на котором я постаралась учесть минусы предыдущих уроков. Тема: «Общественное устройство и идеология саков(Скифская тройка)»
Цель: Исследование истории племен Казахстана в сакско -сарматский период
Задачи:
Образовательная: Показать учащимся развитие общественного строя, промыслах, изобразительном искусстве саков, охарактеризовать идеологию, религиозные верования, скифская триада, вооружение, узда и зверинный стиль
Развивающая: прививать навыки умения делать выводы, создавать презентации,оценивать
Воспитательная: воспитывать уважение к истории своей страны.
Ожидаемый результат: Учащиеся критически мыслят, самостоятельно находят решения, работают с ИКТ, оценивают, создают презентации.
Для создания коллаборативной среды я провела игру «Мотор», суть игры заключалась в том,чтобы один из учеников стал изображать рев мотора «Рррр», следующий ученик на которого он обернулся, должен присоединится и т.д пока все дети не будут задействованы, начала я сама, но все остальные ученики с удовольствием присоединились, было очень весело,дети смеялись, пускали различные шутки: «Смотрите, чтобы машина не заглохла!» или «У нас машина советская или иномарка?», на этот раз коллаборативная среда была создана, дети на позитивной ноте работали весь урок. Айгерим (А сильной мотивации), Сохраб (В средней мотивации) и Егор (С слабой мотивации) им такая игра очень понравилась
Второй этап урока- это проверка домашнего задания по методу «Внешнего и внутреннего круга», суть метода в том, что учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Я немного добавила свои коррективы в это задание, внутренний круг, создавали дети, которых не было на прошлом уроке и ученики слабой мотивации, а внешний круг состоял из учеников сильной мотивации. Внутренний круг задавал вопросы внешнему кругу и таким образом должен был усвоить материал прошлой темы, но к сожалению, дети слабой мотивации не смогли сформулировать вопросы, поэтому внешний круг взял инициативу в свои руки, они рассказали все основные моменты прошлой темы, сильной мотивации ученики подошли ответственно с заданию постарались, раскрыть тему прошлого урока, когда я стала проверят усвоения материала внутреннего круга, сделала вывод, что дети хорошо усвоили задание. Было видно из наблюдения за тремя учащимися А, В, С, что Айгерим помогает хорошо усвоить материал Егору. Вывод из этого таков, что дети достаточно хорошо взаимообучают друг друга. И такую работу нужно чаще включать в мои уроки.
Третий этап урока это деление на группы, дети уже привыкли к сменному составу, на этот раз я их разделила по принципу 1,2,3. Следующий этап и задания для групп, была работа над презентацией, каждой группе был дан ноутбук и раздаточный материал для каждой команды по «Скифской триаде», 1группа- узда, 2 группа- вооружение и 3 группа- звериный стиль. Для работы, в ноутбук были загружены картинки по теме, которые они могли использовать в своих презентациях, дети активно начали работу, каждая группа распределив обязанности, рационально использовала время, но все таки были и такие дети, которые не принимали участие, сделав для себя пометку, на следующем уроке я задействовала всех детей. Айгерим оказалась в одной группе с Сохрабом, они сразу нашли общий язык и каждый выполнял свою обязанность. Это помогло мне сделать вывод, что ученики хорошо взаимодействуют друг с другом при групповой работе. Но Егор( ученик слабой мотивации) в работу над презентацией не был включен.
После завершения презентаций я предложила объяснить свои темы каждой группе, методом Джиксо, сп
·икер из каждой команды переходил в другую для защиты презентаций, при этом ученики должны были оценить работы методом «Две звезды, одно желание», с заданием справились все, они написали пожелания и все, что им понравилось. Айгерим взяла на себя роль спикера, а Егору было дано задание в группе написать свои комментарии и пожелание, хоть и кратко, но он выполнил порученное ему дело. Когда спикер вернулся в группу, все по очереди зачитали комментарии, обсудили справедливо ли были они написаны, что им следовало учесть на будущее в своих работах. На этом этапе был применен не только модуль обучение критическому мышлению, но и новые подходы в обучении- при переходе из групп в группы между учениками состоялся диалог, ИКТ в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения (оценивание было формативным, но давало представление о том как группы справились с заданием). Наблюдая за этими детьми было видно, что дети сами регулируют роль каждого в группе. Это положительная динамика в самостоятельной работе учеников
Следующий этап, дети записывали основные даты и события по общественному устройству саков, также мы обсудили все моменты, что для них лучше всего запоминается, ученики сказали что, труднее всего запомнить даты, но очень хорошо запомнилось, то что у саков военная демократия, равноправие и женщина должна сойтись в поединке с мужчиной, чтобы выяснить кто в семье будет занимать главенствующую роль, также с помощью учителя сравнили это с современным обществом и гендерной политикой в Казахстане, диалог получился интересный, дети обсуждали и сравнивали ранний железный век с современными событиями, получился своеобразный диспут, но даже в этот момент Егор не принимал участие, не был заинтересован уроком, хотя письменно он работал, минус нашей школы в том, что дети часто находятся на сборах или соревнованиях, для таких детей нужно что то еще, кроме новых методов, им все понравилось, они запоминают и усваивают лучше материал, когда работают в группах и взаимообучаются, но проблема есть, как работать с детьми, которые на сборах и соревнованиях?
Для закрепления материала на следующем этапе я предложила им игру «Крестики нолики» суть игры заключается в том,что учитель проводит игру по пройденному материалу на закрепление 1. Команда 1 (Нолики) выбирает число из таблицы. Учитель читает вопрос под этим номером. При правильном ответе Команда 1 ставит нолик в этом квадрате. При неправильном ответе Команда 2 (Крестики) получает шанс ответить на вопрос и поставить крестик в данном квадрате. Для этого я расформировала одну из групп и рассадила их в одинаковом количестве в две другие группы, карточки прикреплены к доске на магните на лицевой стороне написана цифра, с обратной стороны вопрос соответствующий цифре, затем я предложила командам, методом густо-пусто начать игру, команда 1 выбрала пустую ладонь, поэтому начала команда 2. Группы по очереди выбирали цифры и отвечали на вопросы, я задавала им наводящие вопросы, чтобы услышать те ответы которые мне нужны например вопрос: Что такое скифская триада? Дети задумались, я продолжаю, что мы сегодня изучили на уроке? На какие темы каждая группа защитила презентации? После этого я получаю ответ который хочу услышать и осознаю, что я допускаю большую ошибку, из-за не хватки времени не даю им просмотреть раздаточный материал или найти самостоятельно в интернете, я предпочла более легкий способ все сделать сама.
Ответы Айгерим (сильной мотивации) были полными и хорошо сформулированными, а Сохраб и Егор даже не успевали включить мыслительную деятельность. На основе этой игры я смогла сделать анализ, какой уровень понимания материала у учеников, оценить их знания формативным оцениванием, кто как работал, активность класса и поняла что ученики категории В и С думают медленнее и не успевают включиться в работу. На этом этапе я применила такие модули как, обучение критическому мышлению, новые подходы в обучении, дети обсуждали вопросы и ответы, между ними состоялся диалог, управление и лидерство в обучении, в каждой группе выделялись лидеры, которые активно работали, больше отвечали, так же были учтены возрастные особенности детей, вопросы задавались для развития мышления.
И на последнем этапе дети работали по листам-опроса, т.е обратная связь, я поняла, что из всего урока самое трудное для детей оказалась игра «Крестики нолики», но проблему они видели в том, что их не внимательность и не основательное прочтение раздаточного материала, привело к незнанию ответов на некоторые вопросы, дети были очень честными, когда писали рефлексию.
Таким образом проанализировав свою практику, могу сказать,что ученики стали чувствовать себя намного комфортнее, начало положено, работы еще много, но цель становится ближе. Есть конечно минусы работы, но я их вижу в себе, единственное, что меня беспокоит, как повысить качество тех детей, которые постоянно отсутствуют, велоспорт например, уезжают в сентябре, а приезжают в мае или конькобежцы. Но в любом случае степень понимания темы у детей повысилась.
Ключевые идеи и содержание Программы направленны на достижение казахстанскими учителями соответствующего качественного уровня, необходимого учителю для позиционирования себя как специалиста, способного к профессиональным размышлениям, готового к изменениям своей практики преподавания и обучения, а также- к практической реализации, анализу и оцениванию идей Программы(РдУ ст 202.).Эта программа поможет нашим ученикам раскрыться, не смотря на их загруженный график по другому взглянуть на учебный процесс.
Ученикам очень нравится эта методика, дети стали обсуждать темы, даже подключились казалось бы слабые ученики, такие как Зелимхан и Егор(ученик С), они участвуют не только охотно в беседе, но и выполняют задания. Когда на педсовете поставили вопрос об отчислении Зелимхана, спросили мое мнение, коллеги были удивлены, узнав, что на моем уроке он работает и стал раскрываться, но не про всех детей я могу сказать с такой гордостью, у меня есть результат, значит есть стимул и я собираюсь работать над этим дальше.
В процессе обучения мы научились сотрудничать друг с другом, преодолевать барьеры между сильными и слабыми учениками,смело высказывать свое мнение, работать в группах сменного состава, взаимооценивать. Но есть еще много моментов над которыми нужно еще работать например: формулировать свои мысли, объективно оценивать, искать информацию в дополнительных источниках и интернет ресурсах.
Сделав вывод хочу сказать,что групповая работа, очень эффективно раскрывает учеников категории С, но для группы А следует применять дополнительно индивидуальные исследовательские формы работы. На уроках истории следует больше уделять внимание развитию критического мышления, что будет способствовать развитию и других личностно- коммуникативных навыков у учащихся.











Аубакирова Алия Ондасыновна Портфолио учителя Отчет В2
Группа №4 третьего уровня
г.Петропавловск 04.11.2013 г.

Отчет В2











15