Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков


Отчет
по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
«Главная задача образования - это обеспечение пяти качеств в человеке: любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и, прежде всего, сострадания».
Курт Хан
«Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетил почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения » [В.С.Безрукова, Анализ урока, М., 2003].
Школа - как много в этом слове, это значительный этап в жизни каждого человека и от нас учителей, зависит, какими будут воспоминания наших учеников, об уроках будут ли эти уроки интересны и познавательны или останутся в воспоминаниях как скучные и однообразные. И сейчас, когда в мире все стремительно меняется, учителя также должны идти в ногу со временем и прогрессом, меняясь вместе с ним. Ритм жизни людей 21 века с каждым годом увеличивается и в наших силах создать для наших учеников такие образовательные условия, при которых они не потеряются во взрослой жизни, а смогут успешно реализовать себя.
«В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (BarberandMourshed, 2007). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward&Grant, 2011)» [стр 110 Руководство для учителя]
После прохождения первого этапа курсов для учителей третьего базового уровня по Кембриджской программе я приехала в школу для прохождения практики. Для проведения уроков я выбрала 7 класс по предмету всемирная история по теме: « Государство хорезмшахов». Целью урока было создать подходы для осознания и осмысления изученного материала через модули новой программы.
Этот урок первый в серии последовательных уроков и именно на нем я наблюдала за реакцией детей, впервые применяя новые подходы в обучении. Первая реакция детей было удивление необычностью урока, и каждый новый метод который я применяла на уроке, вызывал их интерес, и они с большой радостью выполняли все мои задания, смотря на реакцию детей, я поняла, что применение новых подходов интересует учеников, создает ситуацию успеха, мотивирует на обучения.
В начале урока на этапе побуждения, я провела тренинг «Круг радости» все учащиеся становятся в круг и передают друг другу цветок с пожеланиями под музыку «Прекрасное далеко…». В основном были пожелания успеха на уроке и счастья. Задача тренинга, сплочение классного коллектива, для создания коллаборативной среды.
Учащимся, было, предложено распределится по группам с помощью игры «Я Лидер», мною был задан вопрос «Кто считает себя Лидером?» возможными лидерами на данном этапе игры вышли Т. П им было предложено выбрать из класса в свою команду по 3 и 2 человека в группы, так как в классе 7 учеников, то группы состоят из 3и 4 учеников.
Для повторения предыдущих тем была проведена беседа по темам «Япония», «Китай», я применила метод «Горячий стул», на который вызывались ученики. Также применила задание «исторический диктант», абсолютно верно выполнили диктант 3 ученика.. «Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот,- взаимным процессом,» [стр 144 .Руководство для учителя].
Применяя модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» я задала вопросы высокого и низкого порядка. Разноуровневые вопросы ориентированы на всех учеников класса: каждый получает своё. Но это не ограничивает возможности перейти с одного уровня сложности на другой. Для детей с высокой учебной мотивацией были подготовлены вопросы уровня А, повышенной сложности, требующие развернутого ответа и анализа исторических событий, а для детей со средней учебной мотивацией вопросы уровня В, требующие точных знаний программного материала; для ребят с низкой мотивацией вопросы низкого порядка С; также при составлении вопросов учитывались возрастные особенности учащихся.
В начале урока мы с ребятами повторили правила работы в группах, которые они разработали на первом уроке:
Уважать мнение друг друга.
В группе высказывается каждый участник.
Слушаем друг друга.
Каждый раз должны выступать разные ученики с разными ролями.
Правило ППР (правой поднятой руки)
Свои предложения аргументировать.
После деления на группы учащиеся самостоятельно распределяют роли внутри группы, надевают бейджи с выбранными ролями. Спикер, оформитель, тайм-менеджер, генератор идей.
На следующем этапе осмысления и реализация урока я применила в групповой работе метод Джигсо. Для реализации внедрения в урок элементов критического мышления на флипчартах с использованием фломастеров, ручек и карандашей было предложено выполнение задания по темам: 1 группе - Завоевательные походы, 2 группе – Восстание в Бухаре и Самарканде. Учащиеся самостоятельно работали над изучением новой темы, подходили к решению вопросов с исследовательской стороны, работали с учебным пособием, контурной картой и атласом по всемирной истории для 7 класса
Работа создание схемы на флипчарты посредством диалога и исследовательской деятельности явилась важной составляющей частью урока и способствовала развитию критического мышления учащихся. Степень активности учеников была очень высокой, все были задействованы в процессе обучения. Самостоятельно распределили роли: спикера, тайм-менеджера, оформителя, генератора идей. На работу в группах было дано 8 мин времени, после того как тайм-менеджер объявил о том что время вышло, спикер каждой группы защитил проект группы. Выступление спикеров оценивалось светофором зеленый - отлично, желтый – хорошо красный - плохо. Важное что я отметила при оценивании, то что, ученики справедливо оценили выступление спикеров, и выставляя оценку «отлично» прокомментировали свои оценки, словесной похвалой.
«Ученики не обучаются изолированно. Существует актуальное сегодня понятие «учебное сообщество», при котором и ученики, и учителя позиционируют себя как обучающиеся. В подобной среде обучающихся поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух. Они работают в группах, в которых внимание уделяется жестикуляции, уважительному оппонированию, способности слушать. Эта философия характеризуется взаимоуважением и развитием самоуправления, что необходимо для устойчивости в дальнейшем обучении; в итоге формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении всей жизни.» [стр 142 Руководство для учителя]
Мне было интересно наблюдать за процессом работы в группах, так как ученики проявляли инициативу к поставленным задачам, нашли контакт между собой посредством диалога, распределили роли.
Для создания коллаборативной ситуации и для смены деятельности я провела тренинг «Как здороваются в других странах», детям было интересно и вызвало положительные эмоции, так как все учителя стремятся к созданию благоприятной среды на своих уроках для достижения максимального успеха в обучении учеников.
Следующим этап работы на уроке было применение метода «Шести шляп», который заключается в том, что я предложила ученикам шляпы 6 цветов. Метод «6 шляп» позволяет ученикам проявить свои творческие способности так как надевая шляпу они перевоплощаются в того человека с позиций которого сейчас выступают, человека – критика, оптимиста, творческую личность. Этот метод на уроке истории развивает интерес к предмету, позволяет посмотреть на историю с другой стороны не только как сухие факты и события, а проявить творчество.
Мною был задан вопрос «С чем ассоциируются у ребят эти цвета?» после их ответов я дала характеристику каждой шляпе.Белая шляпа-информация, факты. По мнению учеников, считает что «Белый цвет связан с бумагой, документами и компьютером»
К каждой шляпе были составлены вопросы: для белой шляпы. Я составила алгоритм ответов для детей.
Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?
— объективно перечислить исторические события, факты, новые сведения (5-10 фактов)
На вопрос о том с чем ассоциируется желтый цвет шляпы, Ирина высказала мнение что «Желтый цвет – это цвет солнца, что - то радостное и хорошее»
Вопросы для желтой шляпы:
Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества?
Зачем это делать?
Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны?
При каких условиях это будет выгодно
Красная шляпа у учеников ассоциировалась с огнем и кострами.
Вопросы для красной шляпы:
Что я чувствую по поводу данной проблемы?
— выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала.Зеленая шляпа у детей ассоциируется с «Травой, степью».
Вопросы для зеленой шляпы- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
Черный цвет напоминает ученикам о «ночи и негативном о критике». Вопросы для черной шляпы.
- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие есть в этом вопросе слабые места
Синяя шляпа для учеников это море спокойствие. Это - размышления. Вопросы: Синяя Шляпа упорядочивает последовательность действий и суммирует достигнутое.
После изучения каждой шляпы я предложила группам выбрать те шляпы с позиций, которых они бы хотели выступить. На уроке я впервые применяла метод 6 шляп, что было очень интересно ученикам. Каждая группа выбрала для себя шляпу, 1 группа – черную шляпу критика, т.к до этого на уроках у учеников не было возможности критиковать какие либо исторические события а должны были принимать их как данность, 2 группа - белую шляпу, т.е. факты вероятно это обусловлено тем что наука история очень требовательна к фактам, датам хронологии событий. Мною был задан вопрос: «Ваше мнение о политике государства Хорезмшахов с позиций ваших шляп критики и фактов?». Были озвучены следующие мнения спикерами групп: «По нашему мнению недальновидная политика Атсыза привела к поражению государства в 1138 году, и государство было вынуждено платить дань сельджукам и каракитаям что нанесло большой вред зохяйству государства », - ответила 1 группа; «Государство Хорезмшахов — среднеазиатское государство в низовьях Амударьи. Наивысшего расцвета достигло в начале XIII века при Ала ад-Дине Мухаммеде II. Хорезмская империя пала от тюрко - монголов Чингисхана это доказанный факт», - ответила 2 группа.
Обеспечив диалог в группе, вопрос побудил учащихся к глубокому осмыслению и обсуждению, где каждый высказал свое мнение, «Александер предполагает, что посредством диалога учителя могут выявлять повседневные «здравые» перспективы, работать с их развивающимися идеями и помогать преодолевать недопонимание. Когда ученикам предоставляется возможность участвовать в классном диалоге в разнообразных и расширенных формах, они могут исследовать границы своего собственного понимания. В то же время они практикуют новые способы использования языка в качестве инструмента построения знаний.» [стр 135, Руководство учителя]
На закрепление темы урока применялся метод «Золотой рыбки», были приглашены 2 ученика, из групп по желанию, которые уверенны в том, что они хорошо усвоили эту тему к доске, добровольно вышли два ученика . Отвечали на вопросы, которые были непонятны для других учеников оба ученика с высокой учебной мотивацией на вопросы, которые не смогли ответить «рыбки» я помогала сформулировать ответы. «Слушая и анализируя то, что дети фактически говорят и делают, учителя имеют возможность эффективнее поддерживать учащихся в их обучении – принцип формативного оценивания и понятия «обучение как оценивание»: не только приобретая знания, но и участвуя в подходах, формирующих знания» [стр 157 руководство для учителя].
Для рефлексии урока было применено написание «пятиминутного эссе Политическое устройство государства Хорезмшахов». «Ученики нуждаются в иных заданиях, отличающихся от заданий своих сверстников: они должны быть более «стимулирующими » или повышенной сложности.» стр 179 рук
На дальнейшем этапе я провела оценивание, суммативное оценивание за урок было проведено таким образом: на начальном этапе урока каждому ученику были розданы оценочные листы для взаимооценки, с указанием каждого этапа работы на уроке, за каждый этап урока ученики проводили зваимооцнеку, в конце урока все оценки суммировались и выставилась оценка за урок. «Оценивание для обучения представляет собой процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования» [с 142 Руководство учителя]. «Когда учителя используют оценивание для обучения (формативное оценивание) в равной степени, как и оценивание обучения (суммативное оценивание), то оценивание становится инструментом весьма полезным в обучении» [с. 142 Руководство для учителя]
Также на уроке я применяла формативное «смайлы» и «светофор» это и оценивание настроения учащегося на начальном этапе урока метод «Солнышко», «Тучка» и в конце урока для того что бы понять с каким настроем покидают урок ученики.
«Людям необходима обратная связь и поощрение для комфортного обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным» [с. 142 Руководство для учителя.]
По Программе «ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях» [Стр 110 Руководство для учителя ,] Применяя различные формы работы я заметила что ученик с низкой мотивацией стал активно участвовать в диалоге группы, высказывал свои идеи по теме и созданию флипчарта.
Я считаю, что в целом урок прошел успешно, все запланированные задачи были выполнены. Учащиеся познакомились с новыми методами и подходами в образовании, что их очень заинтересовало и надеюсь, новые методики повысят учебную мотивацию учащихся. В дальнейшей своей работе планирую применять новые методики в преподавании, как сказал Али Апшерон «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время не учатся сами», я полностью согласна с этими слова.
Использованная литература.
В.С.Безрукова, Анализ урока, М., 2003
Руководство для учителя.